Начало:
http://yuretz73.livejournal.com/234260.html http://yuretz73.livejournal.com/234916.html http://yuretz73.livejournal.com/235216.html Самый главный человек в Седуне -- это Бев. Она и ее муж Майк делают здесь все, от чисто бытовых вещей типа уборки, стирки и закупки продуктов до полного обслуживания и ремонта телескопа и всего оборудования. Ведь далеко не всегда кто-то может приехать из Хобарта -- перелеты здесь недешевые, да и расстояния порядочные. Даже от самого городка Седуны добраться до обсерватории -- это около часа, даже на внедорожнике. Кроме того, перелеты занимают целый день, а исправить что-то в связи с наблюдениями иногда нужно как можно быстрее.
Почему-то европейцам кажется, что Австралия маленькая, какой-то просто островок, затерявшийся в океане, где все рядом. На самом деле если не полениться, взять карту и все померить, расстояния и размеры всего этого впечатляют. Я очень люблю цитировать тот факт, что от Хобарта до Сиднея расстояние примерно такое же, как от Москвы до Калининграда (не подмосковного, а того, который Кенигсберг). Кстати, вчера посмотрел по карте, на какое расстояние тянется от обсерватории вглубь континента лес -- оказывается, где-то 400 км, потом первый раз появится что-то -- шоссе и какой-то маленький городок. А до того -- низкорослый австралийский лес, кустарники, соленые озера и плотность населения, тождественно равная нулю. Здесь даже более пусто, чем на равнинах Западной Австралии: туда хотя бы иногда выезжают сезонные пастухи со стадами. А в этом лесу людям делать абсолютно нечего. Подумать только, что до европейцев вся Южная Австралия была вот таким примерно бесконечным лесом!
Но вернемся к людям.
Я, честно говоря, пока что постеснялся спросить у Бев, каким образом она знает и умеет все то, что она тут делает. Для человека ее возраста это более чем поразительно (конечно, западные правила вежливости запрещают затрагивать тему возраста в разговоре). Она тут пожаловалась мне, что не всегда понимает, что ее просят сделать из Хобарта -- мол, сделать она может, но вот какой это имеет смысл, что меняется в обработке сигнала... Да, и еще пайка у нее не очень красивая. Остановимся и вдумаемся. НЕ ВСЕ ПОНИМАЕТ. ПАЙКА НЕ ОЧЕНЬ КРАСИВАЯ. У меня в несколько более молодом возрасте и со всеми моими бесчисленными научными и инженерными образованиями от всего этого иногда крышу сносит. А паяю я вообще ужасно. Внимание на экран, вот только часть того, что Бев облуживает и ремонтирует -- да, да, и ремонтирует, в том числе меняет платы, перепаивает элементы и т. д. и т. п. И программным обеспечением занимается, как на древних, так и на новых компьютерах.
И то, о чем я писал в предыдущей части, она тоже делает -- лазит по антенне снизу до верху, переключает и настраивает там все, меняет ресиверы и фиды...
Майк, ее муж, тоже очень интересный человек. Он профессиональный метеоролог, до того, как вышел на пенсию работал практически на всех австралийских метеостанциях, включая две антарктические зимовки. Казалось бы, он должен был бы все тут делать. Но он только недавно научился помогать Бев.
Короче, я в полнейшем восхищении. И только снова и снова могу повторять -- гвозди бы делать из этих людей.
Кстати, тут проблема с интернетом -- до станции протянуто оптоволокно, но его владельцы -- теперь очень коммерциализированное альтер эго бывших создателей этой станции -- хочет за его использование страшные миллионы. По принципу "собака на сене". Поэтому придумали хитрый способ -- сделали подключение к интернету у Бев и Майка дома, а сюда передают сигнал по радио. Странно, но работает, как можно видеть :)
На фото Бев разговаривает с моим напарником, Джейми. Он тоже совершенно замечательный. Тасманиец и уроженец Хобарта, он работает в радиоастрономии примерно последние 15 лет. Тоже постдок, как и я, но, в отличие от меня, знает об австралийских радиотелескопах и их оборудовании все, что только можно знать. Причем знания эти не только теоретические, но и практические. Перед нашим приездом Бев пожаловалась на то, что "сдох" один из "ящиков" того оборудования, что на фото -- один из миксеров частоты. Ну, т. е. совсем сдох -- индикаторы не горят, сигнала на выходе нет. Во всех местах на Западе, где я раньше работал, наша функция как ученых сводилась бы к тому, чтоб отключить коробку и снять ее, потом отправить по почте куда-то, где ее починят. А пока заменить на новую. Здесь это не вариант. Новой просто нет. Джейми меня сразу порадовал, что варианта только два -- либо починить эту, либо из имеющихся в мастерских компонент собрать замену. Потому что без этого миксера нельзя записывать данные, и вся сессия пропадет. Причем на все про все только два дня до начала наблюдений.
Впрочем, волновался я зря. На моих глазах они с Бев сняли этот ящик, раскурочили его, померили потенциал везде, где можно, и, таким образом, нашли виновника поломки -- один из элементов на где-то десятке плат. И, самое главное, придумали способ, как обойти этот элемент, который выполнял только контрольные функции. Переключили несколько проводов -- и "ящик" заработал как надо. Индикаторы, правда, так и не горят, но зато сигнал преобразуется нужным образом.
Но самое главное, что меня поражает в Джейми -- его характер. Спокойный, незлобивый, нераздражительный. Он отвечает на самые глупые вопросы так, как будто бы ты сделал важное замечание. И все время ведет себя на равных, даже когда ты этого никак не заслуживаешь. Ну и, конечно, когда ты что-то делаешь не так и все портишь, он ни в чем тебя не винит, а исправляет сам или помогает тебе исправить, спокойно объясняя, что не так. Мда, если бы все наставники в моей жизни были такими...
Ну, а теперь о местных зверях :) Одна -- собака Бев и Майка, по имени Ав.
"Ав, где твой мячик?" -- говорит Майк. Ав бежит на улицу, приносит древний футбольный мяч и начинает его гонять по контрольной комнате. Потом подходит ко всем, чтоб ее погладили.
А еще здесь живут... домашние жуки. Говорят, называется "португальский жук". Они уже давно заселились в здание. К людям и еде не лезут, только иногда выползают на середину комнаты. Абсолютно безвредные и безобидные создания, хотя того, кто неравнодушен к насекомым могут и напугать -- длина сантиметров 5 или даже больше. Ползают очень медленно, (ага, но быстро убегают, когда хочешь сфотографировать, мне пока хорошего снимка сделать не удалось). Они неопасны, но если такого раздавить, его внутренности для человека ядовиты при попадании на кожу. Поэтому уже давно как-то сложилось, что их не трогают.
Нам доработать осталось сегодня и завтра. Сессия закончится во вторник, но там уже ничего особенного, все должно сработать автоматически. Мы улетаем в понедельник утром. Не знаю, будет ли продолжение, или нет. Больше фотографий можно увидеть на Фликре и в Фейсбуке.