Таким вопросом задалась недавно главная героиня комедийного сериала, который я уже пару месяцев смотрю по утрам перед выходом на работу, но до сих пор не знаю как он называется. Но не в названии сериала дело... а в самом вопросе. Я шел на работу и по пути размышлял над этим вопросом, который почему-то так сильно въелся в мой моск и я не мог понять почему. Что же такого особенного в нем было?
И вот я осознал его значение для себя...
Давным давно, еще когда я учился на N-ном курсе колледжа в Полтаве, я, то ли вычитал, то ли услышал фразу о том, что "...человек, который умеет много, но по чуть-чуть, на самом деле не умеет ничего..." Приблизительно где-то такой смысл имела эта фраза.
В этой фразе я увидел себя и мне стало грустно. Пусть умений у меня было тогда не так уже и много, но все они были не законченными, не доведенными до совершенства и даже не стремились к нему. И я осознал, что на самом деле я ничего не умею и что не нашел еще своего места в этой жизни.
С тех пор прошло много времени, у меня добавились навыки из разных областей, но ни один из них так и не был прокачан до последнего уровня... да что там до последнего - даже до середины Днепра не долетал. И даже музыка, которая забирает у меня большинство свободного времени, так и не стала для меня всем смыслом жизни. Я так и не нашел свое место в этом мире. Периодически я вспоминал эту фразу и мне становилось грустно от того, что она все еще применима ко мне и что я ничего не делаю для того, чтобы исправить ситуацию.
И вот, в одно прекрасное утро, главная героиня комедийного сериала задалась этим самым вопросом: "Сколько людей живет во мне?". В ее случае этот вопрос имел для нее немного другой смысл. Но я примерил его на себя таким боком, каким он налезал. Примерял... Примерял... И вот на поверхность начали всплывать мысли. Мнооого мыслей. Которые нужно было структурировать и изложить. В результате были сделаны следующие выводы:
1) Сколько умений у человека - столько людей в нем живет.
2) Чем больше людей живет в человеке, тем больше он знает об этом мире, тем комфортнее он себя чувствует в нем и тем легче ему прогнуться под мир, а точнее уже мир начинает прогибаться под него.
3) Человек, который нашел свое течение и постоянно развивается в нем (назовем его Человек №1) может достичь больших результатов в этом направлении, установить какие-то рекорды, сделать открытие в этом направлении или же создать новую разновидность данного направления.
4) Человек (Человек №2), который начинает что-то и, не закончив, хватается за другое, новое... а потом еще и еще... фактически является исследователем... причем бесполезным исследователем, т.к. не имея углубленного понимания в каком либо деле он не имеет шансов достичь в нем каких либо результатов или же вложить свою лепту в усовершенствование этого дела. Но у него больше шансов (хотя все равно шансы очень мизерные) открыть принципиально новое направление, не похожее на уже существующие, основываясь на общем, но более обширном понимании мира.
5) Человек №1, попавший в нестандартную ситуацию или столкнувшись с абсолютно неизвестным для него понятием, является существом беспомощным и зависимым от других людей, имеющих хоть какие-то знания в этой области, неизвестной для него.
6) Человек №2 тоже может попасть в такую ситуацию и бутед проявлять себя так же, но количество абсолютно неизвестных областей для него, уменьшается с увеличением количества дел, за которые он хватался, осваивал азы, после чего переключался на другую тему. Т.о. Человек №2 является более самостоятельным в этом мире и более гибким в плане приспосабливаемости к окружающей среде.
7) Человек №1 получает кайф от того, что постоянно занимается любимым делом и совершенствуется в нем.
8) Человек №2 получает кайф от того, что постоянно познает окружающий мир и пытается заняться тем, чего он еще не умеет.
9) Человек №1 постоянно ест один пирог, и может вам в мельчайших подробностях описать как он готовится, из чего состоит и какие его особенности.
10) Человек №2 испробовал множество пирогов и знает какие они на вкус. Но он не знает из чего они состоят и даже не знает какая у них внутри начинка, потому как всю жизнь только надкусывал.
11) В Человеке №1 живет один человек (или несколько, но не много), полностью характеризующий его личность. Человека №1 можно точно и безошибочно охарактеризовать в плане того, какую нишу он занимает в обществе... но больше сказать о нем нечего.
12) В Человеке №2 живет толпа. Точную характеристику дать тяжело. Кого в нем больше? И сколько "их" в нем? И все ли "они" добрые и невинные? Наверно это человек-загадка, способный постоянно удивлять чем-то новым...
Есть еще Человек №3 - состоящий из №1 и №2. В общем то это все мы. Но золотой середины наверно нет. А если и есть, то таких мало. Потому как невозможно полностью отдаваться любимому делу и при этом хвататься еще за кучу всего и при этом не сойти с ума и не угробить организм. Так что во всех нас скорее всего находится превалирующее большинство либо №1, либо №2.
Нет. Есть еще конечно и Человек №4, которого вообще в этой жизни ничего не интересует... Но об этом типе я даже говорить не хочу.
