Глеб МАЙОРОВ: «НАД ТЕПЛОХОДАМИ ИНОГДА ПРОЛЕТАЛИ САМОЛЁТЫ…»

May 10, 2020 18:12

Сегодня мы представляем давно анонсированный разговор с юным шипспоттером из Саратова Глебом Майоровым. Мы направили Глебу блок вопросов о субкультуре шипспоттинга, о взаимовлиянии субкультурных и общекультурных «плотностей». Глеб письменно ответил на наши вопросы, что мы и представляем здесь. Часть ответов уточнялась в ходе переписки. Первый вопрос вызван тем обстоятельством, что увлечение Глеба связано также и с самолетами…

Понятие «юношеская субкультура» исчезает из исследовательского оборота. Не потому что исчез сам этот феномен реальности… Проблемы возникли с субкультурами как с предметом исследования (некоторые социологи стараются сегодня не затрагивать само это понятие, по причинам меркантильно-грантовым). «Исчезновение» субкультур в таком ракурсе - это отражение реальности, в которой продолжается официозно-социализаторский разгром любых намеков на то, что социализация ребенка, подростка, молодого человека может оформляться по субкультурному типу (то есть в качестве ценностных ориентиров юными гражданами могут браться за образец ценности, нелегитимные или не совсем легитимные для официальной педагогики, школы и внешкольного образования). Причина такого положения дел, если односложно - тектонические сдвиги в политике от глобализации в пользу усиления и самоохранения национального государства (следовательно, традиционной национальной культуры). Тем не менее, даже в условиях торжества философии Генона, ярого традиционалиста, и маловразумительного, но трескотливого поиска в неизбежных процессах глобализации некоего «антигуманного и антинационального заговора», типа того, о котором с таким выразительным придыханием известил «бесогон» Никита Михалков, несмотря на все это - субкультура продолжает существовать и приносить пользу своим адептам - молодым пытливым «экспериментаторам», которые истины о бытии и жизни хотят получить не в выцветшей облатке традиционализма… Они сами хотят отмеривать и взвешивать эти ценности, чтобы не допустить жульничества, примитивных манипуляций и традиционного возрастного неравенства на полях культивирования идеалов и образцов поведения (формирования культурных «плотностей» и «уплотнений»), на полях культуры.

Юношеская субкультура как адаптационная вариативность новаторского культурного развития существует. Она существует как творческая «флуктуационность» отдельных «маленьких культур», которые подростки создают сами для себя в процессе социализации, в процессе приспособления своих природных задатков к условиям природного и социального мира. Она, субкультура, существует как промежуточный итог преображающей деятельности подростка, в ходе которой преображается как окружающая реальность, так и сам юный актор. Она существует как уникальное, четко ограниченное по времени и пространству единство социализационных практик, которые в данном случае можно назвать практиками субкультурными, дополнительно обозначив роль этих практик в формировании субкультуры: доминантные и второстепенные (дополнительные)…

Доминантная практика в субкультуре шипспоттеров - это фотографирование транспортно-пассажирских, военных, спортивных, промышленно-промысловых и проч. судов, плавучих средств в условиях передвижения по рекам (озерам) и морям (океанам), а также в местах их швартовки. Сегодня мы представляем давно анонсированный разговор с юным шипспоттером из Саратова Глебом Майоровым. Мы направили Глебу блок вопросов о субкультуре шипспоттинга, о взаимовлиянии субкультурных и общекультурных «плотностей». Глеб письменно ответил на наши вопросы, что мы и представляем здесь. Часть ответов уточнялась в ходе переписки. Первый вопрос вызван тем обстоятельством, что увлечение Глеба связано также и с самолетами…

- Вижу на твоей страничке снимки не только самолетов, но и теплоходов… Как это объяснить? Фотографируем всё, что движется? Что было раньше - увлечение «техникой рек и озер» или самолетами? Расскажи, с чего все началось…

- Действительно, я занимаюсь как шипспоттингом (съёмкой водного транспорта), так и плейнспоттингом (съёмкой воздушных судов). Точно вспомнить, с чего всё началось, достаточно трудно, но скажем, что толчком к моему увлечению водным транспортом стало частое времяпровождение у Волги. В детстве зарисовывал теплоходы, а потом появилось желание делать фотографии судов, которые я видел.

Первый раз фотоаппарат попал ко мне в руки в 2011 году, когда мне было шесть лет. Это была маленькая мыльница. Именно с её помощью я снял свои первые суда, причём весьма интересные: буксир толкал баржу, на которой стояло скоростное судно с наклейкой «Sochi 2014».



Только сейчас я осознаю ценность того «улова». Дальше: в 2013-м продолжил делать фото, всё на ту же мыльницу, снимал местные теплоходики, круизные суда.

В 2014 году, когда появился другой фотоаппарат, начал снимать в несколько раз больше и с большим интересом. Познакомился с определёнными сервисами в Интернете (типа shippingexplorer.net), позволяющими отслеживать положение водного транспорта в режиме реального времени, и начал снимать с помощью таких «интернет-навигаторов». Сказать, что ходил специально, чтобы сделать фото - нельзя. Делал фото только тогда, когда оказывался рядом с Волгой.

