«А каким аппаратом и оптикой это сделано?»
Не берусь рассказать обо всех типах фотоаппаратов, побывавших в космосе. Это достойно отдельного научного труда. Ведь это и создание аппаратуры, и опыт ее эксплуатации на различных спутниках дистанционного зондирования Земли, на лунных и межпланетных аппаратах, на пилотируемых кораблях и комплексах. И за каждым типом фото-, кино-, видеоаппаратуры своя интересная история. Взять хотя бы о первой фотографии невидимой стороны Луны, сделанной 7 октября 1959 года бортовой фототелевизионной аппаратурой «Енисей» с борта советской автоматической станции «Луна-3». В веке цифровой фотографии фантастикой кажется обработка и проявка фотопленки, автоматическая!, на борту космического аппарата. Ведь это веха в истории освоения космоса и фотографии! Но это автоматическая аппаратура. Вас же, надеюсь, интересует человек.
6 августа 1961г. на космическом корабле «Восток-2» стартовал в космос Герман Титов, второй космонавт планеты Земля. На следующий день он приземлился у деревни Красный Яр в Саратовской области, завершив первый в мире многовитковый полет, длившийся более 25 часов. Насыщенная программа полета должна была ответить на многие вопросы о влиянии невесомости на организм человека. Титов доказал - человек может работать в космосе. Но не только этим был знаменателен его полет. Герман Степанович стал первым в мире космическим кинооператором. В своём полете он использовал советский профессиональный 35-мм киносъёмочный аппарат «Конвас-автомат» КСР-1 (киносъемочный ручной, иногда встречается аббревиатура - 1-КСР, 1КСР) конструктора В.Д. Константинова.
Г.С. Титов во время практических занятий с кинокамерой «Конвас-автомат» КСР-1.
Уже на Земле с кадров киноплёнки были напечатаны цветные фотографии и занесены в «Дело о рекордах космического полёта гражданина СССР Г.С. Титова на космическом корабле-спутнике «Восток-2».
Эти фотографии нашей планеты из космоса были опубликованы практически во всех газетах мира. Таким образом, именно 6 августа 1961 года родилась космическая фотография.
Эти снимки были представлены на выставке «50 лет космической фотографии», с успехом прошедшей в этом году. На ней помимо фотоматериалов, различных документов, была представлена самая разнообразная фото- и киноаппаратура. Знаю, каких трудов это стоило организаторам, в числе которых мои друзья - Юрий Михайлович Батурин и Дмитрий Юрьевич Щербинин. Ими же написан замечательный труд «Фото- и кинотехника на борту отечественных пилотируемых космических аппаратов (1961-2000)», опубликованный в 3-м номере журнала «Вопросы истории естествознания и техники» за 2011г. (стр. 87-104). Настоятельно рекомендую.
Немного о своем опыте.
В первом полёте это три камеры, входившие в состав фотоаппаратуры космического челнока «Atlantis». Основные - плёночный Nikon F5 и цифровой Kodak DCS 760 на базе все того же Nikon F5. Объективы от «фишай» до 800мм. Для съемок Земли, Луны, звёзд мы использовали фотокамеру Hasselblad 203, пленочную. К сожалению, больше на орбите с «Хасселем» я не встречался.
«Первый опыт». На борту «Атлантиса», октябрь 2002года. Иногда приходилось работать одновременно с несколькими аппаратами.
2007 год. Основная камера - Nikon D2X. Спасибо Чарльзу Симони, стартовавшему вместе с нами, и его научной программе. Во многом благодаря этому стечению обстоятельств на борту появилась одна из лучших камер «никоновской» линейки на тот момент. А следом, уже на грузовике к нам прилетела ещё одна камера, Nikon D2Xs. У нас с Олегом Котовым были две свежие, очень современные цифровые камеры. И море оптики, от «фишай» до 800мм, в том числе с зумом. Кстати, наши американские коллеги по-прежнему продолжали эксплуатировать Kodak DCS 760.
23.05.2007г. Сунита Уильямс осторожно снимала меня с Олегом Котовым во время нашей подготовки к ВКД. А у меня фотоаппарат всегда был под рукой. Не удержался.
Помимо вышеперечисленных на борту оставались - Nikon F5, используемый для съёмок морских поверхностей при проведении экспериментов, Nikon D1X. Последний мы использовали в основном для технических съёмок.
