«СВОБОДНЫЙ РЫНОК» - ЗАПРЕТ НА ПРОФЕССИЮ

Dec 16, 2012 22:07



Пора признать,что в теперешней «свободной демократической России» ситуация сложилась так, чтодля серьезных творческих работников фактически создан ЗАПРЕТ НА ПРОФЕССИЮ. То,что сегодня не существует цензуры - миф. Цензура финансовая,«свободно-рыночная», оказалась гораздо более «драконовской», чем официальнаясоветская. Можно даже сказать, что она - УБИЙСТВЕННАЯ для культуры. Уважение кчему-то не явно «рыночному» отсутствует полностью. В сфере литературы - как,впрочем, и почти во всех сферах нашей сегодняшней жизни - торжествует покорнаяподчиненность сложившемуся порядку вещей, неумелая расчетливость, примитивнаямеркантильность, барство и неуважение к людям, то есть хамство. Сегодняшниеновые хозяева издательств и СМИ не только не издают - они сплошь да рядом даже не читают посланные им рукописи тех, кого с первого взгляда или по какой-то еще причине считают «неугодными», «невпихуемыми», «неформатными». И несчитают нужным хотя бы ответить. Мой личный опыт - как и опыт моих друзей - свидетельствуетобо всем сказанном многократно и однозначно.

Именно этим,по моему глубокому убеждению, и объясняется тот общепризнанный факт, что за двадцатьс лишним лет, прошедших после радикальной смены власти в России, литература, ивообще искусство, культура (не говоря обо всем другом) находятся в бедственномположении. В великой стране, давшей миру Толстого, Достоевского, Пушкина,Гоголя, Булгакова, Бунина, Шолохова и многих, многих наших признанных гигантовмировой литературы, при огромном количестве издаваемых книг (до 200 тысячназваний в год!) нет художественных произведений, которые могли бы не толькоответить, но хотя бы всерьез поставить вопросы о сегодняшнем положении в Россиида и вообще в мире. Издается гигантское количество весьма поверхностных, а то ивовсе безграмотных сочинений о бандитах, олигархах, вампирах, следователях,убийцах, тусовках богатых и так далее. Есть среди них более-менее достойныепроизведения, но и они тонут в мутном потоке словесных безответственныхупражнений. Писать и пытаться издать свою книгу стал чуть ли не каждый второйжитель «свободной страны», могущий держать ручку в руках или тыкать пальцем в «клаву»компьютера. «За свой счет» можно теперь издать любую писанину, которая будетзаключена в солидную обложку и назовется «книгой». Появились фирмы, которыепредлагают каждому написать и издать книгу о нем, любимом, достаточно лишь датькое-какие биографические сведения, пожелания и заплатить необходимую сумму. Вполнеестественно, что в оголтелом словесном шуме практически невозможно услышатьнормальный человеческий голос.


Основная массакнижной продукции в сегодняшней России стала или наркотиком, оглушающим, одуряющимлюдей, отучающим мыслить, или анестезией, успокаивающей, примиряющей с действительностью,которую, якобы, ну никак нельзя изменить. Родилось совершенно дьявольское«рыночное» понятие «формат», ставшее истинным шлагбаумом для любого достойногопроизведения, которое, как раз и достойно тем, что находится вне формата - то есть вне привычного,общепризнанного, банального. Интересно, в какой «формат» можно втиснутьпроизведения наших классиков? Или они уже никуда не годятся, поскольку ихтрудно впихнуть в «формат»? Уже не раз говорилось, что сегодня фактическиневозможно появление современных Достоевских, Толстых, Буниных и другихписателей-классиков - их рукописи определенно были бы отвергнуты издательствамипо причине их «невпихуемости в формат».

