Спасибо товарищу Кагановичу за наше счастливое детство!

Aug 17, 2023 20:16

Много букофф. Очень много. Я вас предупредил.
Попалось мне тут на глаза название фильма, точнее сериала аж о 20 сериях : "Как я стал русским". Про то, как американского журналиста послали работать в Россию, и он постигает загадочную русскую душу. Сериал российский, комедийный, поэтому кинорецензии не ждите - меня от их нового русского юморка ещё с 2008 тошнит. Сами смотрите, если влезет.
Но. Не мог не задуматься, а как меня угораздило стать русским. Вопрос не совсем праздный.

Несмотря на то, что, понятное дело, вопросы брака и семьи носят некоторым образом случайный характер, но это таки не броуновское движение молекул в чашке Петри. Если ваши дедушки и бабушки (глубже копать нет смысла), например, армяне, живущие в Армении, маловероятно, чтобы вы родились чукчей, правда? Хотя полностью исключить такое нельзя, вероятность весьма мала.
Ближе к жизни пример. Население того подмосковного городка, куда забросило моих родителей, и где я родился, в подавляющем большинстве - потомки государственных крестьян, староверов. Местность ту до середины прошлого века называли Патриаршина. С 14 века те земли принадлежали митрополитам, а потом патриархам Московской патриархии. После того, как при Петре РПЦ стала государственным придатком, крестьяне перешли в собственность государства. То есть продать или обменять на щенков борзых их было нельзя, некому - помещиков не было. Но и свалить куда-нибудь было тоже нельзя.
Даже после всех завозов рабочих в советское время (в основном на памяти - из Тамбовской области, вьетнамцы не в счёт - они демографического следа не оставили, кроме нервного потрясения работников почты) к настоящему времени национальный состав выглядит так: русские - 26 778 (92.92%) человек, украинцы - 516 (1.79%) человек, армяне - 274 (0.95%) человека, татары - 242 (0.84%) человека, другие национальности (менее 0,5% каждая) - 1 009 (3.5%). Как я несколько лет назад узнал с удивлением (хотя чему удивляться?) - это самый мононациональный город Подмосковья. А в 50-е, когда мои родители туда понаехали, с национальным составом и вовсе было всё однозначно. Так что у моих одноклассников вопрос "как я стал русским" не стоял. А кем ещё-то?
Хе-хе. Чтобы закончить тему этнографии и одноклассников. Фоточка понравилась:


Нет, это не мои одноклассницы...но типа того. Скорее бабушки некоторых -  "Ударная бригада Затевалиной 2 участка Мисцевского болота. 1932г.
Торфушки - женщины, работавшие на заготовке торфа. У нас в 9-10 классам было две девочки из Мисцево (там только 8-летка была). Но у большинства одноклассников родители уже работали на заводах и фабриках.

Теперь мы возвращаемся к вопросу, как же моих родителей занесло туда, куда их занесло.
Ну с отцом проще - он русский, куда бы его не занесло, с большой вероятностью его ребенок был бы русским. Впрочем, если бы после школы он никуда не намылился, то вариантов тоже было немало. Как некоторые помнят, после того, как дед Василий с бабушкой Мотей сумели уклониться от назойливых объятий Родины, посчитавшей, что иметь два стула - это зашквар, семейство осело после скитаний в Дзауджикау.  Во дворе у них жили армяне, грузины, евреи. А вокруг много-много осетин. Были варианты, да.
Но он намылился. Не знаю, почему, но поступать он решил в Рыбинске. Кажется что-то связанное с водным транспортом. Но! Это был скорее всего 1945, самое позднее 1946. На железной дороге действовали ещё ограничения военного времени. Нельзя было просто купить билет и сесть на поезд. Билеты продавали только по предъявлению какого-нибудь документа. В данном случае ВУЗ должен был выслать вызов. Отец отправил документы, и ... всё. С концами. Ни вызова, ни ответа. Может на почте затерялось, может в ВУЗе что-то пошло не так. Подходило время сдавать вступительные, надо было что-то решать, и отец подал документы в РИИЖТ - хоть не водный, но тоже транспорт. А самым удобным было то, что ехать вообще никуда не нужно было. В Дзауджикау (Владикавказ) был тогда филиал этого самого РИИЖТа. Так что учиться отец начинал без отрыва от дома, а потом уже их перевели в Ростов.
Чтоб два раза не вставать - поинтересовался РИИЖТом. Оказывается у него интересное здание. Построено оно было в 1929-34гг. по проекту архитектора Наумочева в конструктивистском стиле:


