06.04.2016 Источник:
Общественный контроль Разговор с видным политиком 1990-х Юрием Болдыревым должен был пойти об экономике, но свернул в геополитику.
- Как бы вы охарактеризовали нынешнюю ситуацию в экономике нашей страны? Это кризис?
- Нет.
- А что?
- Это падение.
- Хуже, чем кризис?
- В медицине считают, что кризис - это когда у вас одна тяжелая ночь или две тяжелые ночи, но после этого вы пошли на поправку. Нет ни малейших оснований полагать, что мы завтра или послезавтра пойдем на поправку. Наши властители все пытаются нащупать кризис - это бесполезно. Они хотят от чего-то оттолкнуться. Оттолкнуться невозможно. Кризис не наступил, и дно не нащупают. Если радикально ничего не менять в экономической политике, то дна не будет, будем продолжать падать.
- Как долго можно продолжать падать?
- До полного уничтожения, до полного саморазложения страны. Прежняя экономическая модель не исчерпала себя, а была преступной. Это модель паразитирования на наследии предков. Это модель, с каждый днем реализации которой мы все больше и больше отставали от западного мира. Я говорил так, когда еще все было хорошо: я не предполагал, что упадут цены на нефть, я предполагал, что мы ослабеем через какое-то время настолько, что нам перестанут платить за наши нефть и газ, придут и все заберут. Я считаю, великое счастье, что все пошло по другому сценарию, что звенит громкий предупредительный звоночек, что дальше паразитировать нельзя, что нужно создавать созидательную экономику, возвращаться к инженерным делам, к математике, физике, химии, биологии и так далее.
Если модель менять, то менять нужно очень многое, в том числе систему госуправления. То же Министерство экономики должно прекратить быть министерством прогнозирования по звездам среднего пессимистического и оптимистического сценариев, а должно стать министерством стратегического развития, планирования. Дело в том, что, когда не заявляются никакие цели, это не значит, что их нет. Это значит, что вся экономическая модель подстроена под одну конкретную цель - превращение России в деградирующий сырьевой придаток Запада. Серьезный политэкономический анализ нашего законодательства неминуемо приводит к такому выводу. То есть законодательство построено так, чтобы тут невозможно было ничего развивать.
Необходимо ставить серьезные цели и задачи, в том числе по отраслям. Необходимо создавать отраслевой баланс, в том числе по доходам, прибылям и условиям хозяйствования, чтобы сотрудники «Газпрома» не могли зарабатывать больше, чем те, кто учат наших детей для того, чтобы завтра строить авиацию, судостроение, биотехнологии и так далее. Люди за равную работу должны получать равные деньги. Это не я придумал, с этого начинали шведские национал-демократы, которые сделали одну из самых развитых стран мира. То есть нужно радикально менять всю систему госуправления, нужно делать Центральный банк нормальным органом государственной власти, сотрудники которого сидят на бюджете, а не используют его как коммерческое предприятие для своих доходов, практически бесконтрольных и неограниченных. Нужно, чтобы этот институт стал работать как инвестор в развитие, жестко разделяющий деньги инвестиционные и спекулятивные, не допускающий перетекания инвестиционных денег в спекуляции. Без этого все разговоры о том, чтобы снизить процентную ставку - это бессмыслица и абсурд. То есть целый набор таких вот фундаментальных мер надо реализовывать, но пока об этом речи даже нет.
- Тем не менее много лет мы жили достаточно неплохо, почему все-таки началось падение?
- Есть объективная картина и личное мнение. Объективная картина - жили довольно неплохо, потому что сохранили в своих руках контроль за своими природными ресурсами, и в период высоких мировых цен на нефть и газ некие брызги нефтяного и газового дождя доставались всему населению. Это объективная картина. Картина субъективная: если лягушку надо сварить, то, брошенная в кипящую воду, она выпрыгнет. А если варить медленно, то она не заметит, как погибает. В результате холодной войны Россия не была окончательно уничтожена, у нее остался ракетно-ядерный потенциал, колоссальная оборонка, колоссальный научно-технологический потенциал и так далее. Просто окончательно взять и сдать ее было невозможно. Соответственно, с моей точки зрения, 1993 год - это не просто узурпация и переворот, это измена Родине. Потому что узурпаторы призвали в союзники наших стратегических противников. И первые соглашения, которые они подписывали, первые указы касались сдачи наших природных ресурсов оптом стратегическому противнику. Наследники этих узурпаторов, предателей, изменников Родины и сейчас правят нашей страной. Это не оскорбление, это фактическая связка. Мы знаем, что было осуществлено престолонаследие. Ключевые в кавычках «герои», предававшие интересы страны в лихие 90-е, продолжают сегодня управлять на ключевых постах государственных органов, в государственных корпорациях и так далее.
