Еще один внезапно понравившийся фильм.
В затрапезный городишко приезжает его уроженка, а ныне сказочно богатая мультимиллионерша Клара Заканассиан (Ингрид Бергман). Городок переживает не лучшие времена, производство стоит, торговля приходит в упадок, даже поезда почти перестали останавливаться на станции. Отцы города и местные жители возлагают большие надежды на финансовую помощь со стороны Клары. Помочь найти путь к сердцу богатой землячки должен ее бывший бойфренд Серж Миллер (Энтони Куинн), ныне уважаемый член городского совета и почти преемник действующего мэра.
Проблема в том, что этот бойфренд двадцать лет назад оклеветал и бросил прибывающую даму, а местные жители с позором изгнали ее из родного города.
И вот высокая гостья сходит с подножки поезда. Торжественная встреча, транспаранты, детский хор, лебезящие мэр и начальник полиции, все как полагается. Банкет, на котором Клара анонсирует свою будущую финансовую помощь родине, называя астрономическую сумму. Все присутствующие в экстазе. Но есть одно условие - жители города должны исправить судебную ошибку двадцатилетней давности и казнить Сержа Миллера. Все присутствующие в шоке. Наглое требование возмущенно отвергается. Мы не в джунглях, здесь Европа - пылает гневом мэр.
Но дама согласна подождать. И вот призрак огромного богатства начинает бродить по улицам обнищавшего городка…
Фильм снят по пьесе Фридриха Дюренматта «Визит старой дамы»
Надо сказать, пьеса Дюренматта мне не понравилась совсем. Пьеса нарочито абсурдна - сумасшедшая старуха, гремящая протезами и меняющая мужей как перчатки, слепые евнухи таскающиеся за ней, совершенно карикатурные жители городка, даже сама сумма, предлагающаяся к распилу, абсурдно велика. Ни одного положительного героя. В-общем - сплошная мизантропия.
В фильме все не так - вместо уродливой старухи симпатичная женщина средних лет, вместо картонных персонажей вполне живые и даже во многом положительные обыватели. Вот только квартирный вопрос их испортил. Концовка, по сравнению с пьесой, изменена, но это к лучшему - более соответствует новому образу главной героини.
Конечно, женщина, 20 лет думавшая только о мести, не самый милый персонаж, но жители города ведут себя так, что ей сочувствуешь. Тем более, что женщина эта - Ингрид Бергман. С некоторых пор мне очень нравится эта актриса. Хотя сначала, когда я впервые увидел ее в «Касабланке», она мне совершенно не приглянулась, потом были «Газовый свет» и «Под знаком Козерога», которые я смотрел из-за Джозефа Коттена, там тоже не особенно впечатлила. А вот потом я постепенно проникся.
К Энтони Куинну равнодушен, хотя актёр, конечно, неплохой. Остальные роли играют неизвестные мне, в основном европейские актёры.
ПС. Интересный штрих - действие пьесы происходит в Германии, а вот в фильме о местоположении не говорится, но можно увидеть вывески на русском языке. Может, это какой-то вольный город типа Данцига среди руин Австро-Венгрии :-))