В 2015-м также продолжил делать снимки, при этом, нужно подчеркнуть, ещё не зная о понятии «споттинг». А вот с 2016 года моё увлечение съёмкой вышло на новый уровень: узнал о шипспоттинге, познакомился с новыми людьми и начал активную съёмку. Тогда же и начал целенаправленно ходить на набережную Волги, чтобы заполучить кадр того или иного судна.

Что касается плейнспоттинга (это фотографирование самолетов), то им я заинтересовался примерно тогда же, когда начал активный шипспоттинг. А что… Ведь над теплоходами иногда пролетали самолёты… И было очень интересно узнавать что-то новое. Тогда же я начал «рыскать» в интернете в поисках нужной информации, опять же не до конца понимая, что такое споттерское движение.

В начале 2017-го познакомился с парнем из Саратова, который также был увлечён авиацией. Я увидел на его странице фото из нашего старого аэропорта и заинтересовался, откуда он делает эти фотографии. Тогда же я узнал о сервисе «Flightradar», о смысле «подзаборинга» и о... многом, многом, многом ещё! В конце мая этого же года я побывал на своём первом «подзаборинге». Конечно, те снимки, которые я тогда делал, казались мне отличными. И точки съёмок устраивали. Но позже я познакомился с новыми людьми, увидел более качественные фото, узнал о новых выигрышных ракурсах съёмки и понял: есть куда расти в этом плане.

Шипспоттингом и плейнспоттингом я продолжаю заниматься и сегодня. Обзавёлся хорошей техникой для этого и продолжаю совершенствовать свои приемы фотографирования.

- Самый памятный снимок (снимки)? Приложи его, расскажи о нем подробнее…

- Один памятный снимок я уже называл: это моё первое фото водного транспорта, сделано оно было 30 августа 2011 года в Саратове. На нём - буксир «Константин Пронский» толкает баржу «7210», на которой находится скоростное судно проекта А145. Именно об этом фото я говорил, отвечая на первый вопрос.

Второй памятный снимок тоже связан с водным транспортом. 15 июля 2016 мимо Саратова проходил состав из двух буксиров и сухогруза пограничной службы ФСБ РФ, который перегоняли на место работы.



Во-первых, это было моё первое судно, так или иначе связанное с береговой охраной. Во-вторых, перед тем как сфотографировать этот состав, я познакомился с парнем из соседнего города, который также увлекается водным транспортом и съёмкой. После нашего знакомства мы продолжили общение, вместе следили за судами и снимали. Чуть позже в соцсети появилась беседа, где собрались несколько подростков из разных городов нашей страны, связанные увлечением водным транспортом. Там мы общаемся все вместе и сейчас.

Третий памятный снимок - с моего дебютного «подзаборинга». 31 мая 2017 года я сфотографировал первый свой самолёт: Як-42Д авиакомпании «Саратовские Авиалинии» с бортовым номером RA-42328 заходит на посадку в старый саратовский аэропорт «Саратов-Центральный».



Спустя год после того, как была сделана эта фотография, авиакомпания «Саратовские Авиалинии» закрылась, борт RA-42328 был утилизирован, а аэропорт «Саратов-Центральный» прекратил свое существование. Теперь смотрю на эту фотографию и испытываю смешанные чувства...

А вот эта фотография сделана на моём первом и пока единственном круизе на теплоходе по реке Волге. Прогуливаясь по набережной в городе Астрахани, я запечатлел закат. На переднем плане - малый ракетный катер «Астрахань».



Этот снимок дорог мне, потому что он - из первого моего круиза, напоминает о городе, который мне понравился, в этом кадре - сочетание многих эмоций и впечатлений.

А это я снимал с борта воздушного судна, во время моего первого авиа полёта. Конечно, на протяжении всего полёта я сделал не один снимок, но самым памятным для меня стал кадр на этапе набора высоты, буквально сразу после отрыва от ВПП.



Я вылетал тогда ещё из старого, уже закрытого нынче аэропорта «Саратов-Центральный». Это был мой единственный полёт из данного аэропорта, больше такого точно не повторится.



И снова авиация... На снимке запечатлена посадка первого самолёта в новом саратовском аэропорту «Гагарин». Состоялось это историческое событие 18 августа 2019 года. Снимал я не с территории аэропорта, а с точки за его пределами, тем не менее, не пожалел.



А тут - фотовпечатления от Международного Авиакосмического Салона 2019 года. На снимке - главный сувенир споттера «ремувка» MAKS на фоне пассажирского самолёта А350-900. Впервые я принял участие в мероприятии международного уровня как журналист и споттер. Множество новых кадров, впечатлений и эмоций, новых знакомств и встреч. Это, конечно, не все памятные снимки, которые есть у меня в коллекции, но я постарался выделить самые интересные.

- Есть ли организационная структура в вашей группе споттеров? Как это выглядит (руководители, подчиненные, особые роли)?

