С 1996 Муниципальное объединение библиотек Екатеринбурга ежегодно проводило городской фестиваль детского литературно-художественного творчества «Дебют». Его поддерживало Управление культуры администрации города. Душой и организационной силой этого большого, многоуровневого, постоянно расширяющего число детей-участников и взрослых-экспертов мероприятия были, конечно, екатеринбургские библиотекари… Наталья Щепина, Наталья Шоломова, Жанна Панкова, Светлана Токарева… Кого еще не назвал?
Почти десятилетие каждой осенью в библиотеке на Антона Валека (обычно тут!) собирался оргкомитет. Иногда встречи переносились в Центральную городскую библиотеку им. Герцена (ул. Чапаева, 5), Библиотеку №6 им. К.Г. Паустовского (ул. Белореченская, 6) - и всё это теперь «крапивинские локусы», которые мы, статья за статьей, пытаемся собрать в единое литературно-познавательное созвездие.
Библиотекари встречались с членами жюри и обсуждали «повестку» предстоящего фестивального года «Дебют». Утверждалась тема конкурсов, номинации и под крепкий чай-кофе шёл большой разговор о прозе и поэзии, о детском творчестве, о тенденциях в культуре, о радостях и бедах детско-подростковой жизни…
На обложке сборника «Дебют-1997» - легкокрылая бабочка, как и на эмблеме самого фестиваля;
Такого своеобразного клуба в Екатеринбурге, наверное, больше не было. Его силу, способность анализировать быстро меняющиеся культурные потребности детей и подростков, корректировать их с помощью конкурсных заданий и творческих направлений и учитывать их в собственном творчестве во многом определял (ну, как без назойливого «самозабвенный»?) энтузиазм библиотекарей и разноплановый профессионализм членов жюри. Состав жюри, естественно, год от года менялся. Но только слегка. Костяк сохранялся долгие годы. Председателем жюри был Владислав Петрович Крапивин, и, при его бережном отношении к каждой детской строчке, лучшего варианта вряд ли можно было найти. Входили в жюри Валентин Петрович Лукьянин, главный редактор журнала «Урал», Леонид Петрович Быков, доктор филологических наук, доцент УрГУ (так назывался тогда УрФУ), Мария Федоровна Попова, кандидат филологических наук, доцент университета… Меня в жюри представляли сначала как замредактора «Уральского следопыта», позже - в качестве председателя Союза юнкоров Свердловской области. Жесткого разделения оценяемых сфер не было, но, тем не менее, у каждого взрослого был свой «конёк».
Записка В.П. Крапивина, приложенная к одной из конкурсных работ: 2002, май. Публикуется впервые;
Детская поэзия, приходившая на конкурс, чуть ли не полностью попадала Леониду Петровичу, и он, по-моему, охотно разглядывал россыпи поэтических «перлов», рассчитывая отыскать среди них шедевры новой поэзии. Валентина Петровича, как критика и организатора журнального дела, интересовало всё, но более - крупные формы, позволяющие автору полнее раскрыться. Публицистика уходила к Марии Федоровне, помогая не только выявить таланты, но и заранее определить кандидатов в абитуриенты журфака. Владислав Петрович «жил» детской прозой и поэзией, творчеством самых юных авторов. И конкурсный приток сказок особенно радовал его. Меня же жюрийное разделение труда вытолкнуло к бесчисленным папкам с пометками «молодежная культура».
Конечно, все эти разделения были условны… Но, тем не менее, каждый знал «зону своей ответственности»… А отвечать иногда приходилось… Кто-то (как правило, тут выдвигались на первый план родители) не доволен оценкой творчества своего ребенка. Хотя жюри (это всегда так в детских конкурсах) старалось не обидеть никого - и найти добрые слова для каждого. Кто-то огорчился, что не попал в сборник (они выходили в весенние каникулы, «книжкину неделю», когда очередной фестиваль финишировал). А иногда разгорались публичные скандалы, бьющие по всему фестивалю в целом, по его организаторам.
«Виновником» одного из таких скандалов стала поэма, которую выдвинул в победители я. Талантливый юноша-старшеклассник Аркадий К. представил на «Дебют» поэтическое произведение «Умума Воль», сам же его проиллюстрировал.
Вокруг поэмы разгорелся спор. Некоторых членов жюри несколько смутила растаманская атмосфера поэмы. Слово «трава» там обыгрывалась на все лады, а поскольку в поэме упоминался бог Джа, кумир растаманов, обозначения зеленых ковровых лугов приобретали определенную коннотацию. Главным героем Аркадия, как понятно из названия, был Умума Воль - пророк бога Джа. Он, собрав вокруг себя адептов, вели их куда-то в счастливый мир.
Умума Воль и его жертва на рис. автора поэмы;
Субкультура этого «счастливого мира» в те годы набирала обороты. Нужно было что-то предпринимать. Ярко и убедительно спорить с теми, кто возвел «раста» в образ жизни. И вот за нас, взрослых, это сделал подросток-поэт. Поминутно цитируя поэму, я доказывал на заседании жюри, что она ПРОТИВ. Против растаманов, против наркотиков, против стадности тех, кто гонится за мнимыми радостями. И убедил большинство! Мы наградили Аркадия.
