Ностальгия как идеология преемственности, или Что же делать обычному «бывшему» советскому человеку?

Jan 29, 2017 12:02

Оригинал взят у mamlas в Ностальгия как идеология преемственности, или Что же делать обычному «бывшему» советскому человеку?
Ещё о советской ностальгии

Ниспровергатели
Четверть века назад, 26 декабря 1991 года, Верховный Совет принял декларацию о прекращении существования СССР / Общество / Отражения

Тогда, в декабре девяносто первого, был не просто ( Read more... )

СССР, память

Leave a comment

yuri_ost February 22 2017, 22:29:32 UTC
Постараюсь ответить второпях, т.к. завтра поутру уезжаю в деревню. Буду 27 февраля.

- Я про битву церкви якобы за свои богатства.

Совсем даже не примитивно. Или ты думаешь, что служители церкви напрочь лишены стяжательства? Не все конечно стяжатели, как были и идейные коммунисты в 90-е. Вопрос материальный, думаю, далеко не последний в противостоянии с советской властью. Если брать времена прошлые, то можно вспомнить известное произведение А.С. Пушкина, где видно отношение к этому сословию, а если нынешние, то достаточно много публикаций про роскошествующих священников.

Кстати, на православных сайтах в связи с Декретом много внимания уделяется именно подробностям об имуществе.

Интересно, что образцом для соответствующего большевистского Декрета послужил французский закон об отделении Церкви от государства 1905 года.

- Ну да, они носили антисоветские подрясники и клобуки.

Нет, не антисоветские. Речь идет о религиозной пропаганде. Можно ли ношение одеяний характера вне церковных учреждений причислить к пропаганде? Вполне. Правильно это или нет, другой вопрос. Опять же важно в какой период советской власти это запрещалось (если запрещалось конечно же).

- А зачем им было препятствовать [выборам патриарха]?

Ну так большевики же, по твоему мнению, спали и видели, как бы побольше священников расстрелять. )) Легче же воспрепятствовать на этапе оформления патриаршества, чем потом бороться с оформившимся явлением.

- Сталин вообще окружен мифами и легендами. Чего одни только фильмы стоят. Кубанские казаки, Ленин в октябре)) Всякие воспоминания разных бонч-бруевичей и пр. Его работы по языкознанию. Достижения в области генетики, а также яровизации растений.

Любая неординарная личность окружена мифами и легендами. Например, Путин тоже неординарная личность, мифов и легенд уже хватает.

Бонч-Бруевич действительно был не один - два брата. Один из них царский генерал, после Октябрьской революции перешел на сторону советской власти.

- Конечно, под дулами. За себя он не боялся. Страшно было за окружение. Расстреляли почти весь епископат. Слабые духом перешли в обновленцы. Надо было хоть как-то сохранить церковь.

Трудно сказать боялся ли он за окружение или за себя. И одно и другое недоказуемо, т.к. многое лежит в плоскости легенд и мифов, которые мы обсуждали выше.

Ядро обновленческого движения оформилось задолго до Октябрьской революции, если конечно википедия не врёт. А называть слабыми духом священников, которые были против политики Тихона, направленной на противопоставление церкви государству, я бы не стал.

Да, иерархов расстреливали за контрреволюционную деятельность, в т.ч. за агитацию и пропаганду, но надо вспомнить и как белые обходились с комиссарами, деятельность которых тоже состояла в идеологической плоскости, а не в махании шашкой на поле боя. Наличие сана не может являться оправданием, т.к. все мы прежде всего люди, а кто какие убеждения выбирает, это уже вторично.

Для справки:
Историк Церкви Д. В. Поспеловский (член попечительского совета Свято-Филаретовского православно-христианского института) в 1994 году писал, что «за период с января 1918 г. по январь 1919 г. погибли: митрополит Киевский Владимир, 18 архиепископов и епископов, 102 приходских священника, 154 дьякона и 94 монашествующих обоего пола».

Безусловно, это большая цифра, но можно увидеть, что о тысячах в указанном периоде речь не идёт. При этом, например, не ясны обстоятельства гибели митрополита Владимира, причастны ли к ней большевики или было банальное ограбление, неизвестно. Также расстрелы священников производились по решениям на местах, а центральная власть напротив рассылала директивы, что за веру наказывать нельзя. Даже после объявления террора в ответ на покушение на Ленина, центральное правительство священники не интересовали, это видно из формы отчета ВЧК о тех категориях, к которым террор применялся.Только в ноябре 18-го года появляется приказ ВЧК, где идет речь о духовенстве в целом, видимо к этому моменту поддержка священниками белых уже достигла критической массы.

В начале 20-х годов конфликт между церковью и государством был из-за отказа церкви пожертвовать ценности на борьбу с голодом. Однако мне непонятна позиция церкви, ведь "кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду" (Мф. 5:40).

Reply


Leave a comment

Up