- Нет, такого нет. Есть, допустим, администратор споттерской группы в соцсети или руководитель в чате, но во время реальных встреч и съёмок все равны.

- Нужен ли споттеру свой язык (жаргон, сленг)? Какое споттерское словечко могло бы стать «словом года», если бы проводился такой конкурс?

- Да, безусловно, свой язык нужен. У нас есть свои понятия и термины, которые помогают общаться и работать быстрее. Насчёт «слова года» ответить трудно…

- Споттер и пространство… Как-то изменилось твое представление о размерах Земли, о расстояниях, об объеме воздушного пространства после увлечения плейн- шипспоттингом? Есть ли у тебя какие-то личные особенности в восприятии пространства, расстояний?

- Конечно, изменилось, этого нельзя исключать. Новые единицы измерения, новые понятия, связанные с географией маршрутов… Такой большой поток информации меняет представление о многом.

- Показалось, что сфера споттинга становится несколько политизированной (особенно в той части, когда обсуждаются отечественные самолеты, авиапром). Так ли это?

- Честно говоря, я не могу сказать, что споттинг как-то связан с обсуждением отечественных самолётов и авиапрома, разве что в том плане, что при рекламе используются фотографии, сделанные споттерами. В остальном, взаимных перкличек я тут не вижу, сфера споттинга не становится политизированной.

- Каким будет плейн- шипспоттинг лет через десять? Какие новые виды транспорта могут войти в сферу интереса споттеров?

- Моё увлечение через 10 лет может стать в несколько раз популярнее. В последнее время интерес к споттингу растёт, и если лет пять назад споттингом занимались преимущественно люди от 30 и старше, то теперь, условно, от 12 и старше. А вот что касается доступности споттинга и его легальности через 10 лет - ответить сложно, но, наверное, правила в отношении споттеров мягче не станут.

Не думаю, что в сферу интереса споттеров войдут новые виды транспорта. Вряд ли человечество создаст какой-то новый вид транспорта, тем более так быстро - через 10 лет. Логично думать, что если нового вида транспорта не будет, то сильно ничего не изменится, ведь споттеры и фотографы уже есть в каждом виде транспорта, и кардинальных изменений ждать не стоит.

- Что интереснее - официальное мероприятие для споттеров или «подзаборинг»? Почему? Какие существуют неформальные правила «подзаборинга» (что можно делать споттеру, что нельзя)? Что приветствуется коллегами по увлечению, что, наоборот, возбраняется?

- И официальное мероприятие, и споттинг из-под забора - одинаково интересно. Официальное мероприятие - возможность снимать самолёты вблизи, в компании влюблённых в небо людей. Иногда там, кроме съёмки вблизи, предоставляется возможность подняться на борт самолёта. А «подзаборинг» - это своеобразная лотерея, скажем так, своеобразная рыбалка, особенно когда речь идёт о бортах, информацией о которых мы практически не обладаем: самолёты гос.структур, бизнес-джеты и им подобные. Не всегда знаешь, успеешь ли ты доехать до позиции, не улетит ли борт или не приземлится раньше момента твоего появления на позиции, не улетит ли он гораздо позже, чем ты ожидал и т.д. Случаи и ситуации разные бывают.



Что касается «подзаборинга» в рамках обычного графика полётов бортов, без сюрпризов, то тут тоже всегда происходит по-разному, много бывает дополнительных факторов, которые преподносят сюрпризы и для плановых бортов. Погода, например. Ветер меняется, и борт садится на полосу, которая противоположна той, у которой ты стоишь на точке. Вот такие обидные моменты.

Что нельзя делать споттеру находясь за пределами аэропорта? Мешать сотрудникам аэропорта и пилотам. Подходить слишком близко к забору: нужно проявлять уважение к Службе Авиационной Безопасности (САБ). Возбраняется негативное отношение к САБ, к пилотам (да и ко всем работникам авиационной сферы), оскорбления каких-то авиакомпаний, воздушных судов. К коллегам по увлечению тоже нужно доброжелательно относиться.

Что можно делать споттеру, находясь за пределами аэропорта? Следить за воздушными судами; общаться с коллегами-споттерами; и да - не забывать делать фотографии самолётов:)
Что приветствуется? Хорошее поведение, большой объём знаний в авиации, новые классыне фото… Ну и всё, что в рамках приличия.

- Есть ли популярные мемы о плейнспоттинге? Можешь ли предложить свой мем?

- Разные мемы есть, их не очень много , а чтобы популярные - не знаю.

- Плейн- и шипспоттеры - патриоты своей страны? Если да - в чем это проявляется? Если нет - то тоже почему? С твоей точки зрения, что такое патриотизм в современных условиях? Не сильно «достает», когда на каждом углу про патриотику?

- Каждый относится к патриотизму по-своему, и особого влияния споттинга тут нет, разве что иногда можно сказать «вот это наш самолёт, такого больше в мире нет», «вот это наше судно, заграницей такого не построили». А так, это субъективно - личное дело каждого.



Фотографии в публикации: Глеб МАЙОРОВ

Окрылённые, шипспоттинг, Юношеские субкультуры России

Previous post Next post
Up