«Священный лес»: обряд посвящения у народа Африки

Sep 27, 2015 19:16



Недавно я прочла книгу «Священный лес» об экспедиции в Французскую Гвинею в 1953 году. Автор книги, Пьер-Доминик Гэсо, руководитель группы французских кинематографистов, поставил для своей экспедиции цель запечатлеть на кинопленку жизнь небольшого африканского народа тома. Точнее, не просто снять эпизоды из их жизни, но проникнуть под покровы тайны - создать фильм об их священных обрядах.


Нужно сказать, что книга «Священный лес» заинтересовала меня именно описанием обрядов посвящения, или инициации, у африканцев. Потрясающе интересная книга Владимира Проппа «Исторические корни волшебной сказки» раскрывает связь русского фольклора и древних обрядов посвящения, так что мимо книги о посвящениях африканских я просто не могла пройти.

Действительно, этапы инициации у тома во многом схожи с тем, что описывает в своем труде Пропп: это увод в лес, жизнь в лесной хижине в изоляции от остального племени, символическая смерть и возрождение, затем возвращение в племя уже в другом качестве - взрослого мужчины, полноценного члена общины.

У народа тома группу подростков, которые еще не стали мужчинами (их называют билакоро), раз в несколько лет уводят в священный лес, чтобы подвергнуть специальным обрядам и нанесению ритуальных шрамов. После татуировки (так тома называют шрамирование) женщинам объявляют, что их дети пожраны Великим Духом. После того, как дети будут переварены и извергнуты, матери снова встретятся с ними. Такая ритуальная смерть есть ключевой этап обряда посвящения. Ребенок-билакоро до прохождения посвящения считается как бы бесполым. В период полового созревания он должен умереть как ребенок, чтобы возродиться мужчиной, который сознает свои права и обязанности перед другими.  В дальнейшем юноши живут в лесу до семи лет, приобретая навыки, необходимые для жизни в племени.

Далее процитирую источник:
Следует признать, что практика инициации, если совлечь с нее мистическую оболочку, соответствует происходящему в действительности превращению. Она заставляет мальчика превозмочь детские страхи и требует от него большой выносливости. Но этого испытания было бы недостаточно, если бы оно не сопровождалось длительным пребыванием в лесу. Ребенок знает уже великие тайны племени, но он еще не способен выполнять свою роль мужчины и выносить тяжелую жизнь в бруссе (лес, густые заросли в этом регионе). Он должен научиться всему, что полезно знать тома.

Прежде всего мальчики строят в испытательном лагере небольшую деревню - позже они сумеют построить хижину для своей семьи. Они корчуют и возделывают участки, сеют и выращивают рис, собирают плоды пальмы для выжимки масла; вскоре они умеют отличать все съедобные плоды в лесу, выслеживать дичь и охотиться с собаками. Они сами ткут полоски хлопчатобумажной ткани для своих бубу (рубашка без рукавов, традиционная одежда тома) и в свободное время изготовляют рабану (ткань из волокон рафии). Весь излишек произведенного ими поступает к родителям.

Кроме этого чисто практического воспитания, мальчики получают здесь и моральную подготовку. Хранители фетишистского культа открывают им великие традиции племени: имена лесных духов и героев, способы изготовления лекарств и ядов, искусство истолкования воли духов по орехам кола и чтения знамений во время жертвоприношений, запреты и ритуал фетишистских церемоний.
Мальчики также учатся исполнению священной музыки. Наставники строго следят за соблюдением законов племени и строго подавляют нарушения порядка. Вернувшись в общину, юноша будет инстинктивно следовать традициям. Всеми своими действиями он должен будет способствовать сохранению обычаев предков и благополучию общины. Часть священных обычаев должна храниться в строгой тайне от билакоро, женщин и чужаков (стоит отметить, что у женщин также существуют обряды посвящения с уводом в лес, однако они в книге подробно не описаны). Взамен труда во благо общины и следования традициям юноша получает помощь соплеменников и может перелагать на них часть своих забот. Жизнь в испытательном лагере сурова: бывает, что некоторые дети погибают. По окончании срока посвящения подростки выходят из леса и возвращаются в семьи. По этому поводу устраивается большое празднество.

Пьер-Доминик Гэсо и его товарищи были дружественно приняты жителями деревушек тома. В ответ они лечили больных тома, чем завоевали их уважение и благодарность. Несколько старейшин, колдунов и знахарей помогали французам осуществить их замысел по съемкам тайных обрядов. Однако другие старейшины и колдуны, напротив, всячески препятствовали белым, ведь проникновение в тайны тома чужакам запрещено. Французы даже решили подвергнуть себя татуировке, чтобы "стать тома", и действительно мужественно выдержали ритуальные истязания. Однако полностью "своими" для тома они не стали. Да и подвергли их процедуре сокращенного, формального посвящения, которое проводится для мужчин в случаях, когда по каким-то причинам они не смогли пройти полноценную инициацию.

На протяжении всей книги французы настойчиво стараются достичь своих целей, и напряжение между ними и враждебными старейшинами нарастает.  В критический момент белых людей и их друзей-тома окружают и под угрозой смерти вынуждают покинуть район, где должен произойти большой тайный обряд. После этого уже и официальная власть - губернатор Французской Гвинеи - запрещает членам экспедиции съемки и звукозапись тайных обрядов тома.

Нужно сказать, что при чтении героям книги, проявляющим смелость и стойкость в суровых условиях африканского леса, сочувствуешь. Однако то, что тома все же не допустили их в свои тайны, кажется справедливым. Белый человек все же оказался не властен над чужой святыней.

Всего через несколько лет, в 1958 году, Французская Гвинея провозгласила независимость и стала Гвинейской Республикой. Древние традиции и верования и хранящие их колдуны, по-видимому, утеряли свое значение.

В заключение привожу несколько иллюстраций из книги "Священный лес". Ну а книгу Проппа "Исторические корни волшебной сказки" настойчило рекомендую к прочтению.

Район работы экспедиции



Члены экспедиции после татуировки


Один из колдунов тома


культура, история

Previous post Next post
Up