Когда
я думаю, что бы вам порекомендовать, то всякий раз понимаю, что вопрос номер
один: фильмов много разных, и вопрос номер два: умеем ли мы смотреть разное
кино?
Кто-то
любит побыстрее, кто-то - посмешнее, кто-то - покрасивее. Но мне кажется, что кайф
в том, что кино затрагивает разносторонние проявления жизни и смотрится во
времени. Поэтому я часто рекомендую пересматривать картины, особенно - наши
советские, потому что сегодня они звучат совсем по-другому.
В
этот четверг хочу порекомендовать фильм Стивена Содерберга «Информатор». Мне
очень понравился, как сыграл Мэтт Дэймон, потому что я всегда говорю, что сыграть
водителя троллейбуса значительно сложнее, чем сыграть Робин Гуда, - поверьте. В «Информаторе»
Дэймон играет офисного служащего. Во-вторых, мне понравились решения с
декорациями и костюмами: насколько точно, но и настолько аккуратно. С одной
стороны, это узнается (понятно, день сегодняшний), с другой, ты видишь, какая колоссальная
работа проделана с цветом, светом, фасонами костюмов, интерьером, - всем тем,
что нас окружает.
Это
очень сложно, когда кино снимается здесь и сейчас, потому что можно свалиться в
фарс, можно сделать незаметно и скучно, но у Содерберга все очень хорошо
сбалансировано. И, конечно, плюс в том, что фильм снят по реальным событиям, - это
тоже впечатляет. Ты попадаешь в мир бизнес-авантюр, судебных преследований...
Вообще,
мне нравятся «цеховые» фильмы. Например, я прекрасно понимаю фильмы о том, как
делают фильмы. Недавно я участвовал в программе «Пресс-клуб XXI» на канале «Культура» (в эту пятницу выйдет, тема: 3D - модный аттракцион или революция в кинематографе?),
обсуждали 3D, и кто-то из блоггеров,
участвовавших в передаче, женщина-блоггер, сказала: «Я знаю, как трудно снимать
кино». Я посмотрел на нее, и сказал: «Вы - не знаете». Никто не знает, кто не
снимал.
Я
люблю цеховые фильмы о кино, но также мне нравится и другие закулисные картины:
помните, были фильмы про сталеваров, был прекрасный фильм «Премия» (реж.
С.Микаэлян, 1974). Я пытаюсь рекомендовать каждый четверг разные картины, и
когда мне пишут: «Мне это кино не понравилось», - это же так прекрасно, что это
кино вам не понравилось, - значит, понравится другое. Конечно, «Информатор» - не
шедевр, но это кино заслуживает внимания, потому что Содерберг - уважаемый
режиссер, и он ухитрился рассказать сложную и простую историю, причем, рассказать
ее неоднозначно.
Первое
впечатление от просмотра: «Ну, так, ничего особенного». Но вы перекладывайте - перекладывайте
на сегодняшний день, так как фильмы надо сравнивать с днем сегодняшним. Если
постоянно аппелировать к «Великому Феллини», то мы вообще никуда не сдвинемся.
Я думаю, как раз проблема сегодняшнего ВГИКа в том, что они понадевали на себя
оковы советских режиссеров, которые прожили очень трудную жизнь как режиссеры,
но теперь эти оковы вдруг превратились в гири на ногах учителей, которые еще и перевешивают
их своим ученикам. И последние никак не могут взлететь: они летят, а эти
маленькие гирьки катятся за ними, и не дают оторваться от земли. Я считаю, что
нужно обязательно изучать прошлое, но тем не менее оставаться самим собой.