Справедливость
Недавно в приватном разговоре мне был задан вопрос о сути справедливости. Причина вопроса понятна: за справедливость всё время и повсеместно надо бороться, а где адекватный образ этого ускользающего приза? Часто мы исходим из детского ощущения, что всё, что не нравится мне, то и несправедливо. Ну или из взрослого: мол, делаю то, что считается хорошим, а воздаяние меньше, чем ожидал. А другие делают плохое, но их не наказывают, как надо бы. Вот и борюсь за справедливость. Но ведь тот, кто борется за справедливость со мной, думает так же про себя. И шумят, не в силах договориться друг с другом, члены всяческих законодательных собраний.
В поисках ответа о смыслах мне нравится обращаться к первоисточнику - языку, породившему внутри себя исследуемое понятие. В случае русского справедливость - к русскому языку.
Корень у этого слова, как и у слов правда, право, правый (о руке) - -пр-. Первый суффикс -ав-, как и в славить - от слыть, в буравить - от бурить и т.п. Корень -пр- в чистом виде присутствует в форме пру. Семантика корня становится очевидной: 'двигаться с усилием', в приставочных формах часто 'препятствовать движению': подпирать, упираться, запирать и т.д.
И где тут правда, справедливость и право? Терпение, терпение…
Корень пр- есть и у глагола править 'придавать нужную форму', первоначально - 'выпрямлять согнувшееся, кривое', что было актуально в эпоху медных и незакалённых железных инструментов. Потом смысл править соскользнул на 'регулировать поведение'.
С XI в. известен документ под названием "Русская Правда" - сборник правовых норм Киевской Руси. Первые статьи в этом документе называются "Правда Ярослава", большая часть документа посвящена наказаниям за посягательство на хозяйство князя и его людей. Вот оно что: правда-то оказывается не истиной и не показателем честности, а инструментом управления! Тогда справедливость - это регулирование споров правителем, всюду в выделенных словах тот самый корень пр-, с чередованиями - пор-, пир-, пер-.
Русский язык в отношении к природе права и справедливости не исключителен. В английском right 'право' связано с древним значением 'прямой (не гнутый)', откуда рихтовать 'выпрямлять', англ. just 'справедливый' восходит к лат.
iūs 'право, справедливость', но отсюда же и юстировать 'регулировать, выравнивать'.
Мы пришли к выводу, что суть, заложенная изначально в понятие справедливости, - наличие силы, которая может разрешать конфликтные ситуации, а право - это поведение, которое не вызывает наказания со стороны превосходящих сил. Ловкий хищник вправе съесть жертву, быстрая цель вправе не стать добычей хищника. Так было заведено в природе задолго до появления хомо сапиенсов. Экологическое равновесие - это справедливость Высшей Силы, создавшей и поддерживающей жизнь. Никаких иллюзий здесь быть не должно, люди вовсе не над этой справедливостью.
Возвращаясь к теме борьбы за справедливость, думаю, что бороться стоит за то, что каждому дорого, а не за абстрактную "справедливость", которая оказывается у каждого личным образом некоторого идеального, но не вполне представляемого общественного устройства. В меру сил, конечно, бороться. Результат будет справедливым, мир об этом позаботится (типа каждому по вере и делам его, см. ниже про судьбу в смысле "поделом тебе").
Замечу, что отношение к людям, пользующимся своими правами и свободами, как они их понимают, зависит от того, как они ими пользуются.
Свобода
На пути к осознанию смысла прав дошли до представлений о свободе. На этот раз я не хочу начинать с обращения к первоисточнику. Может быть, потому что, в отличие от представлений о справедливости, современное интуитивное представление о свободе недалеко ушло от исходного.
Но поговорить о свободе стоит, потому что свободу, как и права со справедливостью, с завидной регулярностью используют геополитические манипуляторы для нечестной конкурентной борьбы. Когда не можешь быть лучше конкурента, навреди ему, например, смутой во имя свободы и справедливости.
Мне кажется, что все согласятся со мной в том, что каждый из нас, хотя и в разной мере, имеет опыт переживания свободы, когда получается сделать, что задумал, и опыт переживания ограничений, когда что-нибудь да сделать не удаётся. Из этого и будем исходить: всегда и у всех есть какие-то возможности и какие-то ограничения. Полностью лишён возможностей разве лишь труп.
Различия начинаются, когда человек выбирает, на чём сфокусироваться, на возможностях (разумеется, как он их себе представляет) или на помехах (опять же, со своей субъективной точки зрения). Первые обладают, в результате, "свободой для", а вторые борются за "свободу от". Не вдаваясь в подробности, с этой позиции уже видно, что у первых дела идут, пусть и в разном темпе, но в желаемом направлении, благодаря реализации возможностей. А вторые не могут реализоваться, потому что тратят ресурс на борьбу с помехами. Мешает плохая организация труда на работе, докучливая родня, отсутствие времени и денег, правительство, наконец. А ещё и комар, жужжащий над ухом. У первых всегда что-то есть для использования в их интересах, у вторых всегда остаётся что-то, что мешает, они всегда несвободны.
За этими различиями, конечно, стоят психологические причины, приводящие к разным уровням мотивации, но мы в эти дебри влезать пока не будем. По этим причинам, даже когда вдруг не на что пожаловаться, ставшие "свободными от", как правило, теряют смысл существования (о котором чуть ниже).
