Смотрели с Клубничкой творение Хаяо Миядзаки «Рыбка Поньо на утёсе» (яп. 崖の上のポニョ Гакэ-но уэ-но Понё). После просмотра у нас родилась дискуссия о художественном языке автора. После чего, Клубничка сказала, что больше не будет смотреть со мной мультфильмы. И очень странно, что высказанные напрямую жёсткие смыслы в «Рике и Морти» её не смущают, а скрытые под слоями, казалось бы детских мультфильмов студии Гибли, Клубничку пугают. Я уж не говорю про мультфильм «Ух ты, говорящая рыба!» от которой она и вовсе сон потеряла. Видимо западная культура очень сильно научилась сглаживать острые углы бытия, настолько, что социопат Рик кажется душкой, а волшебник ЭЭх - сам дьявол. Хочется покопаться, как жесткие мультфильмы вроде «Рика и Морти», подчеркивая недостатки современной культуры, вызывают смех, а добрые сказки Миядзаки на проверку оказываются яркими фантиками под которыми европейцев ждёт мрачная начинка.
Миры Миядзаки. Про радость, счастье и тоннели.
Мой сосед Тоторо
Все любители творчества Миядзаки помнят шумиху вокруг фильма «Мой сосед Тоторо». Напомню сюжет:
«В 1950-х годах отец с двумя дочерьми переезжают в деревню. Дом настолько старый, что близок к разрушению. В нём водятся духи - «чёрные чернушки», сусуватари. Мать семейства находится в больнице, и на время её болезни вся работа по дому ложится на плечи отца и старшей дочери Сацуки. Вскоре непоседливая младшая сестра Мэй встречает маленького лесного духа, который, сам того не желая, приводит её к более крупному духу, а потом и к большому То́торо - хранителю леса, живущему неподалёку. Позже и Сацуки знакомится с Тоторо, когда девочки ждут отца на автобусной остановке. При этом Тоторо, как и другие сказочные создания в мультфильме, невидим для взрослых.
Тоторо дарит девочкам небольшой свёрток из бамбуковых листьев, в котором лежат семена. Девочки высаживают семена в огороде, а ночью Тоторо и духи помогают им прорасти. На следующий день из больницы сообщают, что мама не сможет вернуться домой на выходные. Расстроенная Мэй ссорится с сестрой и сама отправляется к матери, но по дороге теряется. Обеспокоенная Сацуки и жители окрестности везде ищут её, но безуспешно. Тогда Тоторо по просьбе Сацуки помогает её разыскать. Котобус относит девочек в больницу Ситикокуяма, и девочки видят, что с мамой всё в порядке. Во время финальных титров показано, как мама выздоравливает и приезжает в новый дом, а Мэй идёт в школу и заводит новых друзей.»
Есть другая версия происходивших в мультфильме событий, которая относится к «теории заговоров». Говорят, что авторы трактовок конкуренты студии, которые пытались подтолкнуть правительство Японии наложить цензурный запрет на Тоторо. Но большинство русскоязычных авторов называют трактовки «фанатской версией». Вот пример
статьи с фанатскими трактовками смысла фильма «Мой сосед Тоторо». Честно говоря, я склоняюсь к частичной правдивости фанатских версий. Миядзаки любит сглаживать острые вещи. Социальные проблемы он выдвигает не как претензию кому-либо, а как ситуацию способную объединить людей в едином порыве.
Злодеи в его сказках (из тех, что я смотрела) имеют положительную сторону и представлены как испытание для героя. Когда герой проходит испытание, злодей превращается в союзника. Для примера о смягчающих чертах характера Миядзаки можно взять произведение «Ходячий за́мок» (яп. ハウルの動く城 Хауру но угоку сиро, букв. «Движущийся замок Хаула»). Сначала я увидела это произведение с его хэппиэндом. Затем я прочитала оригинальную историю,
одноимённый роман английской писательницы Дианы Уинн Джонс. В романе судьба Болотной ведьмы (некоторых версиях ведьма пустошей) сильно отличается от того, что с ней случилось у Миядзаки. И ещё я не помню в мультфильме тоннелей. Деталь, которая часто появляется в произведениях Хаяо и, которую надо запомнить для понимания творчества сказочника. Тоннель разделяет мир живых и духов. Так вот, замок Хоула не имеет тоннелей, но по словам японского художника, замок взят из русской традиции - это избушка на курьих ножках, которая в славянской мифологии как раз символизирует переход из мира живых в мир духов. Замок способен сам перемещаться между мирами. Когда в русской сказке герой просит повернуться избушку, он буквально просит появится дверь из мира духов к миру живых. Он входит в избу и та снова разворачивается, перенося героя в другой мир. Примерно по тому же принципу работает замок Хаула. Отсюда не ясен статус владельца замка, к какому миру принадлежит он.
Классика европейских сказок - Золушка.
Золушка. Студия Уолта Диснея
Чтобы не утруждать себя лишним набором букв, я спросила у YandexGPT 2, цитирую: «Алиса расскажи тайный смысл сказки Золушка». И Алиса ответила, правда без упора на тайну, а с упором на то, что преподают детям в школе.