А потом, после торжественного вручения грамот и подарков, разгорелся скандал. В одной из городских газет вышла заметка с крикливым заголовком «Крапивин наградил наркоманскую поэму»:
«Гениальность» произведения «Вольный Умума» может прочувствовать не каждый, - писала екатеринбургская журналистка. - Речь там идет о привольном житии некоего пастуха Умумы, который только и делает, что гоняет коров на водопой по зеленой травке. И великий Джа улыбается им с небес. Апогей наступает в финале, когда некая «девка», живущая в урбанистическом ужасе цифр, волшебным образом оказывается в тех замечательных краях и обретает там абсолютное счастье. За этой утопией знающие люди ясно видят, что за «травку», устилающую пастбища, имел в виду автор. Остается только гадать: то ли жюри конкурса не знакомо с популярной сейчас культурой растаманов, то ли не сочло упоминание основных наркоманских символов буквально на каждой странице серьезным препятствием, мешающим наградить и правда талантливого юношу, который, заметим, участвует в «Дебюте» уже третий год, и не безрезультатно».
После таких обвинений пришлось бороться за поэму «по-взрослому». Я полностью опубликовал ее в журнале «Корабли субкультур» (под новым авторским названием - «Умума Воль»). Журнал мы выпускали с подростками из Союза юнкоров, мониторя и анализируя юношеские субкультуры Урала. И члены юношеской редколлегии восприняли поэму именно как антинаркоманскую. Хотя нашли в ней большее: вопросы о свободе и несвободе. Я же сделал обстоятельное послесловие (в журнале это было принято), озаглавив его «О счастье, простом, как кизяк»:
«Эту поэму екатеринбуржец Аркадий К. написал, когда был школьником. И выставил на городской конкурс литературно-художественного творчества «Дебют». Тут-то разгорелись страсти… Сначала - среди членов жюри. Одни (в том числе ваш покорный слуга) бились, чтобы творение Аркадия отметить в числе самых талантливых. Другие, смущенные некоторой затуманенностью сюжета, были против.
Одна из обложек журнала «Корабли субкультур», со страниц которого шагнул к читателю «Умума Воль», соблазняющий девочек пророк;
«Да нет здесь никакого тумана, - доказывали мы, - сегодняшние ребята достаточно хорошо знакомы с субкультурой растаманов, и они знают, кто такой Джа. А остальное понятно по тексту: живет на земле некий пророк Умума, живет, судя по авторским описаниям и отдельным словечкам, где-то в Башкирии, пьет чай с печеньем «ай», похожим на месяц, пасет коров, косит траву. А однажды к Умуме спускается с запредельных высот сам Джа - и они составляют книгу, чтобы призвать к себе, к своему образу жизни, новых ребят.
- Вот-вот, - кипятились наши оппоненты. - Давайте будем называть вещи своими именами: перед нами яркая, талантливая агитка за субкультуру «раста», а вместе с ней - за «траву», без которой растамана трудно представить. Пусть премию этой поэме вручают торговцы анашей!
- Да для них эти рифмы - удар по преступным рукам, - отстаивали мы свою точку зрения. - Хотя поэма, как все талантливое, намного глубже.
А действительно, о чем поэма? (Сюжет прозрачен и правдив, как жизнь: в огромном городе, грязном, дымном и злобном, живет «девка» (так поименована героиня! - уже оценка!). И вот эта «девка», в своей усталости от мира чем-то похожая на многих из нас, живет, страдает, внутренне проклинает жесткий мир технотроники... И вдруг - «незнамо откуда» попадает к ней книга неведомого пророка Умумы. А там - обещание новой сладкой жизни, новых просторов.
Опьяненная видениями «рая», «девка» бросается в лапы нового культа. И... получает обещанное! Попадает в мир, где светит солнце, где «земля зеленеет младою травой».
Всё, хэппи-энд?! Не тут-то было!
Авторская «видеокамера» делает отъезд, и мы видим нашу героиню в новом обличье… коровьем. Наблюдаем замечательную картинку: по зеленой траве движется, «нога за ногою», стадо коров. И это счастье - быть в стаде?!
Так что поэма, хотел этого автор или нет, - совсем о другом. О свободе. О великом внутреннем даре уметь быть вне стада. И счастливым быть именно от этого.
Эта тема - тема личности, личностного достоинства - самая что ни на есть крапивинская. А если речь у него шла о коллективе, то отделять это понятие от «стада» он мог «влегкую», как любили говорить в те времена подростки.
В библиотеке им. Паустовского - очередное мероприятие «Дебюта», за «жюрийным» столом, слева направо: Ю. Шинкаренко, Н. Шоломова, В. Крапивин (автор фото - ? Е. Турдакина);
Что читать:
Токарева С. Дебют. Город на ладошке // Деловой круг. 2003. - 7 апреля:
«Фестиваль проводится по инициативе Муниципального объединения библиотек <Екатеринбурга> уже в седьмой раз. А семь, как известно, - цифра счастливая. Может, поэтому седьмой фестиваль позволил сделать его участникам и жюри столько удивительных открытий!.. В фестивале есть традиционные номинации: «Серебряное перышко» (проза), «Серебряно перышко» (поэзия), «Острое перо» (журналистика) и «Книгоиздатель» (книжки-самоделки)… В этому году фестиваль, посвященный 280-летному юбилею Екатеринбурга, открыл новые номинации…»
Шафран А. Крапивин наградил наркоманскую поэму // Подробности. - 2002. - 4 апреля.
Клёнов А. Умума Воль // Корабли субкультур. - 2005. - №1.
Шинкаренко Ю. О счастье, простом, как кизяк // Корабли субкультур. - 2005. - №1.