Кризис европейской культуры.

Jan 08, 2011 03:25

Можно ли провести черту между процветанием и упадком культуры?
Отчего вдруг, внутри благоприятного исторического процесса наступает культурный кризис, а мысль остается без движения, упираясь в глубинные внутренние противоречия. Можно вспомнить достаточно большое количество примеров, когда культура благоденствующая находилась в стадии упадка. Почему же иногда такая ситуация все же складывается? Рассмотрим это на примере Европы,

Очевидно, что в основе лежит самоощущение человека. Если обострены
неуверенность, тревога, апатия, если отсутствует мотивация на исполнение поставленных обществом задач, тогда индивидуум становится не тождественен самому себе. Чем больше маятник между занятием и мыслями, тем глубже кризис.

Теория современного политического и социального устройства европейского общества появилась во времена Просвещения. Тогдашний теоретический подход и вера в универсализм направила мысль на конструирование утопических моделей как идеального государства в целом, так и идеальной личности. Все эти утопии были построены на вере в могущество разума и на вере в нравственность, которая заложена в природе человека. Рационализм и свободомыслие поставили задачу лишить невежества массы, отвергнув догматическую схоластику в пользу “естественной религии” . Таким философам как Руссо и Дидро казалось, что достаточно лишить людей болезней, нужды, невежества с помощью свободного рынка и других полезных инструментов, чтобы настало торжество духа.
Но несостоятельность идей Просвещения показал еще Свифт в романе “Путешествие Гулливера”, где развенчиваются такие основополагающие идеи как абсолютизация научных знаний, вера в закон и естественного человека. Практический миф о том, что если человека лишить болезней, нужды, смерти то он станет счастлив и обретет свободу - понемногу устарел.

В полной мере неуверенность и неподлинность духовной жизни европейцев проявилась после первой мировой войны. Ужас, охвативший дух в конце эпохи побед и процветания вдруг оказался лицом к лицу с пустотой: с большой материальной нуждой, с периодом политических и военных угроз, с внезапным недоверием к самому себе, к собственной силе и собственному достоинству.

Сегодня кризис духа в Европейских странах можно охарактеризовать тем, что большинство образованных и мыслящих людей вынуждены включаться в глобальные проекты, или мета-нарративы, насаждаемые без учета понимания особенности работы мотивации человека. По мнению создателей глобальных проектов, большинство личностных мотиваций их сотрудников лежит в первых четырех основаниях пирамиды Маслоу.

Динамика развития европейского капиталистического общества, уже позволяет среднестатистическому европейцу преодолеть многие пункты из первых трех-четырех оснований этой пирамиды, работая на крупные иерархические системы (промышленность, сельское хозяйство, госструктуры, корпорации). Принимая участие в развитии такой деятельности, некоторые из них чувствует тревогу из-за то, что все их рабочее время нацелено на решение сверхрациональных проблем, целеполагание которых не отвечает их собственному, даже если работодатель настолько хорош и пытается удовлетворить все позиции в этой пирамиде.
Социальная статистика экономически развитых стран, показывает, что стандартное развитие собственного жизненного сценария меняется. Молодые люди и девушки (антиглобалисты, дауншифтеры, хиппи, хипстеры, новые зеленые, некоторые представители творческих профессий), на которых так надеется общество, что они закончат школу, университет, начнут карьеру, создадут семью и в конечном счете уйдут на пенсию, поддерживаемые другими, кто закончил школу, университет, начал карьеру и так далее, и так далее, не хотят входить в этот цикл. Во многих развитых странах 20-летние избегают всяческих обязательств. Они так и не начинают практику в университетах и профессиональных училищах, предупреждая начало взрослой жизни. Две трети из них живут в гражданском браке. Их отношения оформляются позже, чем когда бы то ни было. В США согласно цифрам Федеральной службы государственной статистики США (United States Census Bureau), средний возраст вступающего в брак в 70-х годах, был 21 год для женщины и 23 для мужчины. В 2009 возраст увеличился до 26 для женщины и 28 для мужчины. Исследование показывает, что молодые люди меняют свое местожительство минимум раз в год. В среднем каждый из них пробует себя на семи работах и это гораздо больше, чем у любого другого поколения. С другой стороны такие ключевые этапы как: прекращение совместной жизни с родителями, возникновение финансовой независимости, вступление в брак, появление детей происходят гораздо позже, или не происходит вообще. В 60-х годах все молодые люди проходили эти этапы к тридцати годам. В 2000-м согласно статистике, к 30 годам эти этапы проходит только 40% женщин и 30% мужчин.