«Сказка “Золушка” имеет несколько тайных смыслов, которые могут быть интерпретированы по-разному в зависимости от культуры и контекста. Вот некоторые из них:
- Борьба с неравенством: В этой истории Золушка, которая является служанкой в доме своей мачехи и сводных сестер, символизирует человека, который работает и страдает, в то время как другие наслаждаются плодами его труда. Это может быть метафорой для борьбы с социальным неравенством и несправедливостью, когда бедные и рабочие люди вынуждены трудиться на благо богатых и сильных.
- Сила духа и настойчивость: Золушка не сдается, несмотря на все трудности и испытания, которые ей приходится преодолевать. Она продолжает верить в свою мечту и не теряет надежды. Эта история может научить детей важности стойкости и веры в себя, даже когда ситуация кажется безнадежной.
- Волшебство и чудеса: В конце концов, Золушка получает свою награду благодаря своей доброте, терпению и упорству. Это можно интерпретировать как метафору того, что хорошие дела и вера в чудо могут привести к исполнению желаний.
- Ценности семьи: В сказке “Золушка” семья играет важную роль. Золушка поддерживает отношения со своим отцом, несмотря на то, что он находится под давлением ее мачехи. Это отражает важность семейных связей и поддержки, особенно в трудные времена.
- Мораль истории: В конечном итоге, сказка “Золушка” учит детей морали о том, что упорный труд, доброта и терпение могут привести к успеху и счастью. Она также напоминает о важности оставаться верным своим принципам и ценностям, даже если это может быть трудно.»
Ясно, что это совсем не тайные смыслы сказки, а смыслы лежащие на поверхности. Если сравнивать эти смыслы с другими произведениями, а я уже взялась за Миядзаки, то у него Золушку символизирует девочка Тихиро из сказки «Унесённые призраками» (яп. 千と千尋の神隠し Сэн то Тихиро но камикакуси, «Сэн и похищенная ками Тихиро») Легко провести аналогии:
- Борьба с неравенством: живая девочка в мире духов. Так как в восточной культуре более лояльно относятся к социальному неравенству, тут упор сделан именно на разделение миров живых и неживых.
- Сила духа и настойчивость: девочка не испугалась и прошла весь путь, была трудолюбивой, выполняла все поставленные задачи, несмотря на урезанные возможности в мире духов.
- Волшебство и чудеса: тут вообще добавить нечего, ибо для живого человека мир духов состоит исключительно из чудес и волшебства.
- Ценности семьи: весь свой сложный путь Тихиро проделала ради родителей, несмотря на то, что они сами были виноваты в произошедшем.
- Мораль истории: сказка “Золушка” учит детей морали о том, что упорный труд, доброта и терпение могут привести к успеху и счастью. Она также напоминает о важности оставаться верным своим принципам и ценностям, даже если это может быть трудно. Это не опечатка. Это просто копипаст, который демонстрирует сколько общего посылах старой сказки про «Золушку» и новой сказки про «Тихиро».
Давно не тайна, что у сказок всегда есть скрытый смысл. Символизм. Надеюсь вы мысленно представили мультфильм Золушка от Дисней и Унесённые призраками от Гибли. Сейчас поплавали на поверхности, а теперь нырнём глубже.
Золушка и Тихиро. Почему это один сюжет?
Золушка. Студия Гибли
Имя Золушка произошло от слова «зола», в которой была перепачкана героиня. Золушка Cinderella (анг.), Cendrillon (фр.), зола - cinder (анг.), cendre (фр.).
Тихиро Оджино 荻野 千尋 (яп.) Ogino Chihiro в моём вольном переводе может прозвучать как Искательница тысячи приключений. Девочка, которая может стать героиней любой сказки, видимо потому что обладает качествами, которые помогают всем героиням. Иначе - идеальная героиня для сказок, архетип девочки. Боже, я застряла в синонимах.
У Золушки появляется мачеха, у Тихиро появляется начальница Юбаба. Основная задача мачехи ставить невыполнимые задачи падчерице. И у Золушки, и у Тихиро есть помощники, которые проявляют симпатии в награду за характер героини.
Золушка имеет потустороннего, волшебного помощника крестную фею, по более ранним версиям - это дух матери, который проявляет заботу. У Тихиро тоже есть помощник волшебник Хаку, которого она знала с раннего детства.
Золушку не считают внешне красивой, потому что она вечно испачкана золой. К Тихиро тоже все относятся предвзято, потому что она из мира живых. И все окружающие «коллеги» явно демонстрируют, что её человеческий облик для мира духов является изъяном.
В Золушке принц устраивает бал, это символ испытания «медными трубами», чтобы отличить подлинного героя от поддельного. В истории Миядзаки начинает великий банный день, когда прибывает очень много гостей, которыми очень дорожит Юбаба, что может быть своеобразным балом.
Подлинный герой получает поддержку от потустороннего помощника. Золушка получает наряды от крестной феи (в более архаичной версии от матери «Три орешка для Золушки»). Тихиро получает таблички на особенную воду от Безликого. В обеих сказках есть волшебный предмет, который помогает герою идентифицироваться: у Золушки - туфелька, у Тихиро - горький пирожок. Но Тихиро более продвинутая, она еще помогает идентифицироваться своему волшебному помощнику Хаку.
