Недавно я, впервые за 12 лет, что живу в Челябинске, посетила картинную галерею Челябинского музея искусств.
Основу постоянной экспозиции составляет коллекция русского искусства. Подробно о коллекции написано на
сайте Музея искусств, я же остановлюсь на произведениях, которые привлекли мое внимание.
(Фотографировать трудно - картины под стеклом, в котором, как в зеркале, отражается все, что вокруг.)
Манизер Г.М., портрет графини С.А. Бобринской. 1878.
Вот это я понимаю, настоящая женская красота.
Посмотреть портрет графини Бобринской в хорошем качестве и прочесть ее биографию можно
здесь.
Шервуд В.О., Женский портрет.
Сведений об этом портрете я не нашла. Работы Манизера и Шервуда висят одна под другой и гармонично смотрятся вместе. Если портрет графини Бобринской - это изображение цветущей молодости, то второй портрет - особая внутренняя красота пожилой женщины. Очевидно ее высокое общественное положение и при этом скромность и сдержанность.
Интересно, что Владимир Осипович Шервуд - один из авторов проекта здания Исторического музея на Красной площади в Москве.
Беггров А.К., Петербург зимой. 1898.
Постников С.П., Прощание Гектора с Андромахой. 1863.
Гектор - это герой Гомера, вождь и защитник осажденной ахейцами Трои, который убил в бою Патрокла, а потом погиб от руки Ахилла. Это за его телом пришел к Ахиллу старый Приам:
Это абсолютная художественная революция. Ахилл в своем праве. Он мстит за Патрокла. И вот приходит враг. Отец человека, который убил его друга. И что же? Ахилл, превратившийся в зверя, обуреваемого яростью (а, по-видимому, еще и чувством вины), вдруг приходит в себя, увидев горе отца. Подчеркну еще раз - отца чужого для него человека. И не просто чужого - враждебного.
Это превращение банального терминатора в тонко чувствующего человека приковывало к себе внимание человечества на протяжении тысячелетий. Да, потом другие пошли за Гомером и разработали тему, добывая по крупицам и иную тонкость, и иную глубину. Но первым это сделал Гомер.
"Регрессоры-2", выпуск №8 газеты "Суть времени".
В Третьяковской галерее находится известная картина А.П. Лосенко
"Прощание Гектора с Андромахой".
Гектор Лосенко патетичен, он идет на бой, жертвуя собой во имя родины. Во всем его облике, в воздетой руке, в позе плачущей кормилицы позади Андромахи угадывается предчувствие трагического исхода.
В картине Постникова на первый план выходят личные переживания, прощание с верной женой и маленьким сыном, пронзительность разлуки.
После гибели мужа, взятия Трои и дележа добычи ахейцами Андромаха стала рабыней и наложницей сына Ахилла Неоптолема.
Монье Ж.Л.,
Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. 1805.
Императрица
Елизавета Алексеевна (1779 - 1826) - супруга императора Александра I. Существует
миф, что императрица была тайной возлюбленной Пушкина.
Жан-Лоран Монье (1743-1808) - французский портретист, придворный художник Людовика XVI и Марии-Антуанетты.
В 1795 году приехал в Петербург и через несколько лет был назначен придворным художником императрицы Елизаветы Алексеевны.
Богданов Н.Г., Запоздала. 1889.
Интересная картина. Дочь, нарядная, вернувшаяся домой под утро, и мать, переделавшая всю работу по хозяйству. На сайте Стихи.ру есть хорошее стихотворение о картине:
"Запоздала", Владимир Котовский. Есть еще одна картина, героиня которой похожа на девушку с картины Богданова. А если подключить фантазию, можно предположить, что это - продолжение истории.
Маковский А. В., Надоела. 1897 (Одесский художественный музей)
Напоследок - весёленькая картина, задорная, я бы сказала.
Кузнецов Н.Е., Дриады. 1916.
Дриады - в греческой мифологии нимфы, покровительницы деревьев. Считалось, что дриады неотделимы от дерева, с которым связаны, а люди, сажающие деревья и ухаживающие за ними, пользуются особым покровительством древесных нимф.