Шестидесятники и номенклатура

Apr 27, 2015 16:53

Оригинал взят у ivanoctober в Шестидесятники и номенклатура


Советская номенклатура - специфическая социальная группа, которая при приходе к власти Сталина, не получила ни физических, ни социальных, ни экономических гарантий существования - любого номенклатурного работника могли поставить к стенке. Номенклатура не могла передать по наследству ни свою должность, ни имущество, поскольку оно было государственное - дачи, машины, квартиры. Даже мебель была с инвентарными номерами.


Вся история номенклатуры - это борьба за эти гарантии (как метко подметил социолог Андрей Фурсов). В 1953 году со смертью «отца народа» номенклатура прежде всего обеспечила себе гарантию физического существования - на первом же пленуме партии было решено, что члена Центрального Комитета партии можно арестовать только с разрешения ЦК. После этого номенклатура стала решать уже вопросы социальных и экономических гарантий. Т.е. началась либерализация по-советски. Функцией этой либерализации было такое явление, как «шестидесятничество». Оно было отчасти побочным явлением, субпродуктом номенклатуры, но при этом действовало немного дальше, чем требовалось самой номенклатуре. Но отрывать это явление от самого процесса ни в коем случае нельзя. Политически номенклатура боролась за физические и социально-экономические гарантии своего существования под знаменем возвращения к «ленинским нормам».

Характерно, что именно в это же время в Советском Союзе произошло и крушение идеалистического проекта. СССР с 20-х, 30-х годов имел сильнейшую поддержку в мире, при том, что страна была намного слабее Запада и в материальном, и военном отношении. Но эта поддержка опиралась не на денежные, а на идеалистические отношения. Советский Союз предлагал некую идеалистическую программу, которую значительная часть мира принимала.

При этом с 20-х по 60-е годы включительно, Советский Союз лидировал и в сфере культурной гегемонии по целому ряду направлений. Речь шла о строительстве социально справедливого общества, и до конца 60-х годов западная интеллигенция (не только левая, но либеральная) признавала приоритет Советского Союза в этой области. Эта ситуация продолжалась до 70-х годов.

Почему?

Все встает на свои места, если прочесть мемуары бывших брежневских спичрайтеров и советников, где они откровенно излагают, что они уже в 60-е годы разочаровались в марксизме-ленинизме и стали увлекаться западной социологией и политологией. Интеллектуальное превосходство было потеряно(кстати, это же время связано с началом «подсадки» Советского Союза на «нефтяную иглу»). Что характерно, по мемуарам бывших сотрудников внешней разведки СССР, при отказе страны от курса распространения идеалистической программы в 70-е, причинами вербовки агентов за рубежом стали только деньги и шантаж. Идеалистические и идейные составляющие просто исчезли.

Показательно и то, что как только номенклатура с помощью Брежнева в конце 60-х решила проблемы своих социально-экономических гарантий, шестидесятничество, как идейное направление, стало уже не нужно и было тихо отодвинуто. При этом сами «шестидесятники» склонны подавать этот процесс, как «реванш номенклатуры», но если посмотреть на основных деятелей шестидесятничества, то для них особенных перемен не произошло - как ездили заграницу в 60-е, так и продолжали ездить в 70-е. Продолжали и работать, и печататься. Многие представители этого направления были всегда при власти или стремились к ней, стараясь при этом изобразить из себя гонимых и спекулируя этим. Моральные обязательства, по типу «если ты при власти, получая при этом блага и награды, то не стоит представлять себя жертвой» их особенно не напрягали. Эти люди самоорганизовались, фактически, по принципу мафии и блестяще овладели круговой саморекламой (интересно проанализировать и национальный состав «шестидесятников- диссидентов»). Посредственные романы объявлялись шедеврами, а посредственные авторы - «светочами русской литературы». И в этом смысле, вторая фаза выжившего из ума шестидесятничества последней половины перестроечных 80-х больше напоминала киплинговских бандерлогов, стаю обезьян, которая несясь по джунглям, кричала «Мы лучшие! Все джунгли завидуют нам!».

Оставим их в покое и не будем ловиться на шестидесятнические мифы. Но будем помнить, что массовое общественное сознание на многие вопросы нашей недавней истории - на фигуры Ленина, Сталина и фигуры более позднего периода, - смотрит глазами сытой либеральной интеллигенции, которая хотела, чтобы у нее все было, а ей за это ничего не было.

Более подробно здесь, но букафф действительно очень много

http://martinis09.livejournal.com/127020.html

СССР, уроки истории

Previous post Next post
Up