При штурме города немцами здание сильно пострадало:


А вот здание общежития (возможно отец там и жил) не пострадало, и немцы устроили там лазарет:


После войны здание главного корпуса не стали доламывать, а восстановили по проекту грузинских архитекторов, но уже в стиле советского неоклассицизма. Первоначально проект реконструкции выглядил совсем феерично:


Но жизнь таки заставила чуток урезать аппетиты и к 1955, когда восстановленное здание полностью вступило в строй, оно выглядело так:


Таким оно и остаётся до сих пор, только к Г-образному зданию пристроили ещё ещё корпуса, замкнув квадрат и добавив здание-перемычку. Теперь это целый квартал.
Отец, отучившись и получив, кроме диплома, права управления паровозом, ни дня не работал на железной дороге. Почему-то его распределили не в структуры МПС, а на завод ЛиМЗ, принадлежавший тогда Министерству лесной промышленности . Завод выпускал шпалорезные станки, электропилы, передвижные электростанции и прочие нужные лесной промышленности вещи. Завод был немаленький (а по корейским меркам и вовсе большой) - более тысячи человек. Позже, в 1959 его передали в Минавтопром и переориентировали на выпуск автобусов - сначала ЗиЛ-158, потом ЛиАЗ-677. Отец прошёл весь путь от мастера до директора и главного конструктора, но это уже другая история.
Нас интересует сейчас только то, что он попал в эти ебеня и жил вот на этой улице:


Отцу дали жильё (комнату) в одном из двухэтажных домов слева. Фото это 1962, когда родители уже жили в отдельной двухкомнатной квартире (слева, в кадр попасть не могло, но недалеко), но изменилась улица несильно. Впрочем когда отец приехал, кинотеатра ещё не было. За кинотеатром было самое для меня интересное в этой дыре (я жил до 5 класса с дедом и бабушкой и бывал здесь наездами). Там был пруд с каким-то невероятным количеством уток и гусей. Они кишели просто. А за прудом - нахаловка из самовольно построенных населением ради прокорма сарайчиков, в которых эти водоплавающие, а также куры и свиньи жили. Сожгли это всё богатство в одну ночь лишь в самом конце 70-х или начале 80-х - когда затеяли строительство многоэтажек. Да, а строящееся справа здание строилось учащимися ПТУ. Интересно оно тем, что в нем нет ни одного прямого угла и ни одной ровной стены.
Короче вот здесь отец и обитал, ещё не подозревая...

