«Ветер с Востока побеждает ветер с Запада» (Мао Цзэдун)
На протяжении веков Китай был величайшей страной на Земле. Распадаясь на части и вновь объединяясь, завоёвываемый кочевниками и благополучно их ассимилируя, Китай оставался мировой сверхдержавой, центром цивилизации, науки, и т.д..
Но удивительно то, что располагая огромными возможностями и имея исключительно длинную береговую линию, Китай с древности и до наших дней практически никогда не интересовался морем, не имел крупного флота, не вёл значительной морской торговли и не совершал географических открытий. Кто угодно плавал к китайским берегам с торговыми целями - арабы, малайцы, японцы, но появление китайского судна у чужих берегов было достаточно редким событием. Даже когда в очередной раз обострялась проблема пиратских набегов, опустошающих побережье, вместо того, чтобы построить флот и навести порядок, к чему были все возможности, императоры не находили ничего лучше, как просто выселить жителей вглубь континента и запретить вообще выход в море.
Однако первая половина 15-го века стала периодом, когда Китай решительно повернулся к морю лицом и, казалось, преодолел вековую традицию. Восшествие на престол энергичного императора Юнлэ, ознаменовалось строительством гигантского флота, не виданного ни до, ни после в мировой истории. Юнлэ вообще весьма заметный император, в частности, он известен тем, что перенёс столицу в Пекин и реконструировал Великий канал. Что им двигало при строительстве флота, доподлинно неизвестно - хотел ли он расширить границы Китая в Южную Азию или пытался привлечением зарубежных посольств легитимизировать свой не вполне законный приход к власти. Как бы то ни было, усилиями огромной страны в короткий срок были построены, вероятно, крупнейшие в мировой истории парусные суда - баочуани и сотни более мелких судов. Возглавил экспедицию императорский евнух Чжен Хэ, считающийся и поныне величайшим китайским мореплавателем. Флот вышел из Янцзы в 1405 году и, огибая Индокитай, отправился к берегам Индии. Для местных правителей, что признают божественную власть сына Неба, на борту были предусмотрены богатые дары, для убеждения тех, кто заупрямится - тысячи солдат и артиллерия. Впрочем, обычно, самого вида гигантских кораблей вполне хватало. Флот дошел до Индостана и в Китай потянулись ответные делегации с дарами для императора, многие прямо на борту баочуаней В течение последующих двадцати лет Чжен Хэ совершил ещё несколько подобных экспедиций, доходя до Персидского залива и даже до побережья Восточной Африки. Впрочем, считать его этаким китайским Колумбом всё же нельзя - никаких неизвестных морей он не исследовал, да и целей таких не ставил, идя хорошо известным, проторенным за сотни лет до того, маршрутом.
Долго ли, коротко ли, но в один прекрасный день император Юнлэ умер. Преемники его не разделяли морского энтузиазма и флот стал на прикол. Содержание кораблей, а тем более экспедиции, влетали в очень хороший юань, не принося в казну ничего взамен. Воевать на море таким флотом было просто не с кем. В 1433 состоялась последняя экспедиция, после чего маятник качнулся опять в сторону самоизоляции Китая. Утилизация кораблей стоила немалых денег, а продать их частным владельцам в Китае, разумеется, и в голову никому не могло придти, поэтому корабли просто бросили гнить.
Почему же этот всплеск экспансии не получил продолжения? Ведь пойди Китай дальше к образованию колониальной империи и, возможно, все мы нынче говорили бы по-китайски?
Вот, на мой взгляд, два главных фактора, не позволивших Китаю использовать свой потенциал в этом направлении:
1.Конфуцианство. Завоевать и длительно удерживать отдалённые территории с некитайским населением, было, конечно, невозможно. Прочную базу для колониальной экспансии могла дать только торговля. Однако как раз торговля занимала в Китае весьма непочётное место. В конфуцианской традиции достойные виды деятельности те, что приносят выгоду всему обществу, а не отдельным лицам, например, солдаты или чиновники, радеющие за державу и социальную справедливость, крестьяне или рабочие, производящие полезный продукт. А торговля - занятие подозрительное. Периоды относительной либерализации, когда торговцы начинали богатеть, сменяли периоды закручивания гаек, когда особо жирных котов раскулачивали, а остальным перекрывали кислород, запрещая вообще покидать страну.
2.Целостность государства. Именно целостность Китая на протяжении большей части истории уничтожала стимулы к внешней экспансии и мешала потенциальным первооткрывателям реализовать свои планы. Скажем, Колумб, не найдя понимания на родине, отправился в Португалию, не преуспев и там, перебрался в Испанию и таки нашел средства на своё плавание. Испания, разумеется, не могла спокойно наблюдать, как португальцы прибирают к рукам торговлю с Индией. Аналогично, впоследствии англичане, французы, голландцы, etc. не собирались мириться с Тордесильясским разделом и организовывали свои экспедиции. Китай же был един.
P.S. В один из дней 1486 года, когда остатки великой армады ещё догнивали в устье Янцзы, с противоположной стороны Индийского океана, из-за мыса Доброй Надежды, показались три жалкие скорлупки бородатых варваров из медвежьего угла на самом западе Евразии. Через столетие эти варвары превратят Индийский океан фактически в своё внутреннее море и появятся у китайских берегов.