Нужно ли сноваи снова повторять, что настоящее произведение далеко не всегда легко воспринимаетсясразу даже искушенными людьми - не говоря уже о массовом читателе? Есть избитое«рыночное» высказывание: «Спрос рождает предложение», оно и родило дьявольскоепонятие «формат». Но даже прочитать это высказывание можно по-разному! Приняточитать его так, что, мол, товар выпускается такой, какого хочет потребитель. Этои есть «формат». Но ведь потребитель не может хотеть товара, о котором он дажене знает и не имеет никакого представления! Он может хотеть его лишь тогда,когда товар уже есть и потребителюизвестно, что этот товар из себя представляет. Так что на самом деле спросРОЖДАЕТСЯ предложением! Предложения производителей и рождают привычный «формат»,не говоря уже о настойчивой, и - скажем мягко - не слишком умной рекламе.

Вошло в обычайу издателей не искать достойные рукописи, а сникать под напором агрессивнойграфомании «самотека» - это выгодно еще и потому, что графоманам можно меньшеплатить, а то и даже брать с них деньги. Именно такой подход к литературнойпродукции удобен издательствам. И вовсе не удивительно, что сегодняшний«формат» - это преступления, извращения, насилие, трупы, вампиры, пужалки-убивалки,натужный дебильный «приколизм». Или дешевое «мыло». Именно это массовоиздается, упорно рекламируется и оглупляет читателя, отучает его мыслить ичувствовать. Это хуже, чем обыкновенный наркотик, особенно потому, что таковымне считается.

Так иполучилось, что разорванную на части, разрушенную, сбитую с толку странузахлестнул бурный мутный поток отечественной и западной «культурной» продукции,сплошь да рядом не имеющей никакого отношения ни к искусству, ни кхудожественной литературе. Товар! «Формат»! Прибыль! И для писателей, пишущихискренне, честно, пытающихся осмыслить происходящее, а не просто «срубитьбабло» или увидеть изданными «за свой счет» собственные «гениальные» вирши,цензура «рыночная» стала гораздо более жестокой, чем цензура политическая всоветские годы.

Издателиоправдываются тем, что другие - «неформатные» - книги не продаются. Но ктосоздал «формат»? Кто его рекламирует? Кому он выгоден?

«Талантам надо помогать, бездарностипробьются сами». Эти строчки написал хороший русский поэт в противовес идиотскимуверениям, что настоящий талант якобы всегда пробьется. Ведь о загубленныхталантах мы просто не знаем, а о большинстве знаем лишь то, что «пробились»они, увы, либо в эмиграции, либо ценою своей жизни, а то и вовсе после смерти.Достаточно оглянуться на историю русской и советской словесности. Мы же покорномиримся с этим и привычно повторяем: «Нет пророка в своем Отечестве»…

Разумеется, сказанноеотносится не только к литературе. Такая ситуация в нашей стране сегодня ТИПИЧНАдля любого честного творческого работника - будь то живописец, скульптор,музыкант, певец, кинематографист или журналист. «Формат» и рынок несут гибель юбому искусству, лучшие произведения котороговсегда «неформатны».

Абсолютно то жесамое можно сказать и о науке да и о любой сфере человеческой деятельности внашей стране сегодня.

При этом надозаметить, что развал нашей культуры и литературы в частности вызван не столько дажерынком как таковым, а тем, что рынок у нас именно бандитский, неквалифицированный,самодурский. Гоняясь за дешевым продуктом, дающим быструю прибыль, наивные алчныеторгаши забывают, что настоящую прибыль, как и достойное положение в обществе,дает продукт именно качественный, требующий на первых порах больше усилий, однакос лихвой оправдывающий их в дальнейшем. Больше вложишь - больше получишь, если,конечно, вложение было с умом и дальнейшие действия тоже были разумными.Надежда на скорую легкую халяву никогда не приносит настоящий успех.Катастрофическое положение России сегодня во всех областях как раз идемонстрирует эту многократно подтвержденную временем истину.

