Ямангаса - «Злая речка». Так переводят.
Я полистал «Башкирско-русский словарь» (М. Дигора, 1996). «Яман» (злой, дурной) нашел. А перевод «речка», на котором настаивают некоторые краеведы, подтвердить не смог. Зато увидел, как морфема с причинно-следственным оттенком -гас образует другие слова: алма - яблоко, алмагас - яблоня. Возможно, и в ониме «Ямангаса» закреплены эти причинно-следственные отношения. Тогда Ямангаса - «носитель злого; несущая зло». (Да поправят меня носители языка, если я что-то напутал).
В любом крае гидронимы - самые древние географические наименования. В них народная мудрость, выразительная точность характеристики. За что же так обозвали нашу Ямангасу? В детстве и мы ее не считали за речку. Хоть и рядом (километра полтора от Шубино), но делать там пацану нечего. Весной в половодье к ней не подберешься. А летом она пересыхает - лишь цепочка небольших бочажков. Ни порыбачить, не искупаться. Но ведь это не зло - отсутствие глубины и песчаных пляжиков? Почему же «Ямангаса»?
В июльский свой приезд на родину мы повнимательнее вгляделись в Ямангасу. И нашли ее не только не злой, но и очаровательной. Берега ее - обнажения углеродистых сланцев со вкраплениями слюды. Скалы искрят на солнце, как разбойничьи сундуки с бриллиантами.
Такой камень - в фундаментах изб всех окрестных сел, в заборах-каменках. Из него строили амбары. И под дождем деревни сияли бриллиантовой крошкой.
Даже сейчас, когда села полупустые, сюда приезжают из города КамАЗы за декоративным этим сланцем. Для местных жителей - подспорье… Раскопал чей-то заброшенный фундамент, загрузил машину - получай 5-7 тысяч… Ничего себе «злая река», да?
А может причина наименования со словом «злая» вот здесь? В этих бочажках? Лето только набирает силу, а Ямангаса уже пересохла. И приговорила к гибели многочисленных своих обитателей. Хотя бы вот этих прудовиков, скопившихся, как в убежище, в мелеющем с каждым днем бочажке. Беру в руки раковину прудовика. Она снизу уже затянута пленкой. Это у прудовика отработанная схема действий. Лишь засуха - затянул свою раковину защитной пленкой, и можно пережидать засуху. Так что никто не погибнет. Прудовики лишь на время впадут в спячку. А дожди пойдут - и всё здесь в луже оживёт. Поэтому для прудовика Ямангаса никакая не «злая».
Остается одно: весенние половодья. Это да! Это апокалипсис местного масштаба. Дело в том, что Саринское плато, север которого пересекает Ямангаса - самое буранное место в области. Снега здесь выпадает столько, что дома заносит по трубы. А весной, когда снег тает, речка превращается в ревущий поток, рёв которого слышен на километры. Потому и «злая».
Но «зло» это терпимо, недельку-другую можно с ним пожить бок о бок. Зато в остальные дни года Ямангаса - первая красавица на деревне... на Саринском плато.
Техническая поддержка (транспорт): Александр Шинкаренко.