Теперь можно обратиться и к исконному смыслу слова свобода. Вопреки ожиданиям, это вовсе не произвол, ничем не ограничиваемый. Слово свобода имеет такую же основу, как и слово свой. Свобода (а так же слобода) - это община своих, в которой, в силу взаимного принятия всех всеми, поддерживается договорённость относительно того, что можно, а что - надо или нельзя. В этих условиях каждый знает, что, выполняя этот негласный договор, он может делать всё, что ему угодно, не опасаясь осуждения, делая всё, что от него требуется, не опасаясь принуждения. В этом, собственно, и состоит суть свободы, которая в этом, исконном, смысле, всегда доступна.
Смысл жизни
Снова попробуем начать со значения слова смысл, которое было заложено в него при его рождении, рассмотрев несколько простых примеров.
Прежде всего, заметим, что это понятие используется применительно к какому-либо действию и имеет привкус цели действия или оценки желательности его результата. Смысл потребления пищи, очевидно, в удовлетворении голода, смысл питья - в удовлетворении жажды. Здесь ясно, что, был ли смысл, например, в обеде, определится по его завершению. Бессмысленно прерывать обед, не наевшись. Если, конечно, не появилась более приоритетная цель, обещающая удовлетворение более важной в данный момент потребности.
Этимологические данные говорят, что мы на верном пути. В однокоренных словах: мысль, замысел/умысел, промысел/промышленность - можно увидеть связь значений. Мысль - образ желаемого, замысел - план удовлетворения, промысел - процесс реализации замысла, смысл, априори, - ожидаемый результат действия, а смысл постфактум - оценка степени удовлетворения желания при завершении процесса (приставка с- часто сопровождает совершенную форму глагола, сравните делал и сделал). Все эти слова восходят к общеславянскому *myto 'плата, награда', а зубной звук [t] перед суффиксом -л- превратился в [s], как зубной в ядь 'еда' превратился в [s] в ясли 'кормушка'.
То есть, исходя из исконного значения слова смысл, у действия можно предполагать смысл - плату, награду, которой можно насладиться по завершению действия и достижению цели. Получается, смыслы могут быть у всего, что человек делает, но не у жизни в целом, если только человек не сохраняет возможность насладиться результатами своей жизни в лучшем из миров.
Но вечно зудящий ум на этой стадии не успокаивается. Ну наелся, а для чего? Ну выучился, а толку? Ну сделал карьеру, облысел, состарился, а смысл? И т.д., и т.п.
Однако появляется нюанс, когда некто совершает действие с намерением, чтобы награду получил другой, отчего и этот некто почувствует удовлетворение. Например, сексуальное удовлетворение - это прекрасно, но подарить жизнь своему малому дитяти - это что-то более высокого полёта. То есть, если мы добавим в блюдо немного альтруизма и, оставив в силе всё, что мы говорили о процессах удовлетворения личных жизненно важных потребностей, добавим ещё и потребность дарить радость, то у жизни появляется и трансперсональный смысл.
Иногда к мудрости можно прикоснуться в самых неожиданных обстоятельствах. Когда-то давно ехал я в метро, и на свободное место рядом со мной сел какой-то пьяненький мужичок. К чему я отнёсся с некоторым неудовольствием и свысока. Проехав пару перегонов, он встал и ни того ни с сего (как я тогда подумал) сказал, обратившись ко мне: "Живи для людей, работай для людей, и тебе сто раз воздастся". И вышел, физически исчезнув из моей жизни и оставив меня в несколько ошарашенном состоянии.
Определённый таким образом смысл жизни дарит ей полноту и не исчезает с уходом человека, так, по-моему.
Судьба
О судьбе в кругу родных и друзей кухонных разговоров у меня не было: тема, скорее, философская, нежели бытовая или политическая. Вот с астрологами в сети - другое дело. В этом сообществе тема свободы воли и предопределённости стоит особенно остро: определена ли судьба звёздами, или лазейки для спонтанного выбора остаются?
Попробую оставить философские проблемы за бортом и обращусь, по обыкновению, к смыслу слова, заложенному в его строение. То есть попробую предположить, что зашифровали в нём те, кто его для своих целей придумал. Конечно, я не ясновидец и не медиум, и мои предположения - не истина, а субъективные построения, кажущиеся мне логичными. Как и все предыдущие.
В каком-то смысле, судьба близка по смыслу к смыслу. Различие лишь в том, что смысл - это желаемый результат, а судьба - какой уж получился. Впрочем, она связана и со свободой, и со справедливостью...
В слове судьба явно выделяется суффикс -б-, который есть и в усадьба, злоба и который имеет значение, похожее на 'бытие'. Усадьба - 'бытие у сада', злоба - 'бытие злым'. Тогда судьба - 'бытие судимым', с основой суд-. Лингвисты считают, что эта основа восходит к ст.-слав. сѫдъ 'суд, приговор', сложенному из архаичных корней *som- 'с-' и *dhē- ' дело', то есть смысл слова суд - 'содеянное, результат деяния'. Что-то сделал - изволь, получи, поделом тебе. Я склонен согласиться с лингвистами, во всяком случае, оригинал в виде *суть-б-а кажется мне менее вероятным.
Если так, то у слова судьба тот же исходный смысл, что у индуистского понятия карма - 'совокупность последствий содеянного'. Суд, таким образом, - 'механизм формирования этих последствий', независимо от субъекта, управляющего этим механизмом: Божий ли суд, суд ли в образе судьи-человека в сотрудничестве с судебными исполнителями, общественное ли осуждение, суд ли папиного ремня…
Похоже всё-таки, что "отцы-основатели" полагали судьбу результатом взаимодействия свободы воли и неминуемых следствий её применения. "Кому суждено быть повешенным, тот не утонет". Типа, если некто склонен натворить бед раньше, чем оказаться вдали от берега, то и быть ему приговорённым к повешению, утонуть не успеет.