Неудачная попытка Конан Дойла убить своего героя в водопаде была удачной идеей. Она обогатила и мировую литературу, и жизнь маленького города Майрингена, для обитателей которого Холмс до сих пор живее всех живых
По сигналу старомодного звонка объявляется посадка на фуникулер. Открытый ретровагончик наполняется людьми и с легким скрипом начинает движение. Кондуктор гордо вещает о том, что механизм не претерпел значительных изменений с 1899 года, когда дорога была открыта.
Рейхенбахский фуникулер не просто аттракцион для туристов, жаждущих альпийских красот. Большинство путешествующих в этих краях - преданные читатели Конан Дойла. Красные вагончики облегчают им подъем к тому самому месту, где сошлись в смертельной схватке Холмс и Мориарти. Впрочем, настоящие шерлокианцы отправляются к сердцу водопада по горной тропе, как это когда-то проделал их кумир, а до него - сам сэр Артур.
Слева: Внешний вид вагонов фуникулера был восстановлен по фотографиям столетней давности. Справа: По центральной улице Майрингена хорошо и просто так пройтись, заглядывая в кондитерские
Концы в воду
Литературный отец знаменитого сыщика очень любил путешествовать по горам с рюкзаком за плечами. И Швейцария подходила для этого как нельзя лучше. Кстати, ее популярности у британской знати немало способствовал сэр Генри Ланн, стоявший у истоков крупнейшей в Британии туристической компании Lunn Poly. Он-то якобы и подал Конан Дойлу, прибывшему в Бернские Альпы, идею, которая решила судьбу Шерлока.
В окрестностях Майрингена - прекрасные пастбища для альпийских буренок
«3 мая мы достигли маленькой деревни Майринген и остановились в гостинице "Английский двор"... Хозяин был смышленый человек, отлично говоривший по-английски… По его совету 4 мая после полудня мы отправились на прогулку в горы… Хозяин советовал нам непременно посмотреть водопад Рейхенбах…»*
В отличие от своих героев, Конан Дойл достиг Майрингена не в мае 1891-го, а в августе 1893-го и остановился, предположительно, в отеле Du Sauvage, который и сыграл роль «Английского двора». Совершая прогулки по холмам в сопровождении друзей, писатель сетовал на то, что устал от Шерлока Холмса: «Он отвлекает мои мысли от более важных дел». Именно тогда сэр Генри Ланн, по воспоминаниям его внука Питера, и посоветовал Конан Дойлу: «А столкните его в Рейхенбахский водопад». Писатель, прежде ничего не слышавший о водопаде, попросил Ланна об «экскурсии» - и был впечатлен…
«Да, это действительно страшное место… Мы стояли у края, заглядывая в сверкающую воду, разбивающуюся далеко внизу о черные скалы, и прислушиваясь к диким звукам, вылетающим из бездны вместе с брызгами…»*
Шерлокианцы регулярно воспроизводят сцену битвы у водопада
Вид 250-метрового Рейхенбахского водопада, одного из самых высоких и красивых в Альпах, убедил Конан Дойла в том, что именно здесь, в блеске брызг и славы, Шерлок должен уйти со сцены.
Звездный путь
В декабре того же года рассказ The Final Problem был опубликован в Англии, и литературные паломники со всей Европы потянулись к месту роковых событий. Через несколько лет в помощь читателям был открыт фуникулер.
Памятная доска около станции фуникулера была установлена дважды: в 1957-м и в 1968-м, в честь 77-й годовщины героической схватки
У нижней его станции посетителей встречает бронзовая мемориальная доска: «У этой чудовищной бурлящей котловины произошло кульминационное событие в карьере Шерлока Холмса, величайшего в мире детектива, когда 4 мая 1891 года он одолел профессора Мориарти, Наполеона преступного мира». Доска была установлена в июне 1957-го Лондонским обществом Шерлока Холмса и «Норвежскими исследователями из Миннесоты», которые, несмотря на название, являются ветвью Нью-йоркского общества «Бейкер-стрит» и до сих пор активно исследуют все, что связано с Холмсом. Многочисленные клубы друзей великого детектива периодически собираются, чтобы обсудить последние новости в мире Шерлока или открыть очередную памятную доску.
Представитель Германского общества Шерлока Холмса ведет по заветной тропе пилигримов - в честь 120-летия судьбоносной схватки, в мае 2011 года
Основная активность шерлокианцев наблюдается на смотровой площадке. Одни фотографируются на фоне водопада, другие примеряют на себя изрядно потертый образ сыщика в клетчатом пальто из фанеры, с отверстием на месте лица. А третьи пытаются разглядеть небольшую серебристо-белую звезду, вмонтированную в скальную породу на противоположной стороне ущелья. Это отметка места битвы Холмса и Мориарти. К означенной площадке можно прогуляться, имея в запасе полчаса, - вверх и вниз по горным тропам, лестницам и подвесному мосту над каскадом. Увидеть звездочку, исписанную шерлокоманами, и очередную табличку. Во времена Конан Дойла с этого уступа можно было буквально дотронуться до водопада, но за сто с лишним лет путь размыло, водопад отступил глубже в ущелье. Место схватки пригвоздили звездой в 1991 году, постановив, что именно здесь Ватсон нашел альпеншток и портсигар Холмса. Пожалуй, это была первая серьезная инициатива знатоков из «Рейхенбахского иррегулярного отряда», созданного в Майрингене в 1989 году юными почитателями таланта Конан Дойла. Нынешний председатель Михаэль А. Мер с удовольствием рассказывает:
- Наш отряд призван хранить память о Мастере и его создателе, сэре Артуре. Основатель общества Маркус Гайссер устроил в 1990-е ряд тематических встреч в Швейцарии и в других местах, организовал несколько конференций с участием международных экспертов по Шерлоку Холмсу и Конан Дойлу. Теперь такие мероприятия проходят регулярно. Кроме того, каждый год мы издаем «Рейхенбахский журнал», а также информационный бюллетень The Young Swiss Messenger. Оба издания непосредственно связаны с Шерлоком Холмсом, Конан Дойлом и их наследием: мы публикуем отчеты, исследовательские статьи и иногда даже прозу членов нашего отряда.
