Упасть с неба и выжить

Jun 18, 2018 19:37

Наверняка, многие из вас знают или читали о единственной нашей соотечественнице, выжившей в авиакатастрофе. Сегодня прочитал слова, одного из свидетелей того события и чуть позже опишу их. А пока, решите вам коротко напомнить.
Молодая студентка Лариса Савицкая вместе с мужем Владимиром возвращалась из свадебного путешествия. Они поженились весной 1981 года, но из-за сессии и практики путешествие перенесли. После путешествия на море они возвращались в Благовещенск. В самолёте оказалось много свободных мест, и, несмотря на то, что билеты у Савицких были в среднюю часть самолёта, они заняли кресла в хвостовой.





- Мне тогда было 20 лет, - рассказывает Лариса Савицкая. - Мы с Володей, моим мужем, летели из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Я после взлета сразу уснула. И проснулась от грохота и криков (на высоте 5220 метров самолет Ан-24, в котором она летела, столкнулся с военным бомбардировщиком). Лицо обожгло холодом. Потом мне рассказали, что у нашего самолета срезало крылья и снесло крышу. Но неба над головой я не помню. Помню, был туман, как в бане. Я посмотрела на Володю. Он не шевелился. По его лицу хлестала кровь. Я как-то сразу поняла, что он мертв. И приготовилась тоже умереть. Тут самолет развалился, и я потеряла сознание. Когда пришла в себя, удивилась, что еще жива. Почувствовала, что лежу на чем-то жестком. Оказалось, в проходе между креслами. А рядом свистящая бездна. Мыслей в голове не было. Страха тоже. В таком состоянии, в котором была я - между сном и явью, - страха не бывает. Единственное, что вспомнилось: эпизод из итальянского фильма, где девушка после крушения самолета парила в небе среди облаков, а потом, упав в джунгли, осталась жива. Я не надеялась уцелеть. Хотелось только умереть без мучений. Заметила перекладины металлического пола. И подумала: если упаду боком, то будет очень больно. Решила поменять положение и сгруппироваться. Потом доползла до следующего ряда кресел (наш ряд стоял около разлома), села в кресло, вцепилась в подлокотники и уперлась ногами в пол. Все это делала автоматически. Потом смотрю - земля. Совсем близко. Изо всех сил вцепилась в подлокотники и оттолкнулась от кресла. Потом - как зеленый взрыв от веток лиственницы. И снова провал в памяти. Очнувшись, опять увидела мужа. Володя сидел, положив руки на колени, и смотрел на меня остановившимся взглядом.



Шел дождь, который смыл кровь с его лица, и я увидела огромную рану у него на лбу. Под креслами лежали мертвые мужчина и женщина…
Позже установили, что кусок самолета - четыре метра в длину и три в ширину, на котором падала Савицкая, спланировал, словно осенний лист. Он упал на мягкую болотистую поляну. Лариса пролежала без сознания семь часов. Потом еще два дня сидела в кресле под дождем и ждала, когда наступит смерть. На третий день встала, начала искать людей и наткнулась на поисковый отряд. Лариса получила несколько травм, сотрясение мозга, перелом руки и пять трещин в позвоночнике. С такими травмами идти нельзя. Но от носилок Лариса отказалась и до вертолета дошла сама.
В той катастрофе погибло 37 человек. Выжить удалось только Ларисе.



Авиакатастрофа и гибель мужа остались с ней навсегда. По ее словам, у нее притуплены чувства боли и страха (по некоторым данным, она скончалась в 2013 г). История Ларисы Савицкой занесена в Книгу рекордов Гиннесса.

А вот свежие свидетельства очевидца Юрия Кузнецова:
"Обстоятельства известные мне таковы. В конце августа 1981 года полк ДА гарнизона Завитинск подняли по тревоге с целью не только проверить сроки приведения полка к полной боевой готовности, но и выполнить бомбометание. В итоге вылетел первый Ту16 разведчик погоды и он же столкнулся с Ан-24 в районе Новобурейска. Нарушения правил полета выявили с двух сторон: Ту-16 пересекал трассу не в горизонтальном полете, а в наборе высоты; Ан-24 отклонился за пределы воздушной трассы. Поэтому ведомства долго спорили о виновности и с какой стороны выплаты пострадавшим. Столкновение произошло на эшелоне 5400 метров. Что произошло в Ан-24 и с Ан-24 описано выше. Ту-16 после столкновения в итоге развалился на 3 части и части Ту-16 упали на некотором расстоянии друг от друга. Катапульты у передней кабины сработали, но удар был таков, что головы просто оторвало, от командира осталось около 33 кг, он попал под винты Ан-24. В кормовой кабине Ту-16 стрелок-радист и КОУ (командир огневых установок) были солдаты-срочники (почти дембеля) и по средствам объективного контроля были живы в плоть до столкновения с землей. Они по СПУ запрашивали у уже мертвого командира корабля разрешения на катапультирование, хотя в при таких обстоятельствах этого не требовалось.
Пошли ливневые осадки, поисковые вертолеты задействовали через сутки-двое. Лариса не куда не «выходила», услышала шум вертолета, встала на полянку, свободную от деревьев и помахала руками. Экипаж ее заметил, но принял за геологов, стоянка которых была в зоне поиска, да и никто не ожидал найти живых. Место засекли, но рядом сесть возможности не было, нашли подходящую поляну для посадки и часть экипажа, а впереди особист, двинулись вдоль ручья. Вот он то и «наложил», когда она, сидя в кресле подняла руку и убила комара у себя на лице. Он стоял как застывший, пока его не подпер экипаж (фото с места катастрофы).



Государство выплатило ей всего лишь 75 рублей, но военные авиаторы гарнизонов собрали ей деньги на лечение.

Чудеса!, Авиация

Previous post Next post
Up