Россия целенаправленно уничтожается, потому что она слишком велика, имеет слишком много ресурсов, потенциал для того, чтобы когда-нибудь через поколение бросить вызов. Возник момент, когда, видимо, лидеры США, лидеры Запада решили, что можно дожимать. Просчитались они или нет, не поторопились ли - зависит от того, осознают ли наши власти, что продолжение прежней экономической модели (как и прежней модели управления), цепляние за нее не имеет перспективы, Россия рухнет и погибнет. Если удастся сменить экономическую модель, сменить соответственно фигуру, управляющую экономикой, сменить всю правовую модель, отказаться от кандалов ВТО - в нынешних условиях это кандалы, которые не позволяют нам развивать ключевые жизненно важные сферы, такие как судостроение, авиастроение, оборудование для производства всего, что связано с добычей полезных ископаемых, услуги в этой части, нефтегазовый сервис (все это зажато сегодня механизмами вскрытия нашего рынка в интересах транснациональных корпораций), - вот если эти кандалы сорвать, если отказаться, то может оказаться, что США поторопились. Но для этого надо, чтобы была политическая воля к радикальной смене экономической и политической модели.
- Но официально-то считается, что мы успешно противостоим Западу…
- Есть объективные показатели. По объективным показателям наше научно-техническое и промышленное отставание продолжает усугубляться. Разрушение системы образования успешно продолжается. Я вам приведу простой пример. Я недавно видел проект критериев оценки научно-исследовательских институтов, разработанный чиновниками соответствующей организации, которая теперь руководит наукой вместо Академии наук. Там нет ни слова о решении содержательных задач, которые ставятся перед наукой. На управление поставлены финансовые менеджеры, которые не понимают, что такое фундаментальная наука и пытаются придумать какие-нибудь абстрактно-абсурдные финансовые критерии. Но достижения фундаментальной науки невозможно оценить по формальным финансовым критериям. До тех пор, пока российской Академией наук управляют финансовые менеджеры по 30 с небольшим лет - дело не только в возрасте, а в том, что они не понимают, что им досталось, - до этих пор говорить о хотя бы переломе в направлении, в тенденции, невозможно. Пока тенденция - это продолжение нашей деградации. Пока заокеанские заказчики этой политики всем довольны.
Что мы там где-то в Сирии то ли противостоим, то ли нет или в Украине - это все ерунда. Фундаментально - становимся ли мы сильнее или нет, догоняем или отстаем.
Справка
Юрий Болдырев родился 29 мая 1960 года в Ленинграде в семье капитана 1-го ранга в отставке. В 1983 году закончил ЛЭТИ, в 1989-м - ЛФЭИ. Работал в Центральном научно-исследовательском институте судовой электротехники и технологии в Ленинграде. С 1989-го по 1991 год - народный депутат СССР от Ленинграда. С 1991-го по 1992-й - член Высшего консультативного совета при председателе Верховного Совета РСФСР, затем - при президенте России. В 1992-м - 1993 годах - главный государственный инспектор РФ - начальник Контрольного управления Администрации президента России. В 1993 году на выборах в Государственную думу совместно с Григорием Явлинским и Владимиром Лукиным возглавил избирательный блок «Яблоко» (расшифровывалось как Явлинский, Болдырев, Лукин). В сентябре 1995 году покинул партию. С 1993-го по 1995-й - член Совета Федерации России от Санкт-Петербурга. C 1995-го по 2001-й - заместитель председателя Счетной палаты Российской Федерации. В 1996-м и 2000 годах баллотировался на пост губернатора Санкт-Петербурга. На президентских выборах 2012 года был доверенным лицом Зюганова. В настоящее время занимается публицистикой.