К третьему полёту на борту уже находился Nikon D3X. Второй экземпляр такой же камеры привезли мы. Вот оно раздолье. К тому же на нашем сегменте оставались предыдущие модели. Да и партнеры перешли на Nikon D2X. Снимай, не хочу. Каждый из нас мог подготовить для себя две камеры с разными объективами. Тем более линейка последних существенно пополнилась. На российский сегмент доставили новые, очень хорошие «никоновские» объективы с фокусным расстоянием 400 и 600 мм. Используя телеконверторы, получали - 800, 1000, 1200 мм. Правда к последнему - 1200мм, необходимо было приноровиться. Работать им с рук было достаточно сложно, он реагировал даже на тремор. Несколько слов о влиянии радиации на матрицы аппаратов. Особенно подвержен этому оказался Nikon D3X. Уже через месяц-полтора стали видны выбитые пиксели. Особенно заметны на ночных снимках.
«Аврора». 14.09.2010г. На снимке полярное сияние в Южном полушарии. В верхнем правом углу - Луна. Обратите внимание на количество битых пикселей. Все задаются вопросом - обрабатываем ли мы свои снимки? Конечно. И в первую очередь это связано именно с матрицей. И причина не только в пикселях. При смене оптики на матрицу очень часто садиться грязь. Не всегда ее обнаружишь. Ведь различные мельчайшие частицы не оседают на пол, как на Земле, а постоянно присутствуют в объеме станции, хотя система вентиляции и очистки атмосферы весьма эффективна. И еще один снимок из серии «Полярные сияния». На этот раз обработанный.
«Аврора». 14.09.2010г. На латыни «полярное сияние» созвучно с именем богини утренней зари. А говорят латынь - мертвый язык. На фотографии самой богини не видно, но чем не след от её полёта над Землёй? И не хочется знать, что это от столкновения энергичных частиц плазменного слоя с верхней атмосферой, в результате чего происходит возбуждение атомов и молекул газа. А, может быть, сам вид Богини оказал на все эти частицы такое воздействие?
Какой аппаратурой мы пользуемся? Это техническая сторона дела. Ко всему можно приноровиться. А для меня фотография - это то, что ты хочешь передать людям. И прежде всего - душевное состояния самого человека. Если двоим предоставить одинаковую картошку, абсолютно такие же масло, сковородку, то они на одной и той же плите поджарят картошку совершенно по-разному. А ведь, кажется, что сделать это проще простого. Один и тот же объект в зависимости от настроения получается по-разному. Не только моего, но и настроения природы. Вот почему стараюсь отбирать как можно меньше технических сюжетов и как можно больше видовых, чтобы показать красоту окружающего нас мира.
Серия «Space Techno-symphony». 26.06.2010г. Никогда не останусь равнодушным к такому виду. Снимал из «Куполы» («Cupola»). Иллюминаторы этого модуля покрыты специальной пленкой, которая негативно сказывается на качестве наружных фотографий. Приходилось приноравливаться.
Серия «Облака». 26.09.2010г. До сих пор для меня загадка - чье настроение отображено на этом, как мне кажется, достаточно суровом снимке.
С каждым годом появляется все более и более совершенная фото-, видеоаппаратура. Что важнее - техника, удача, чутьё? Может быть терпение? Как уловить настроение природы? У меня нет рецептов. Честно, с отдачей делать свою работу, получать от этого удовлетворение. Доставлять удовольствие другим. Наверное, так.
«Кавказ предо мною…». 08.11.2010г. Серия «Горы». Снимал по горизонту между облаками, расположенными на разной высоте. Хорошо виден Эльбрус, другие вершины. С удовольствием дарю такого рода фотографии своим друзьям.
Мы продолжаем дело Германа Степановича. Каждый из нас возвращает с орбиты тысячи и тысячи фотографий. Большая часть из них необходима специалистам различных систем: ученым, врачам, постановщикам экспериментов, конструкторам. Это, так называемые, технические фотографии. Основная наша работа с фотоаппаратурой. Но обязательно у каждого из нас есть фотографии, сделанные для души. И от души. К сожалению, в силу различных причин не все их выставляют. И все-таки, при желании, вы можете ознакомиться с авторскими работами Юрия Батурина, Сергея Крикалева, Юрия Усачёва, Юрия Онуфриенко, Валерия Корзуна, Михаила Тюрина, Олега Котова, Александра Скворцова, других наших космонавтов. В названиях фотовыставок Вы почувствуете их отношение к окружающему нас Миру. Жизнь многообразна, и в их работах Вы обязательно найдете что-то новое, интересное для себя.
С уважением, Фёдор Юрчихин.