Смутно прошлое, лучше не трожь его... да?
Казалось бы, известен рецепт, если не счастья, то безмятежности: живи настоящим, не затуманивай себя мечтаниями, не погружайся в воспоминания.
Оппоненты считают, однако, что, кто не имеет прошлого - тот не имеет будущего. Не опираясь на опыт предков, гармоничного, сильного общества не построишь. Неспроста же Моисей написал Пятикнижие, в котором настойчиво проводил идею богоизбранности своего народа, проследив его истоки аж от Адама.
А вот опыт предков в официальной истории славян обрезан на уровне 6 века нашей эры, сведён к образу жизни в полуземлянках, с вооружением на уровне дреколья, с бедным хозяйственным арсеналом и т.д., и т.п. И правда, такое прошлое лучше не вспоминать. На фоне такой версии истории легко начинают гнездиться идеи о духовном лидерстве индоариев, о миссионерстве Византии, о подаренной шведами государственности на Руси, о заимствовании передовых технологий у германцев…
Давно хотелось восстать против такого куцего подхода к истории славян, чей язык, невзирая на такую убогую и короткую историю, оказался одним из самых распространённых и весьма архаичных, по мнению лингвистов.
Чуть раньше я уже писал о прародине славян в Восточном Средиземноморье, в основном, на Балканах. Многоэтничное и многочисленное (если верить Геродоту), население этой области, благодаря объединяющим крупномасштабным производственным процессам, связанным с горным делом и металлургией, и культурным связям, сформировало язык межплеменного общения. Этот язык постепенно распространялся вокруг Чёрного моря и послужил основой для диалектов праиндоевропейского (ПИЕ) языка, которые, по мере удаления носителей от Балкан, теряли сходство с балтскими и славянскими языками и сохраняли уникальные архаичные особенности (тохарские, кельтские и германские диалекты ПИЕ языка). Ближе других к этой металлургической провинции были северочерноморские скотоводческие племена предков индоариев и хеттов.
Это присказка, из которой следует, что предки славян (балтов - тоже, но о них надо писать отдельную историю) могли считать себя таковыми уже в 4 тысячелетии до нашей эры. А сказка будет в том, что наши предки даже после постепенного вытеснения их с юга Европы агрессивными кочевниками - предками хеттов, индоариев, кельтов, латинов и, наконец, германцев - не растеряли опыта металлургии. Во втором тысячелетии до нашей эры они развивали рудное дело уже на севере Европы, включая Скандинавию (во время так называемого Скандинавского бронзового века). Всюду, где славянские горняки начинали новые страницы своей истории появлялись этнонимы "RTN (рутену)" (Палестина), "ruteni" (северо-западное побережье Средиземного моря), "русины", "Ruzzi" (Закарпатье и Трансильвания), "ругии" (побережье Балтики и Северного моря), наконец, загадочные "Ruotsi", каковым именем финны называли жителей Швеции. Все эти этнонимы по известным фонетическим правилам восходят к словам рыть, руда. Отсюда же и такие слова, как рудый, рыжий, ржа, русый, русло, клички Рудя, Руцкой (от «рудской»), многочисленные топонимы Рудня и т.п.
Получается, что прошлое славян надо искать в другое время, тысячи на три лет пораньше, и в другом месте, не в болотах у Припяти.
В Восточной Европе наши предки оказались после нашествия сармато-германских племён в конце прошлой - начале нашей эры. Воины-сарматы рассекли Европу, сильно повлияв на язык и культуру западных славян, заметным маркером какового влияния являются слова благодарности, заимствованные из древневерхненемецкого языка. А польская шляхта открыто гордилась своим происхождением от сарматов: так германо-сарматское влияние стало элементом национальной идеи в Польше.
Трансформация взглядов на собственную историю привела, в конце концов, к нынешнему противостоянию славян западных со славянами восточными.
О чём всё это, если вернуться к национальной идее? Тяга к богоизбранности или величию жестоких захватчиков явно не свойственны нашему полиэтничному народу. Он сохраняет уникальную способность наших "рудских" предков к коллективному труду, начиная с рудников Восточного Средиземноморья, сохраняет волю к мирному сосуществованию в общих интересах, к распространению позитивного опыта - при способности, однако, и на ратные подвиги при защите своей земли, вспомните хотя бы защиту Арконы, когда несколько сот ратников положили несколько тысяч захватчиков на острове Рюген-Руяне.
В любом случае, пора стряхнуть заплесневелую идею о варварстве и дикости, якобы присущих изначально нашему населению, якобы неизвестно откуда взявшемуся и возжелавшему викингов себе на княжение.
А нынешнее противостояние Запада и Руси восходит к тем стародавним временам, когда кочевые скотоводы - предки колонизаторов-англосаксов - начали совершать с востока набеги на оседлых металлургов-земледельцев - литву (литейщиков) и рудских (горняков).