Вечная память
Читая и слушая отчеты друзей Холмса, легко потерять границу между вымыслом и реальностью. Наваждение продолжает преследовать путешественника в маленьком Майрингене вместе с памятными табличками, встречающимися тут и там. Одна из них красуется на фасаде примечательного здания в стиле модерн, окруженного парком: «В этом отеле, названном сэром Артуром Конан Дойлом „Английский двор“, мистер Шерлок Холмс и доктор Ватсон провели ночь с 3 на 4 мая 1891 г. Именно отсюда мистер Холмс отправился на роковую встречу у Рейхенбахского водопада с профессором Мориарти, Наполеоном преступного мира». Четырехзвездочный Parkhotel du Sauvage по ощущениям мало изменился со времени визита Холмса и Ватсона: интерьеры оформлены в модных цветах той эпохи, а менеджеры прекрасно говорят по-английски. Правда, для хранения вещей прославленных постояльцев городские власти выбрали дом по соседству, на площади Конан Дойла. Здесь, в здании бывшей английской церкви, приютился любовно обставленный музей Шерлока Холмса.
Музей Шерлока Холмса в Майрингене трудно отличить от оригинала на Бейкер-стрит в Лондоне
Экспозиция была открыта 4 мая 1991 года, к 100-летию со дня «смерти» великого сыщика, в присутствии дамы-командора ордена Британской империи Джин Конан Дойл - дочери писателя. Она же снабдила музей вещами, принадлежавшими когда-то самому сэру Артуру. Но главное даже не это: центральная комната музея является точной репликой лондонской «старшей сестры» - гостиной Холмса и Ватсона по адресу: Бейкер-стрит, 221Б. Среди экспонатов - подлинные предметы Викторианской эпохи, которые вполне могли быть в пользовании у постояльцев миссис Хадсон… То есть… Да, здесь действительно постоянно забываешь, что герои были выдуманы! Или нет? Вот под стеклом, наряду с обычным железнодорожным расписанием того времени, лежит «предсмертная» записка Холмса, немного мятая и выцветшая: «Милый Ватсон, пишу эти строки благодаря любезности м-ра Мориарти, который ждет окончательного решения возникших между нами вопросов…»* По соседству - официальный полицейский рапорт о гибели детектива, будто бы сотню лет пролежавший в архивах и лишь недавно извлеченный на свет.
Знаменитая скрипка на диване, подборка газет «Полицейские новости» на столе, цилиндр и перчатки, трубка Холмса. А вот уголок Ватсона: военная форма и афганские трофеи, пузырьки с лекарствами, школьная рубашка для регби и т. д. Работники музея тщательно оберегают легенду, будто сами верят в то, что вещи аутентичны и предоставлены родственниками героев…
Выйдя через сувенирную лавку с маленькими бронзовыми Холмсами, можно посидеть на площади рядом с большим, воздвигнутым здесь около 30 лет назад. Место на камне справа от нервно курящего детектива хорошо отполировано.
Центральную часть Майрингена легко обойти за пару часов, собрав объемную тематическую коллекцию: отель «Шерлок Холмс» на Альпбахаллее, бар и альпийский клуб «Шерлок» на Альпбахштрассе (на доме, правда, табличка: City of Westminster, Baker St., 221B), магазинчики и сувенирные лавки с тем же именем и соответствующими товарами, флаги с заветным профилем детектива в дирстокере - шапке охотника на оленей, которую он, кстати, никогда не носил, - и с трубкой во рту.
Бронзовый Холмс на площади Конан Дойла узнаваем и без таблички
Шерлок умудрился составить конкуренцию даже более древней достопримечательности Майрингена: меренгам. По распространенной версии, воздушные пирожные из взбитых с сахаром белков, известные еще как безе, впервые были приготовлены именно в Майрингене. Их пекут в изобилии в каждой городской кондитерской. А на салфетках или упаковке можно увидеть все тот же знакомый профиль… Одно дело просто меренга, совсем другое - меренга с Шерлоком.
Без такой «рекламы», невольно обеспеченной сэром Артуром Конан Дойлом, ни сонный Майринген, ни природное чудо по соседству с ним никогда бы не стали столь популярны во всем мире. На отсутствие туристов не жалуются даже отели на окраине. Марианна, работающая в Hotel Tourist, уверяет, что многие гости приезжают только для того, чтобы почтить память Холмса, да и горожане уже настолько сжились с выдумкой Артура Конан Дойла, что относятся к ней как к частичке своей истории.
- Наверное, Майринген особое место, - улыбается Марианна. - Шерлок Холмс здесь, в Альпах, погиб как литературный герой и превратился в живого человека. Далеко не всякая реальная историческая личность оставляет после себя столько следов.
***
Писатель «воскресил» Холмса в 1903 году, поскольку оскорбленные читатели, включая королеву Викторию, не желали смириться со смертью детектива. Но Конан Дойл был прав в главном: то, что произошло с его героем у Рейхенбахского водопада, стало самым значительным свершением в жизни Шерлока. Оно, по сути, и сделало его бессмертным.