...то я бы постарался организовать движение "православного евангелизма". Основанное на следующих 15 тезисах (увы, не 95 пока, но можно и расширить :).
1. В целом движение опирается на евангельское и апостольское учение в трактовке православного богословия, предания и традиций.
2. Однако при этом упор делается именно на новозаветные традиции, а не на две тыщи лет комментариев к ним. В частности, отбрасывается огромное количество средневековых и всяких синкретических языческих наносов. Точнее, всё, что не выдерживает проверки евангельскими критериями типа "по плодам", "суббота для человека" и т. п.
3. Организация Церкви является полностью децентрализованной и опирающейся исключительно на отдельные общины, без каких-то вышестоящих организаций.
4. В каждой общине прихожане, исходя из представления о "царственном священстве", избирают нужное им количество священно- и церковнослужителей.
5. Роли священнослужителей включают в себя 1. министранта, или совершителя богослужений; 2. проповедника или знатока Писания и учителя богословия; 3. пастыря-исповедника, основной ролью которого является принятие исповеди и личное собеседование. Эти роли могут как принадлежать разным людям, так и объединяться в ком-то одном, исходя исключительно из личных качеств, знаний и способностей. За пределами своих функций и за пределами избравшей их общины священнослужители ничем не отличаются от других христиан. Если же кто-то из них плохо выполняет свои обязанности или больше не может их выполнять по каким-то причинам, то совершенно нормально для общины снять обязанности с такого священнослужителя. Как священнослужительство ничего не прибавляет к достоинству христианина, так и его снятие ничем его не умаляет.
6. Церковнослужители избираются как для помощи министранту в совершении богослужения (чтецы, певчие, алтарники), так и для лидерства во внебогослужебной деятельности, которой занимается община (см. ниже). Снова таки, за пределами своих функций они ничем не отличаются от обычных христиан. И тоже снимаются с должности общиной по необходимости.
7. Устав богослужения исходит из православных традиций (т. е. с использований традиционных текстов и чинопоследований), но с существенными поправками. Так, например, длительность богослужения должна быть посильной для большинства прихожан (традиционный критерий для преподавания -- внимание взрослых людей хорошо сконцентрировано в течение не более чем часа). В содержании же богослужения должен быть здоровый баланс между общей и сознательной молитвой, торжественными гимнами, чтением и толкованием Писания. В целом, община должна вместе решать, какое именно богослужение им нужно, исходя из своих нужд, вкусов и ресурсов (например, возраста людей в общине, их занятости, богословских знаний, наличия хорошо поющих людей и т. п.)
8. Языком богослужения является тот, который наиболее понятен всем членам общины. Если община разноязыкая, языки при совершении богослужения должны чередоваться.
9. Главное Таинство -- Евхаристия -- совершается в соединении с общей трапезой-агапой, как это должно было быть всегда (и как по сути есть и по сей день в Православии, только агапа скромно выносится за рамки богослужения в трапезную). При этом смысл должен вернуться к ясному символизму Тайной Вечери и отойти от всяких дополнительных наносных сложных обрядов. Время её совершения может быть любым, удобным для членов общины (т. е., например, в субботу вечером, а не в воскресение утром).
10. Остальные богослужения, их содержание, количество и время совершения, зависят исключительно от нужд и возможностей общины (как оно, по сути, есть и сегодня в Православии).
11. Перед Евхаристией совершается общая короткая молитва покаяния в "бытовых" грехах, об отдельной же личной исповеди договариваются с пастырем.
12. Все другие Таинства (Крещение, Миропомазание, Брак, Священство, Елеосвящение) совершаются по необходимости в рамках чина Евхаристии. Их "осуществление" -- действием Святого Духа по совместной молитве всех членов общины, министрант не более чем "лидер", "запевала" в общем молитвословии.
13. Деятельность общины не должна ограничиваться только общими собраниями для богослужения, изучения Писания и богословских разговоров. Баланс молитвы и реального действия в миру должен быть не меньше чем 50 на 50 в пользу деятельности. Какая именно это деятельность должно решаться всеми вместе и исходить и общих возможностей. Как известно, традиционными делами милосердия является забота о больных, немощных, бедных, заключённых, но чаще всего у большинства людей нет возможности организовать подобное дело. С другой стороны, есть немало дел, которые приносили бы окружающим пользу и которые доступны практически каждому: сбор мусора, забота о природе, организация бесплатного транспорта, помощь с уроками детям, общение с одинокими и т. п. Именно в этом лидерами должны быть "другие" церковнослужители -- возвращение к изначальному смыслу служения диаконства.
14. Хорошо известно, что деньги развращают, поэтому в своей деятельности община должна избегать сбора значительных сумм, пусть даже на самые благие цели. Все средства, собираемые общиной для общих нужд, должны немедленно тратиться на простые, очевидные и конкретные цели, и в такой финансовой деятельности должна сохраняться полная прозрачность.
15. Текущие нужды общины для её функционирования должны быть разумно минимизированы. Скажем, небольшой общине совсем не обязательно иметь своё собственное помещение: можно собираться у кого-то дома, а богослужебную и прочую утварь хранить по домам у разных членов общины. Если же община велика, вполне можно иметь и специальное собственное помещение, но так, чтобы его содержание не было основной деятельностью общины и на него не уходило большинство общих финансов (опыт показывает, что для многих православных общин содержание храма съедает львиную долю сил и финансовых средств). В связи с этим и утварь должна быть простой и удобной, нужно избегать дорогого украшательства, в особенности безвкусного -- однако, с другой стороны, упрощение тоже не должно стать показной самоцелью, как это бывает у многих протестантов. Короче, чувство меры и целесообразность должны быть главными критериями.
Ну, что думаете, православные? :)