(no subject)

Aug 08, 2020 11:03

Вальс Грибоедова
Кто ещё со школы не помнит «Горе от ума». Да, да, бессмертная комедия…
Пушкин сказал… всё так, только я сейчас о другой ипостаси писателя. По-моему, его ми минорный вальс следовало бы почаще давать в младших классах музыкальных школ и не столько для технического развития, сколько для первого ознакомления с понятием программности музыки.
Первая минорная - грустная часть. Можно представить себе осенний парк, скамейку, на которой сидит пожилой человек. Вторая часть - мажорная, светлая . Мужчина вспоминает свою молодость. Громкое энергичное звучание третьей части говорит о том, что воспоминания перетекли в грозные военные годы. Но постепенно воспоминания уходят - несколько тактов легко сводят их на нет. Далее, вновь первая часть - мужчина стряхивает с себя воспоминания и опять оказывается в парке.
Я случайно вышел на эту пьесу. Не думаю, что поэт ставил перед собой цель - создать музыкальный шедевр. Просто творческому человеку захотелось незатейливым обыгрыванием основных аккордов в ми миноре и параллельном соль мажоре окрасить какие-то ему одному видимые художественные образы. Не заморачивался, вероятно, он и с выбором формы. Нечётные музыкальные размеры являются более эффективными при воздействии на слушателя. Не даром именно к ним прибегают шаманы в своих обрядах. В результате получилась доходчивое пособие для понимания сложного через простое.
Вряд ли мне вспомнился бы этот заурядный факт из педагогической практики, не познакомься я в Тик-токе с творчеством Алексея из Ставрополя. Музыкант, по его словам, нашёл себя не сразу. Родители, учитывая слабое зрение сына, попытались сдружить его с фортепьяно и поначалу, вроде бы, всё складывалось. Появилось даже несколько простеньких вальсообразных пьесок. Обратите внимание- ребёнок для творчества интуитивно остановился на нечётном размере. однако, «не долго музыка играла». Захотелось попробовать себя в чём-то другом. После долгих перебираний пришлось-таки вернуться к музыке.
в этой связи всплывает эпизод из нашей семейной истории. Старший сын, тогда ему было лет пять, под впечатлением свадебной процессии сочинил песню из трёх слов - художника люблю я. Мелодия начиналась с большой терции и вертелась на трёх нотах в течение четырёх тактов размером (внимание) три четверти! Выходит, всё «элементарно, Ватсон» - терция копировала сигнал легковой машины, а трёхчетвертной размер употреблён, как наиболее доступный. Случай этот в дальнейшем ни как не сказался на судьбе «юного барда». Теперешние его увлечения далеки от музыки, хотя музыкальный слух у него неплохой.
Вот мне и подумалось - а что если дети в своём развитии проходят через множество характерных психических состояний. Жизнь как на ознакомительной экскурсии предлагает человеку его предрасположенности, а уж на что он обратит внимание, чем заинтересуется… по-моему, родителям детей-инвалидов не мешало бы задуматься над этим соображением и вместе с ребёнком самым тщательным образом приглядываться к тем предложениям.
В заключение лишь замечу - не зря, видать, бытует мнение, что одарённость человека может проявляться во многом. Пожалуйста! И комедия на цитаты разошлась и вальсок, наброшенный походя, не только сгодился на педагогический приём, но и помог выйти на разговор о реабилитации инвалидов.

"Взгляд из Темноты", Реплика из темноты

Previous post Next post
Up