Тут мы должны вернуться к маме, которая на тот момент ещё доучивалась в своём медицинском. Как она-то сюда попала, родившись в Амвросиевке на Донбассе и будучи по паспорту украинкой? Тут мы потихоньку и приближаемся к зловещей роли товарища Кагановича.
Бабушка моя Тамара тоже родилась в Амвросиевке на Донбассе. Родители её понаехали с Рязанщины в самом конце 19 века. Историю городка Википедия почему-то начинает с 1869г., не объясняя происхождения топонима. Когда там построили железную дорогу, пристанционный посёлок назвали Амвросиевкой по названию слободы Амвросиевки (изначально слобода Луковкина Крынская, на реке Крынка, сейчас с.Благодатное немного севернее городка). Назвали же слободу по имени Амвросия Луковкина - старшины Войска Донского, участника Северной войны, генерала от кавалерии, которому за заслуги даровали в 1777г. право основать и заселить слободу. Говоря простым языком - поставили смотрящим :). Места эти издавна заселялись беглыми крепостными крестьянами (в том числе и из российских губерний."С Дону выдачи нет", - ага. Выдачи-то не было - охота была царским властям гоняться за чей-то частной собственностью, чуть ли не скотом. Но и особо  счастливой сытой и привольной жизни тоже не случилось. Хомут на шею их и там догнал. Сначала один день в неделю барщины, потом три-четыре. Плюс всяческие подати и повинности...Ну хоть на конюшне не пороли.
Амвросиевке в принципе повезло - вблизи находится лучший в Европе мергелевый карьер, а это сырьё для производства цемента. И вот с 1896 по 1917 там было построено аж три цементных завода. Со сбытом, понятное дело, проблем никогда не было - в условиях бурного развития угледобычи и строительства металлургических заводов. Требовалась рабочая сила. И народ потянулся, особенно после отмены крепостного права, ясное дело.
Кстати вопреки бытующему у самых озабоченных эмоционально понятному мнению (Донбасс назло украинцам заселили русскими Ленин и Сталин), миграция была с трёх направлений - из собственно Украины (правобережной), Слобожанщины (Харьковская, Сумская, Белгородская и части некоторых других областей)  и российских губерний. Причём любой демограф вам скажет, что миграция из России никогда не преобладала. А целенаправленного заселения городов Донбасса русскими при Сталине (оставим уж дедушку Ленина в покое) не было вообще. Была попытка завоза в сельские районы, пострадавшие от Голодомора в 1933-34гг. Но подавляющее число мигрантов, посмотрев и ужаснувшись, тут же вернулось домой (переселение было добровольным).
Но вернёмся к бабушке.
Вот на фото уже почти вся семья, кроме самого младшего - Клавдия (1908г.р.). Фото видимо сделано в 1907 в ст.Каменская (сейчас Каменск-Шахтинский в России).


Бабушка - самая мелкая, с причёской "как у папы". Дама справа скорей всего сестра прадеда.
Прадед был квалифицированным столяром. Дома хранится туалетный столик якобы его работы (не знаю, как его можно было сохранить). Если это правда его рук дело, то я офигеваю. Но, как я понимаю, в тех краях просто не могло быть платёжеспособного спроса на такую работу. Жили небогато. Не совсем нищета, обувь у детей была всегда, но и только.
Вот более позднее (1912?) фото, уже с Клавдием:


Жили то в Амвросиевке, то в Каменской - в Амвросиевке до 1914 не было ни школы, ни больницы.
В итоге старший брат Андрей (а за ним и остальные) однозначно принял революцию, и глубоко проникся красивой, как казалось, идеей.
Гражданскую пережили. У бабушки только осталось неизгладимое воспоминание о Каменской (она несколько раз переходила из рук в руки). Тамара вышла погулять на улицу, и внимание её привлекли интересные фонтанчики пыли, поднимающиеся то тут, то там. Она была уже не маленькой и в конце концов сообразила, что это падают пули на излёте, и убежала домой.
К 1924 её видимо вслед за старшим братом занесло в Мариуполь. Андрей воевал с бандитами, а потом создавал комсомол в Мариуполе. Из-за сходства судеб в старой газетной вырезке его называли "Мариупольским Корчагиным". Даже назвали его именем улицу - небольшую, в частном секторе. Умер он в 1929 от туберкулёза.На фото он слева.
На фото бабушкиной рукой написано:"Память о славной жизни в Мариуполе". 1925.


Ещё пару фото из тех же времён 1924-25:




Чем там занималась бабушка кроме комсомола, я не знаю. Есть упоминание ст.Сартана.
Но, как видим, выбор у неё был. Изображённые на последней фотографии молодые люди пронумерованы и подписаны. У всех кстати русские фамилии, кроме Моси (5-й),фамилию которого история не сохранила.
Но тут (в 1925 ) появляется дед...


