Oct 15, 2024 10:02
Вопрос о фантастических романах Ефремова - это вопрос не о литературе, а о будущем человека. Исторический процесс - это процесс развития родовой и индивидуальной человеческой сущности. Но как это развитие понимать?
Герои Ефремова из далекого будущего - картонные. У них нет ничего живого, человеческого - у них нет слабостей, которые они преодолевают. То есть они не развиваются! Они не болеют, они не терзаются страстями, они почему-то не дряхлеют, в конце концов. Это просто экспонаты в музее будущего - очень здоровые, очень красивые, очень умные. Одним словом, сверхчеловеки. Не случайно Агурский обвиняет Ефремова в ницшеанстве и евгенике. Куда в "дивном новом мире" Ефремова делись инвалиды? Их сбросили со скалы? Что в этом высосанном из пальца антисоветчиком Ефремовым мире сделали с мутантами - между прочим, после ядерной войны, в которой был уничтожен Советский Союз? Их тоже сбросили со скалы? (Напомню, что, согласно Агурскому, Ефремов считал Спарту эффективным средством совершенствования человеческого рода). Или просто им дали вымереть, наблюдая за этим процессом как в кино (о коем методе Ефремов пишет публично и недвусмысленно)? А что при ефремовском коммунизме будет с нами, "дурачками деревенскими"? (Вспоминается, как мой закономерный вопрос об участи аутистов при коммунизме просто выбесил "красного" вождя Балаева). Генетика, на которую уповал Ефремов, обнаруживает всё большую и большую сложность человеческого генома. Генетика - это не пространство простых решений. Простые решения в ней не лечат, а калечат.
В нашем реальном, а не картонном, мире всё больше и больше аутистов, всё больше и больше генетических сбоев (даже без какой-либо ядерной войны!), всё больше и больше инвалидов. (Такова обратная и неизбежная сторона социального прогресса). Перефразируя Сталина, других строителей коммунизма у меня для вас нет. Коммунизм - это не высокотехнологичная Спарта, коммунизм - это максимально инклюзивное общество. А по-другому никак. Иначе вы будете жить при капиталистической конкуренции, когда "побеждает сильнейший", а "неудачник плачет".
И в свете коммунистической инклюзивности особое значение приобретает христианское культурное наследие, третируемое ницшеанцем Ефремовым. Реакционный философ Ефремов восхищается индийским культурным наследием, которое выковывалось из кастового строя, но презирает христианство, которое провозгласило принципиальное и неустранимое равенство людей!
советская культура,
проза,
подрывная философия