Многие кросскультурные социальные исследования, скажем, Мичиганской школы, показывают, что модернизация происходит там, где доминируют ценности самореализации и самовыражения. «World Values Survey», показали, что общество, дойдя до определенного экономического порога, достигает точки, начиная с которой дальнейший экономический рост дает лишь минимальные приращения к продолжительности жизни и к субъективному благополучию.

Молодежь, родившаяся в 70-х, 80-х, в годы своего личностного становления, поняла, что выживание не является проблемой, дающей повод для опасений, и что они могут принять условия экономического достатка более или менее как должное. То с чем столкнулись они, глубоко отличалось от условий, в которых складывалась жизнь большинства людей на протяжении большей части истории. Это привело к всеохватывающим переменам в мироощущении. Экономические приобретения уже не обуславливали субъективное благополучие, как это было у прежних поколений.

Недоверие к состоятельности дальнейшего развития по пути экономического прогресса, недоверие к грандиозным, крупномасштабными доктринам и философиями мира, типа исторического прогресса или познаваемости всего наукой,- обуславливает проблемы духовного кризиса. Молодые люди стали более бдительными, они могут отличить собственные стремления и ценности, от тех ,которые навязывают им крупными корпорации и СМИ, основные задачи которых до сих пор лежат в сфере интересов рационалистического подхода связанного с накоплением капиталов и максимального обогащения, как это было в эпоху Просвещения. Такие же вещи как свободомыслие, высокая нравственность и прочие утопические позиции остались, волшебным образом, в стороне и не смогли прижиться. Все это приводит современную личность к кризисному состоянию души.

Но тенденция такова, что в передовых индустриальных обществах Европы основное направление развития в последнюю четверть века изменилось, и перемены в происходящем настолько фундаментальны, что уместно охарактеризовать их скорее как "постмодернизацию", а не "модернизацию". Модернизация - это прежде всего процесс, в ходе которого увеличиваются экономические и политические возможности общества: экономические - с помощью индустриализации, политические - бюрократизацией. Модернизация обладает большой привлекательностью благодаря тому, что она позволяет обществу двигаться от состояния бедности к состоянию богатства. Соответственно, ядром процесса модернизации является индустриализация; экономический рост становится доминирующей социальной целью. Но модернизация это еще не финальный этап. Индустриальное общество ведет к одному совершенно особому сдвигу в базовых ценностях, - уменьшается значение рациональности. Преобладающими становятся ценности постмодерна, неся с собой ряд разнообразных перемен: принятие гомоскексуализма, локаворство, «зеленые» технологии, сетевые сообщества, общественные сми, интернет базы знаний и упадок государственно-социалистических режимов.
Эпоха постмодернизации, характеризуется появлением организаций, объявляющих своей целью не только извлечение прибыли, но и решение социокультурных проблем.
Лиотар харкактеризовал эпоху постмодернизации, как появление недоверия по отношению к метарассказам, отказ от прагматических ценностей и увеличение значения уникальных микросуждений вокруг которых будут появляться парология изобретателей, влияющих с помощью современных технологий передачи информации на все большее количество людей.
Очень много таких проектов мы видим сейчас в сети это: wikileaks, wikipedia, социальные сети, бесплатные он-лайн музыкальные и образовательные проекты.

Возрождение → Просвещение → Романтизм → Реализм → Модернизм → Постмодерн

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

Румянцев О.К. - Рационализм - судьба европеийской культуры // Культура и культурная политика : материалы науч. семинара. - М., 2005.
Флиер А.Я. - Культурология для культурологов. - М.: Согласие, 2010.
Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
Inglehart R. Cultural Shift in AdvancedIndustrial Society. Princeton University Press, 1990;
Лиотар Ж.-Ж. - Состояние посмодерна. - Спб., 1998.

Кризис европейской культуры.

Previous post Next post
Up