И всё. Устоять было невозможно, ясное дело.
И дальше все перемещения родителей моей мамы полностью зависили от деда. Дед был с правого берега Днепра - буквально. Их деревня Литвиновка (Верхнеднепровск сейчас) стоит прямо на берегу. 8-й из 11 детей Иван таки сумел окончить учительский институт, как тогда называлось, и начал преподавать в только что созданном Макеевском металлургическом техникуме. А потом его послали по партийной линии на железную дорогу. На какую? В документах было упоминание Северо-Донецкой. Но в те годы дороги сливали и разливали, переименовывали не раз. С другой стороны бабушке больше всего понравилась жизнь в Белой церкви. А это уже Юго-Западная дорога (сейчас вроде её должны были переименовать в Центральную (т.к. дореволюционное название имело смысл, если смотреть из Питера или Москвы, для Украины она скорее северная и центральная). И Белая церковь - не узловая станция. Скорей всего они там жили на ранних этапах карьеры деда. А дед довольно быстро продвигался по лестнице и к середине 30-х имел уже четыре звезды в петлицах и был начальником политотдела дороги.


Если бы он остался на этом уровне до 1943, когда ввели полувоинские звания и погоны, он бы назывался вице-генерал-директор путей сообщения 2 ранга. А в те времена 30-х это был примерно уровень замнаркома. По всей видимости да, скорей всего его вернули на Донбасс (как бы ни называлась дорога - Северо-Донецкая, Южная, Донецкая и т.д.), потому что мама и её сестра-близнец родились в Амвросиевке в 1930. Казалось на тот момент, что жизнь семьи деда прочно связана с Украиной и её железными дорогами. С неплохой перспективой на пост в Киеве.


Мама справа, её сестра Лилия слева...или наоборот. Точно известно, что по центру их двоюродная сестра Аля (Фиалка), с которой они всю жизнь были очень близки. Аля большую часть жизни прожила в Донецке, а в 1989, когда умер её муж А.И.Кротенко (из Бахмута, участник войны) и погиб зять, переехала с дочерью в Тверь. На этом история хождения моих родственников по линии бабушки в Украину завершилась.

И вот, наконец, на сцену выходит Лазарь Моисеевич.
По мере развития промышленности железная дорога становилась узким местом. Высокая аварийность, халатность, несоблюдение графика и т.д. Ну а что вы хотели, когда "до основанья, а затем"? И на пост наркома путей сообщения партия в 1935 ставит Кагановича. Лазарь Моисеич был, надо сказать, совершенно ебанутый по части поиска и нахождения врагов и шпионов. Не буду приводить цитат - можете сами прочитать о нём в Вики, как раз про железную дорогу там есть. Надо отдать должное - за пару лет он таки снизил аварийность, укрепил дисциплину и улучшил показатели. "Ну вот видите", - скажут некоторые -"Репрессии таки дали нужный результат!" Думаю не так просто.
Во-первых до Кагановича с 1931 по 1935 наркомом был Андрей Андреевич Андреев. По части ебанутости Лазарь Моисеичу с ним бы ещё потягаться пришлось. Упырь тот ещё. А по части хитрожопости ему вообще равных не было. Кроме него лишь Косыгину удалось покинуть сталинское Политбюро не ногами вперёд.
Во-вторых, когда вместо Кагановича в 1937 поставили Бакулина, то просидел он на посту 227 дней, после чего был снят, как не справившийся с работой, и расстрелян. И опять в 1938 вернули Кагановича.
Думаю дело в том, что в той системе ручного управления имело огромное значение, когда отраслью руководил секретарь ЦК, особо близкий в том время к Хозяину (на фото Политбюро Каганович всегда помещался рядом со Сталиным, а с другой стороны - Молотов или Ворошилов). Ну проще ему было добиваться выделения ресурсов, подвижного состава и людей.
Так вот. Начались репрессии. Дедов друг - начальник дороги застрелился, не дожидаясь пыток. Деду должность пришлось оставить. Ему предлагали разные - типа начальника строительства Кировской (в Мурманск) железной дороги (дорога была построена давно, видимо речь была о новых ветках). То ли кто подсказал, то ли дед сам сообразил, что это кратчайший путь к стенке, от всех предложений отказался и пошёл учиться - в Высшую партийную школу в Воронеже (вот тут-то ему и пришлось выучить русский). Он даже был делегатом 18 съезда ВКП(б), причём фото с ним и его товарищами - делегатами на Красной площади появилось в газете Гудок (?).
Окончив учёбу и заметив, что Лазарь Моисеич никуда не делся, дед пошёл...в армию, начав, так сказать, с белого листа, с должности что-то типа "политрук батальона курсантов". Курсанты были Воронежского училища связи. В принципе дед из-за сильного плоскостопия к строевой службе был не годен. И в нормальных условиях, в армию его бы не взяли. Но к 1939 возникла сильная нехватка грамотных кадров (прежние почти поголовно оказались шпионами и вредителями, как мы знаем).
В октябре 1941 училище эвакуировали в Самарканд. К концу войны дед был уже начальником политотдела училища, а после войны его назначили на аналогичный пост в ЦНИИИС МО (головной НИИ министерства обороны по связи). Семья переехала в подмосковные Мытищи.
Нашел фото главного корпуса института:


