ЗАПИСКИ БЕЛОГО ОФИЦЕРА

May 07, 2024 21:48

В Эстонии отмечают День независимости 24 февраля 1918 года, когда Комитет Спасения Эстонии формально провозгласил Эстонию независимой и демократической республикой. В это время российские войска под напором немцев, которые прервали перемирие, 24 февраля 1918 года покинули Ревель (ныне Таллинн). В это же время основная часть Ревеля была взята под контроль эстонскими национальными вооружёнными отрядами. В полдень 25 февраля в Ревеле был проведён парад в честь провозглашения независимости. В этот же день город был занят германскими войсками. К концу февраля 1918 года почти вся территория Эстонии была оккупирована немцами, а в марте-апреле все эстонские вооружённые формирования были распущены и разоружены немцами. После капитуляции Германии в ноябре 1918 года и вывода немецких войск из Эстонии реальная её независимость была достигнута уже в ходе войны с армией Советской России, когда вновь созданная эстонская армия в союзе с русской белогвардейской Северо-Западной армией и при помощи британского флота, а также шведских и финских добровольцев отразили попытки Красной Армии захватить всю территорию Эстонии. Таким образом, русские белогвардейцы внесли свой вклад в 20-летний период независимости этой страны. Об этом в 1920 году написал один из белых офицеров, участник тех событий.

«…Северо-Западная Армия не была одинока в своей борьбе с большевиками. По самому условию своего созидания и формирования, Северный корпус с первых дней своего существования оказался тесно связанным с Эстонской республикой и с её молодой армией. Свое боевое крещение части русского корпуса в большинстве случаев получили, защищая Эстонию от вторжения большевистских войск; до мая 1919-го года все операции Северного корпуса происходили на территории Эстонского государства. Эти обстоятельства не могли не вызвать к жизни союзных отношений между двумя армиями, эстонской и белой русской, к тому же преследующими одну и ту же цель - успешную борьбу с большевиками. В период существования Северного русского корпуса эти союзные отношения были оформлены заключенным договором. Однако в момент превращения русского корпуса в армию положение обеих сторон подверглось значительному изменению: вся Эстония была освобождена от большевиков, и русская армия сражалась на русской территории.
По этим соображениям русская армия вышла из-под подчинения эстонского главнокомандования и в лице генерала Юденича получила своего собственного руководителя, назначенного на должность Верховным Правителем России и признанного всеми бывшими союзниками Российского Государства. Не имея собственных портов, ограниченная размером территории, Северо-Западная белая Россия продолжала, однако, базироваться также на Ревель и на Эстонию, как был вынужден делать и Северный корпус. Вместе с тем Эстония была освобождена от большевиков, уже существовала её собственная 80 000 армия и в существенной поддержке белой русской армии она не нуждалась. Этим самым нарушался смысл заключенного еще корпусом договора и для сохранения дружеской взаимопомощи между Белой Россией и свободной Эстонией необходимо было оформить их взаимоотношения новым договорным соглашением. Почва для этого соглашения нашлась в волнующем для одной стороны вопросе о признании самостоятельности Эстонии и с другой стороны в военной поддержке Эстонии для операций против Петрограда. Сформированное в августе Северо-Западное русское Правительство поспешило признать полную и вечную независимость Эстонии и дало гарантию требовать этого признания всеми Великими державами, Верховным Правителем России и всеми областными правительствами последней. За это Эстония согласилась оказывать помощь белой России в их борьбе с большевиками и обещала помочь генералу Юденичу при походе на Петроград.
Однако, когда наступление на Петроград началось, то эстонские войска участия в нем почему-то не приняли. Потеряв Ямбург, красные войска на своем правом фланге были вынуждены спешно отступать на Красную Горку и Петергоф, но части 1-ой эстонской дивизии, хотя и перешли линию старой позиции, продвигаясь на восток, были далеки от мысли преследовать отступавших большевиков. Также пассивно они оставались и на участке под Псковом, где малейший нажим на реку Великую несомненно сопровождался бы успехом для эстонцев и повлек бы за собою падение красного Пскова.
В особенности странную позицию приняла 1-ая Эстонская дивизия в вопросе капитуляции Красной Горки. Гарнизон последней давно был, с точки зрения большевистской, неблагонадежным и проявлял настойчивую тенденцию перейти на сторону белых. Белое главнокомандование знало об этом настроении гарнизона и при начале наступления была послана по направленно к Красной Горки специальная часть, которая должна была вступить в переговоры с гарнизоном. Однако делегаты последнего вышли из района крепости еще до прибытия посланной части и были вынуждены начать переговоры о сдаче с войсковыми частями 1-ой эстонской дивизии. Одним из первых условий сдачи делегаты потребовали ввод в крепость отнюдь не эстонских, a белых русских частей, так как русский гарнизон хотел перейти только на сторону русских же. Это категорическое заявление не понравилось эстонцам и они, отказавшись от дальнейших переговоров, вслед затем просто напросто расстреляли всю делегацию. Гарнизон, понятно, отказался от мысли о сдаче и, подкрепленный присланными матросскими отрядами, вслед затем принял активное участие в защите Петрограда.
Давление русского белого главнокомандования и белого русского правительства в дальнейшем несколько поколебали политику эстонского правительства и в момент одного из стратегических маневров красных 1-ая эстонская дивизия перешла из пассивного состояния в активное и своими действиями в конце октября значительно облегчила положение левого фланга Северо-Западной Армии.
До начала отступления Эстония продолжала в лице своего главнокомандования и правительства относиться дружелюбно к союзной армии и союзному белому правительству. Лишь когда определился неудачный исход Петроградского похода, когда победа на фронте явно склонилась на сторону большевиков, Эстония изменила свое отношение к враждующим сторонам и своими действиями и распоряжениями стала всемерно способствовать дальнейшему поражению белых. Прижатая к границе Эстонии, Северо-Западная Армия в середине ноября, как никогда, нуждалась в помощи своей бывшей союзницы, но вместо сочувствия и помощи встретила лишь недоброжелательность и враждебность.
Лишь будущее расскажет миру трагическую историю существования частей Северо-Западной Армии после их перехода, под давлением превосходных сил большевиков, через Нарову и беспристрастно охарактеризует позицию Эстонии в этот период. Сейчас это еще не своевременно и можно лишь сказать, что в вопросе вынужденной ликвидации Северо-Западной Армии и в вопросе о невозможности использовать ее для дальнейшей борьбы с большевиками, Эстония сыграла первенствующую роль. (…)»
Источник: «ОКТЯБРЬСКОЕ НАСТУПЛЕНIЕ НА ПЕТРОГРАДЪ И ПРИЧИНЫ НЕУДАЧИ ПОХОДА.
ЗАПИСКИ БѢЛАГО ОФИЦЕРА» Финляндія 1920
Previous post Next post
Up