Старик Кабаев - местночтимый экуменист

Nov 12, 2013 22:32

Итак, по поводу единственной фальшивой ноты в свежем издании Московской митрополии. Это следующая статья: Трегубов А.Г. Молитвенник за Родину, Яик и свободу // Пути Русской Голгофы. М. 2013
Посвящена она весьма харизматичной и загадочной личности - Мокию Кабаеву, духовному лидеру белого Уральского казачьего войска во время Гражданской войны, родоначальнику движения "крестоносных дружин", впоследствии получившего распространение в колчаковской армии.


Самая большая загадка, связанная с Мокием Алексеевичем - откуда у него появился сан иерея и появился ли вообще? На допросах в ЧК перед своей гибелью он называл себя священником, и на единственной своей фотографии он запечатлен в старообрядческом cвященническом облачении. Вместе с тем, сам себя он публично называл просто стариком Кабаевым, без указания сана, что совершенно нехарактерно для старообрядческих священников.
Далее сначала идут выдержки из статьи Трегубова, а затем - мои комментарии.
1.) "К сожалению, не удалось документально выявить, когда и кем он был рукоположен. ... Но, возможно, что он был рукоположен в сан священника старообрядческим епископом Уральским и Оренбургским Амфилохием".
С такой же долей вероятности можно предположить, что Кабаев был иереем беглопоповцев, не признававших белокриницкую иерархию, или что он стал именоваться священником в самосвятской "Беловодской иерархии"; (руководитель которой некоторое время проживал как раз в районе реки Урал), или же вообще, что старик Мокий был всего лишь харизматичным самозванцем, наподобие своего земляка Емельяна Пугачева.
2.) "Сохранилась памятная запись обращения к командованию Уральской казачьей армии, написанная рукой самого о. Мокия Кабаева. ... Привожу его полностью (с сохранением орфографии оригинала). «Мной было поданно прошения в Уральской военной полевой штаб - дижурному гиниралу - занистить миня - 68 лет - старика духовна добровольцем на воену службу - число моей подачи 26 октябрь 1918 го. Военый Штаб искринно принял просьбу и послал в управление Екстринаго войскового депутатского съезда за № 238. В просьбе было кроме заявлино следующие - дать голос по войску всех охотников добровольцыв жалающих занестица в крестоносныю дружину под знамю нерукотворенаго Чудотвореныго образа Спасова. Числом ниограничиным канплекте людей - хоша бы несколька полков. Под обозначением общим - четыре составной крестоносной дружины. № 1-й состав Крестоносцы должны быть никурящи бородачи. Все должны носить открыто на груди на лентах и шнурках кресты восьмиконечны. № 2-й состав - Вообще по слабости неригилиозны курящи и с подобратами брадами и ус. Форма изображения креста на правой груде ис тесмы и выше какарды тонкаго белаго метала формы еорьгивскаго. № 3-й состав - Разно сектанты - форма втарова состава. № 4-й состав - Мосулманы, бургонцы и протчия - форма им место какарды тоижа мадели - 1-х составыв. Прозба утверждена по войску. С - старик М.А.Кабаев»".
Таким образом, в «крестоносной дружине под знаменем Христовым должны были оказаться (а, возможно, и оказались) представители даже тех религий, которым не свойственно почитание креста. (Под "бургонцами" здесь имелись в виду буддисты). Объединение представителей разных вер под одним религиозным знаменем - это и есть экуменизм, анафематствованный Освященным Собором РПсЦ 2007 г.
3.) "Он был священником Белокриницкого согласия, но под его благословение склоняли головы уральские казаки абсолютно всех конфессий".
Ну, то, что он был белокриницким священником - это еще бабушка надвое сказала. Кабаев не был настоятелем того или иного белокриницкого храма, неизвестны какие-либо его связи с белокриницкими епископами. Благословение иноверных православными священниками канонически недопустимо, это тот же самый экуменизм.
4.) "Всех встречных он благословлял, и были случаи, когда при встречах не снимали шапок, то били казаки нагайками, его сопровождало несколько человек вооруженных всадников. ... Среди казачества он слыл за легендарного героя - святого".
Ничего себе, "образ святости"! Вы можете себе представить такой "нагаечный" этикет в поведении Иоанна Златоуста, Сергия Радонежского, протопопа Аввакума, да и Самого Христа? Я - нет.
5.) "Еще сегодня враг устрашится, и мы погоним его силой Божьей и нашим победоносным оружием, оросим же шашки вражеской кровью! ... Старик Мокей Кабаев". ... "Вообще я никогда не отдавал распоряжения убивать".
Эту вторую фразу он сказал на допросе у чекистов, но такая лукавая хитрость ему не помогла - он был расстрелян в 1921-м.
6.) "О. Мокий Кабаев почитается среди старообрядцев г.Уральска как местночтимый святой".


Таким образом, старик Кабаев является сегодня в РПсЦ единственным экуменистом с непонятной конфессиональной принадлежностью, почитаемым в качестве святого. (Впрочем, у нас в РПсЦ сейчас произрастают на почве антикоммунизма еще и не такие духовные чудачества). Кроме того, Мокий Кабаев является единственным, почитаемым в РПсЦ в качестве святого, активным участником братоубийственной Гражданской войны. Святым считают человека, призывавшего убивать русских, и даже не просто русских, а древлеправославных христиан, во множестве служивших в Красной Армии. (Гнев Господень совершенно очевиден в том, что большинство смертей среди участников Белого движения произошли не от рук большевиков, а от эпидемий; уральские казаки здесь - не исключение). Святым считают сепаратиста, выступившего против законной российской власти. (Впрочем, в Республике Казахстан это прокатывает, там Кабаева официально реабилитировали в 1999-м).
Здесь уместно напомнить о позиции светлой памяти митрополита Алимпия относительно того вала конъюнктурных антисоветских канонизаций, который захлестнул никонианскую церковь в ельцинский период, и которого счастливо избежала РПсЦ: "Мы не согласны с широким втягиванием церкви в государственные дела, во внутреннюю и внешнюю политику. Мы также считаем, что недопустимо проводить массовые необоснованные канонизации новых святых, исходя из текущей политической целесообразности". (Сомнение в истинности вероучения Московской патриархии РПЦ - не уголовное преступление // Коммерсантъ. 22.07.2002) Всё же думается, исходя из противостояния нашей РПсЦ мировому экуменизму, что шансы на общецерковное прославление экумениста Кабаева близки к нулю.

РПсЦ

Previous post Next post
Up