У Золушки стоял дедлайн по возвращению с бала, иначе она рисковала быть запертой в мире духов. Хаку требует, чтобы Тихиро покинула местность до наступления темноты, устанавливая ей дедлайн.
Тайные смыслы сказок. Фанатская теория.
Золушка. Студия Ленфильм
«Если ты не найдешь работу, Юбаба превратит тебя в животное.» (с) Хаку. «Унесённые призраками»
Почему Золушка всегда перемазана золой? Начать надо с того, что мачеха в истории появилась не сразу. В самых ранних версиях была просто мать. В России даже в 19 веке фиксировались случаи, когда в больших семьях во времена голода младших детей не кормили, еда доставалась только тем, кто приносил реальную пользу семье. Золушка испачкана в золе потому что ищет в очаге остатки еды. Почему отец не защищал дочь. Одна из причин перечислена выше. Мужчина был добытчиком еды, а сколько ртов кормить решала управительница семейными ресурсами - мать. И если женщина решила, породить ей дитя или убить его (обречь ребенка на голодную смерть, сделать аборт, или отправить в корзине по реке), то мужчина не имел право голоса на производимое потомство. Матери виднее кто в семье способен на производство пользы, а кто лишний рот. Большинство мужчин, имеющих низкую социальную родословную просто не способны в силу наследия привязываться к своему потомству. А матери имеют привычку говорить: «я тебя породила, я тебя и убью». И есть матери, которые, потеряв партнёра, начинают лепить себе кормильца из детей, перекладывая на них нагрузку отца семейства. Приключения Тихиро начинаются с того, что её родители слишком увлеклись дармовой едой, а она осталась голодной…
Почему принц не узнал Золушку без туфельки? Принц в Золушке представитель потустороннего мира. Он то, чем является Хаку в «Унесённых призраками». Дух. При переходе из одного мира в другой, представители миров перестают узнавать друг друга. Пока Золушка была на балу, она произвела на принца определённое впечатление, но в мире живых, куда он за ней явился, она ему кажется незнакомой, а точнее все живые для него на одно лицо. Именно поэтому его не смущает разница в росте и внешности претенденток на его сердце. Хаку один раз уже спасал Тихиро, но совершенно не помнит её.
В восточных традициях до сих пор сохраняется вера, что у каждого рода есть покровитель, входивший в семью ранее. Функции Хаку полностью совпадают с функциями феи из Золушки или с функциями умершей матери, посылавшей живой дочери подарки. Ко всему Хаку ещё и является спасителем Тихиро в детстве, как и положено родовому духу. Так какому миру принадлежит красавец-волшебник Хоул, который путешествует в бродячем замке на курьих ножках?
Свадьба принца и Золушки - фактически жертвоприношение Золушки. Обычно так делалось, чтобы избавиться от какой-либо катастрофы. В тоннель родители Тихиро ведут против её воли. Семья гуляет по безлюдному городу, состоящему из одних ресторанов. Город вполне может быть некрополем, куда родственники приносили еду для умерших. Так как живые уже прошли по тоннелю, для них это выглядело как ресторан. Родители хотят заплатить за еду, но зачем мёртвым деньги за еду, которую принесли им родственники в знак памяти? С момента вступления девочки в город и до конца истории, она практически не употребляет пищу, принимая еду только с рук духа, который когда-то спас её. Но изобилием еды пропитано всё вокруг. Все служащие говорят только о еде, либо покупают услуги друг у друга за особые лакомства. На фоне постоянно маячат запасы продуктов. Бани окружают фермы и поля.
Девочке приходится выпрашивать работу у мачехи-Юбабы, чтобы доказать, что она способна приносить пользу. Почему такой противовес Тихиро и изобилия? Когда человек голоден он способен думать о чём-то кроме еды? Девочка олицетворение всех добродетельных качеств, а большинство окружающих её персонажей тучные и уродливые. Она обладает настойчивостью и умеренностью. Самые человечные персонажи помимо главной героини Хаку и Рин либо имеющие стойкость к порокам, либо ещё не подвержены им в отличие от остальных служащих бани. Живые и духи заняты потреблением, которое лишает их человеческих черт.
Что-то вроде заключения.
Три орешка для Золушки
Сказка - это хранитель ритуалов, который через символику передаёт тайные знания. Современные западные сказки, настолько вычищены и переосмыслены, что потеряли функцию, вложенную в них изначально, и несут в себе только эстетическую нагрузку развлекать. Почему рынок кинокартин пресытился героями комиксного жанра? Потому что эпичность и сакральность перешла в плоскость эстетики и развлечения. Мультфильмы Миядзаки продолжают прятать в себе смыслы, их хочется искать, объяснять. А в фильмах-комиксах из сакрального только пасхалочки, и чтобы их понять надо просто больше смотреть другие фильмы-комиксы. Золушка из жертвы культуры и социального неравенства превратилась в эталон простой жизни, где на каждую девочку припрятан свой принц.
Рассказать что рыбка Поньо это сюжет Русалочки?