Конечно,издатели всегда найдут себе оправдание - то «неформатные» книги не покупают, то«мафия орудует» в книжном деле, как и везде у нас, то «денег нет». И все этоотчасти верно. Делать что-то настоящее и достойное всегда трудно. Однакоизвестно, что те, кто хочет что-то сделать, разделяются на две категории: одниДЕЛАЮТ, не смотря ни на что, изыскивая способы и пути, а другие ОПРАВДЫВАЮТСЯтем, что трудно. Все знают пословицу про «плохого танцора», которому всегдакое-что мешает.

Что касаетсятворческих работников, то их дело - «духовный продукт», а вовсе не продвижениеего к людям. Продвижением как раз и должны заниматься издатели, рекламщики ипродавцы. На то в обществе и существует разделение труда.

В этой связине удивительно, что Президент в своем недавнем Послании все-таки обратилвнимание на «недостаток духовных скреп», но он не предложил НИЧЕГО РЕАЛЬНОГОдля обретения или хотя бы восстановления тех «скреп», которые в Советском Союзевсе-таки были. И не только были, но позволили нам быть одной из двух величайшихдержав мира, победить в жесточайшей войне, быть «самой читающей», иметьразвитую науку, широкое образование, культуру, медицину, социальное обеспечениеи прочее, прочее. В том числе и неплохую все же литературу, хорошие фильмы,эстраду, балет, спорт - все то, с чем сейчас, согласитесь, не слишком-то густои по чему мы все с вами, друзья, так соскучились.

Только один«горячий» пример: талантливейший, великолепно организованный телепроект 1-гоканала «Голос». Могли ли мы, многомиллионные телезрители, видя годами одних итех же «форматных» актеров, слушая одних и тех же «узкоформатных» певцов ипевиц, которых «пасут» одни те же «рыночные продюсеры» (очень многим из тех идругих давно пора бы подвинуться), - могли ли мы предполагать, что в стране,оказывается, есть такое гигантское количество ПО-НАСТОЯЩЕМУ ТАЛАНТЛИВЫХ молодыхлюдей, которые смело могут заткнуть за пояс многих из «звезд»?! Где они были, этинаши воистину НАЦИОНАЛЬНЫЕ СОКРОВИЩА, спрашивается?! Почему толькоПО-СЛУЧАЙНОСТИ телепроекта «Голос» мы узнали о них? Кстати, где они сейчас,сильно ли изменилась их судьба? Боюсь, что не очень.

А ведьнаверняка есть и еще таланты, которых просто не смог охватить проект «Голос». Дажепросто по теории вероятности не может быть, чтобы великая страна - одна извеличайших стран мира! - дала так мало по-настоящему стоящего за двадцать слишним лет якобы «свободы».

«Голос» нагляднопродемонстрировал, что было бы, если бы к руководству в стране - и в жюри! -пришли действительно талантливые честные люди - профессионалы, а не те, ктомечтает лишь о том, чтобы поскорее срубить бабло и насладиться властью. НашаРодина очень быстро расцвела бы, и мы не превращались бы в «страну Третьегомира».

НО ДО КАКИХ ЖЕПОР?! До каких пор мы будем подчиняться дикому сегодняшнему положению вещей, покорнокланяться Западу и Америке, духовно деградировать, СМИРЯТЬСЯ с печальным сегодняшнимположением России и - пудрить себе мозги дешевым печатным и «теле-наркотиком»,который нам навязывают всеми средствами?!

Когда жепоймем мы с вами, что НЕОБХОДИМО ПОДДЕРЖИВАТЬ друг друга в борьбе за НАСТОЯЩУЮЖИЗНЬ, а не принимать покорно «рыночную», убогую «реальность», в которойчеловек человеку - враг, конкурент, ненавистный соперник, и его обязательнонадо «порвать»?! Неужели так и будем превращаться в твинисов и телепузиков, которыеобслуживают перекачку денег и природных ресурсов из нашей великой в недавнемпрошлом страны - в Америку и на Запад?

Юрий Аракчеев, писатель.

размышления, статья, писатели

Previous post Next post
Up