И основной вывод из всего этого такой: судя по всему во мне больше Человека №2. Не то чтобы можно сказать что, например, во мне 30% Человека №1 и 70% Человека №2... Нет. Скорее во мне 5% №1 и 45% №2. А все остальное пустота. Пустота потому, что раньше я не задумывался над таким вопросом - вместо того, чтобы бороться со своей сущностью и пытаться досконально освоить что-то одно, я мог развивать в себе Человека №2 и получать от этого кайф.
Раньше не задумывался...
А теперь вотъ...
Итак: я хочу быть Человеком №2. Я хочу быть дегустатором пирогов. Я хочу откусить от каждого и узнать какой он на вкус. И пусть у них внутри и есть начинка, о которой я не буду иметь ни малейшего понятия, но может все же я найду тот, который будет настолько заманчив, что я таки доберусь до его начинки. А может быть, основываясь на знании вкусов многих пирогов, я когда нибудь испеку свой... и он будет вкуснее всех остальных. Конечно же я не буду бегать как голодное африканское дитё в поисках нового вкуса... но если я буду проходить мимо чего-то нового, то обязательно остановлюсь и попробую. Я не буду с головой уходить во что-то одно... дабы не пропустить тот момент, когда на поверхности будет происходить что-то интересное.
"Попробовал - бросил... Попробовал - бросил..."? Ну что же... Если раньше я считал это своим недостатком... То ничего не остается, как перевернуть все с ног на голову и считать это своим достоинством.
А все выше написанное - это только сказка, придуманная мною для убеждения самого себя в том, что "Попробовал - бросил... Попробовал - бросил..." может сделать меня лучше :)
Хммм... А действительно вопрос... - сколько же во мне живет людей? Что я умею? Ну там... сварить борщ, врезать в дверь замок - это понятно. Это все мы умеем. Нет, ну есть конечно женщины, не умеющие готовить и мужчины, не способные забить в доску гвоздь. Но это их недостаток, а не достоинство всех остальных. Бытовые навыки даже рассматривать не стоит. Скорее меня интересуют те, что доступны ограниченному количеству людей (даже если под "ограниченным количеством" понимать 50% от всего населения). Те области, которые мы осваиваем либо по собственному желанию, либо по долгу службы, либо как вспомогательную область для некого основного предмета.
Хорошо, а как же определить, имею ли я представление о чем либо? Как отфильтровать навыки? Можно ли сказать, что я имею представление о сноуборде, если я всего два раза стоял на нем? Наверное да. По крайней мере я знаю какие ощущения испытываешь, когда стоишь на нем и когда падаешь на пятую точку. Да и, наверное, для Человека №2 это правило будет справедливо для всего, к чему он хотя бы прикоснулся.
Итак. Все критерии установлены.
Так сколько же людей живет во мне:
Инженер-технолог машиностроения (полученная профессия)
Ученый (имеется ввиду опыт написания научных работ)
Металлург (пришлось осваивать по долгу работы)
Модельщик (то же самое)
3D-моделист (вспомогательная рабочая профессия, плюс когда-то самостоятельно осваивал)
Программист ЧПУ (основная рабочая профессия)
Оператор ЧПУ (то же, что и предыдущее)
Столяр (по долгу работы)
Токарь (месяц работал, на практике)
Слесарь-ремонтник (уже на второй практике)
Сварщик (дома, самостоятельно осваивал)
Каменщик (сколько помню - родители строили дом, при постойке сарая я уже укладывал стены на уровне с отцом)
Мебельщик (по работе неоднократно сталкивался)
Дизайнер (тоже по работе, плюс самостоятельно)
Художник (ну это от рождения)
Гитарист (с 17 лет)
Бас-гитарист (с 20 лет)
Харпер (пол года)
Вокалист (умение, сопутствующее гитаристу)
Звукорежиссер (сам напросился, сам осваивал)
Композитор (умение, сопутствующее всем выше перечисленным музыкальным)
Прозаик (ну пытаюсь, что-то написать, есть у кого поучиться)
Актер (в школе неоднократно, вроде успешно, после чего забросил)
Монтажник печатных плат (было дело, несколько месяцев подрабатывал)
Фасовщик в супермаркете (тоже было дело, подрабатывал)
Грузчик (как это не удивительно, но и это было)
Кроликовод (гдето в районе 16-летия пару лет занимался дома)
Роллер (с прошлого лета)
Сноубордист (пару раз стоял)
Альпинист (пару месяцев, но страх высоты почти поборол)
Пловец (в инсте на плавание ходил)
Турист (пеший туризм)
Байдарочник (водный туризм)
Фотограф (практика была, но мало, больше по теории выступаю)
Программист (приложения, мат. расчеты)
Геймер (в наше время это тоже специальность :)
Преферансист (немаловажное умение, всегда есть чем козырнуть :)
Ну может еще чего не вспомнил... Но это не важно.
А важно то, что если раньше все это было бесполезным опытом, то в последнее время некоторое из этого списка становиться полезным, способствует освоению новых областей. Например хрен бы я разобрался в схемах басовых усилков, предусилков, в импедансах, в схемах подключения акустики... если бы не был чуть-чуть музыкантом и чуть-чуть монтажником печатных плат. А так - есть возможность и желание сделать себе басовый кабинет.