Сейчас при слове "терминатор" первое что приходит на ум, это киборг из известного американского фильма 1984 года.
Но давайте обратимся к творчеству известного писателя-фантаста Станислава Лема.
Если открыть его рассказ "
Условный рефлекс" (1963), там мы прочтём о сумерках на Луне:
"- Помехи в связи возникают тогда, когда линия оказывается в зоне терминатора. Когда некоторые ретрансляторы находятся еще в тени, а над остальными уже восходит Солнце…
- Что такое терминатор, я знаю. Не надо объяснять, - задушевно сказал шеф."
Чуть дальше:
"...Пиркс увидел уже лишь океан темноты, поглотивший все западное полушарие, а за линией терминатора возвышалась, сверкая своей макушкой, вершина Лобачевского."
И еще дальше:
" Правда, между станциями «Менделеев» и «Циолковский» налажена радиосвязь, но через семь часов они пересекут терминатор и возникнут сильные помехи."
И еще:
"...потому что приближение терминатора, граница света и тени, сопровождалось такой бурей тресков, что разговаривать было практически невозможно."
***
Всё началось в 1968 году, когда на экраны страны вышел короткометражный фильм "Испытание" по одноименному научно-фантастическому рассказу Станислава Лема. Эта картина была поставлена на киностудии "Центрнаучфильм" режиссёром Евгением Осташенко по сценарию, написанному им в соавторстве с Виктором Архангельским. Главного героя - Пиркса, сыграл актер Виктор Павлов.
Click to view
Во время визита Станислава Лема в Москву ему показали фильм "Испытание". Писатель назвал эту картину наиболее удачной экранизацией своих произведений, и между писателем и режиссером состоялся разговор о том, что следовало бы продолжить работу над экранизацией рассказов о Пирксе.
Евгений Осташенко, Виктор Архангельский и Нина Каспэ (редактор фильма "Испытание") остановили свой выбор на рассказе Лема "Условный рефлекс". По их мнению, этот рассказ мог быть удачно переведен на язык кинематографа и в постановочном отношении картина по этому рассказу была бы достаточно реальной. После чего Е. Осташенко и Н. Каспэ в 1970 году обратились к Станиславу Лему с просьбой дать официальное разрешение на право экранизации рассказа "Условный рефлекс".
Ответ Лема был неожиданным. Он сообщал, что в апреле того же года у него была переписка с двумя режиссерами с Мосфильма (Кольцовым и Мережко), которые захотели делать фильм по рассказам о Пирксе. Лем писал:
"...Я ответил, что это намерена делать Ваша студия. Тогда они написали мне буквально: "Госкомитет по кинематографии рекомендовал Центрнаучфильму более не делать художественно-игровых сюжетов, так как для того есть специальные студии игровых фильмов в г. Москве". Ну вот я теперь в тупике!"
Далее Лем пишет:
"Я в принципе, зная Вашу постановку "Теста" ("Испытания" - прим. Y.O.), за Вашу ("Ваше" или "Вами"? - слово написано неразборчиво - прим. Y.O.), но ведь это не от меня зависит, значит, пока не будет окончательно известно, кто может и должен этим делом заниматься, я лично воздерживаюсь от того, чтобы давать мое согласие. Надеюсь все-таки, что это как-то выяснится!"
Мнение Госкино, изложенное Лему Кольцовым и Мережко, выглядит странным, так как после 1970 года на "Центрнаучфильме" был снят не один игровой фильм. Вероятно истинные причины такой позиции Госкино заключались в чем-то другом.
Однако надежды на разрешение создавшейся ситуации, судя по всему, были, поскольку в 1971 году Е. Осташенко и В. Архангельский все-таки написали литературный сценарий художественного фильма по научно-фантастическому рассказу Станислава Лема "Условный рефлекс". Но эти надежды не оправдались, и фильм по этому сценарию, к сожалению, так и не был поставлен.
А при чем тут терминатор, спросите вы? Дело в том, что по сценарию фильм должен был называться "Время терминатора".
Таким образом в мировом кинематографе еще в начале 70-х мог появиться советский терминатор, но совсем другой.
***
Литературный сценарий художественного фильма "Время терминатора" по научно-фантастическому рассказу Станислава Лема "Условный рефлекс" сохранился.
Этот сценарий можно прочитать здесь (опубликовано впервые).