Я тут тоже немного работал - после армии. Но в другом, более новом корпусе. Потом при Сердюкове институт разогнали, всё снесли и застроили жильём. Вскоре неожиданно выснилось, что связь 2-й армии мира таки зачем-то нужна и институт восстановили - в сильно урезанном виде, но там же, в Мытищах, неподалёку. А дом (два дома), где жила семья деда, найти не смог - с конца 70-х там всё так перестроили, что скорей всего они не сохранились. Ну такие - сталинских времен, довольно приличные.
Деда перевели начальником политотдела Ленинградской Академии связи, но к тому времени мама и ее сестра поступили в ВУЗы. Мама - в медицинский, причём начинала учиться она в Рязани, а потом перевелась в Москву. Сестра её - в педагогический. А дед с бабушкой отбыли в Ленинград. В шикарную "генеральскую" квартиру.
От тех времён осталось только фото выставки работ жён офицеров:


8 марта 1956г. Вышивки эти бабушкины - большинство я прекрасно помню. Они висели на стенах или украшали диванные подушки. Особенно меня подбешивала картина с утками - слева внизу. На фото она вверх ногами. Это же охотничьи трофеи, дохлые утки на верёвочке. Так они у нас и висели - вниз головами. И мне тоже хотелось их перевернуть.
К тому времени дед по болезни ушёл в отставку. Ему удалили почку. По официальной версии климат Ленинграда был деду вреден и, к сожалению бабушки, они вернулись в Мытищи. Но я думаю, что сказалось и желание быть ближе к дочерям.

А мама. Нет. у неё, пока училась ещё был шанс выскочить замуж за кого-нибудь другого. Например за однокурсника. Но...видел я этих однокурсников на фото. По глазам видно, что умные. Но тогда бы я бы имел другую профессию (на тот факультет, что я окончил, меня бы не приняли) и имел бы право на репатриацию в Израиль.
Но мама же не дура была! Какие однокурсники, когда борьба с космополитизмом на дворе?!
так что мама отправилась по распределению в тот самый городок на восточной границе Подмосковья.
И поселили её в этом доме:


Дом был построен фабрикантом Смирновым специально для медперсонала больницы, которую он тоже построил.Он вообще много чего построил полезного. Сейчас этот дом уже снесли.

Вот.  И дальше всё уже было предопределено. Вариантов почти не оставалось. Какие были развлечения? Кино, вино и домино. Где знакомиться? Ну было два клуба с танцплощадками. Один совсем недалеко от этого дома, через дорогу. Но, не знаю, как тогда, а в моё время это был клуб для "малолеток". Публика повзрослее ходила в клуб ДФЗ через полгорода. Что-то я сомневаюсь, что мама когда-нибудь была в этих клубах.
Отец же тусовался с друзьями-понаехавшими инженерами у кого-нибудь на квартире. Преферанс и всё такое. Думаю (и есть свидетель - бывшая тёща говорила, что у мамы была шикарная коса тогда), что там они и познакомились. Чей-нибудь день рождения, подруга пригласила...

Вот и всё.
А! У меня ещё была смешная возможность стать украинцем. Когда в 14 лет получал паспорт, паспортистка внезапно спросила: "А какую тебе национальность писать?" - "???" - "Ну как. Мама-то у тебя украинка!"
Понятно, что это было бы смешно. Какой из меня украинец? Разве что по приколу. Ничего тогда это не давало и не убавляло.

Так что во всём виноват Каганович.
Previous post Next post
Up