От автора блога. Что-будет, что будет. То же самое, что уже было в 16-17 веках, ничего хорошего.
У Константинопольского патриарха заговорили о слиянии православия и католицизма. Какие будут последствия для канонической украинской Православной церкви
Один из иерархов Константинопольского патриархата заявил, что диалог об объединении православия и католицизма практически завершен. Причем подтвердил это не где-нибудь, а после встречи с Папой Римским, и для официального издания Vatican News. Для украинских верующих эти слова имеют особенное значение. Похоже, все идет к новому витку религиозного конфликта и возможному объединению недавно созданной ПЦУ с грекокатоликами.
Что сказал Поликарп
Коротенькое интервью с Поликарпом (Ставропулосом) появилось после его встречи с Папой Римским Франциском. Митрополит Италии и экзарх Южной Европы был на аудиенции после вступления в должность 11 марта. Во вступлении журналист восторженно отзывается о "пути к единству католиков и православных, что не подлежит сомнению", и поощряется "жестами и близостью Франциска и Вселенского патриарха Варфоломея".
Митрополит Поликарп принимает эту подачу, говоря однозначно. "...Одна из основных линий нашей архиепископии: экуменический диалог со всеми людьми доброй воли, и прежде всего с нашими католическими братьями. Это является главной целью нашей епархии, особенно на этой любимой и святой земле, которая совпадает с резиденцией католической церкви, Рима, - сказал Поликарп (Ставропулос). - Путь католиков и православных к полному единству под водительством Святого Духа приближается к финишу. Я думаю, что на уровне верующих эта цель уже достигнута, и это важнее, чем на институциональном уровне... Мы уже идем вместе, это не вопрос "мы хотим или не хотим", мы должны идти вместе в мире, который становится деревней. В этом нет сомнений".
Поликарп (Ставропулос) - митрополит Италии, экзарх Южной Европы Константинопольского патриархата. С точки зрения должности, его контакты с Папским престолом - почетная обязанность. И можно было бы предположить, что высказанное является частной точкой зрения. Однако он не является обычным иерархом Константинополя, и не просто "один из 149". В должность архимандрита Вселенского престола он вступил более 20 лет назад, еще в 1998 году, и представлял патриархат на бесчисленном количестве мероприятий: в миссиях, на конференциях и т. п. А с апреля 2007 по осень 2020 года был митрополитом Испании и Португалии, то есть он очень опытный епископ и хорошо понимающий истинную подоплеку процессов.
Слияние или поглощение
"Экуменический диалог" - это идея о всехристианском единстве, и длится он относительно недолго, менее 100 лет. Гораздо дольше длится сам раскол в христианской церкви: он произошел в 1054 году, разделив церковь на римокатолическую и православную соответственно, "Рим" и "Константинополь". В его основе лежал ряд непреодолимых противоречий по догматическим, каноническим, литургическим вопросам. Самые известные - разрешение браков служителям алтаря в православии и обет безбрачия у католических священников, их же индульгенции и пышные обряды. В итоге взаимные анафемы сняли лишь в 1965 году на встрече Папы Римского Павла VI и Вселенского патриарха Афинагора.
"Объединение христиан - это, конечно же, благая цель, и в ней нет ничего плохого, но есть серьезные основания считать, что в данном случае речь идет, скорее, о присоединении, по крайней мере, части православных к католической церкви, чем о принятии католиками православной модели церковного устройства. Другими словами, это будет уния, а не объединение", - поясняет "Вестям" религиовед Алексей Смирнов.
Кроме того, католики, судя по всему, не будут отказываться от своего учения о папстве - это главный камень преткновения, стало быть, "объединение" будет односторонним. По определению, церковная "уния" предполагает признание со стороны православных первенства и власти Папы Римского. И в этом плане высказывания митрополита Италии Поликарпа (Ставропулоса) - очень яркий симптом. "Это проявление признания, почти что преклонения перед Римом, и это далеко не единственное подобное высказывание", - отмечает эксперт.
"Вестям" удалось обнаружить более ранние фразы, сказанные самим патриархом Константинополя Варфоломеем, где тот де-факто признает готовность к признанию папского престола - в 2007 году он сказал буквально: "Если мы, с помощью Божьей, придем к согласию с католической церковью в том, что касается значения термина "первенство", каким оно было в первом тысячелетии, то Вселенскому патриарху не составит труда признать первенство Римской кафедры и занять второе место - то, какое он занимал до раскола".
"Первый без равных"
Примечательно, что глобально православие не будет безусловно согласно с позицией Константинополя. "Среди всех церквей, наверное, только греческие - а их пять - будут согласны с решением Константинополя. Остальные в той или иной форме откажутся от диалога, в котором Рим будет играть главную роль", - прогнозирует "Вестям" политолог и историк Кость Бондаренко.
И если исходить из диптиха, перечня церквей, принятого Константинопольским патриархатом, в котором 15 церквей, считая ПЦУ, то с позицией Фанара (район в Стамбуле, где находится резиденция патриарха) согласятся шесть-семь православных церквей. Остается вопрос: зачем это самому Константинополю. "Он, скорее всего, рассчитывает на сделку с католической церковью, которая закрепит за ним роль "первого" в рамках православного мира. Первенство же Папы Римского в таком случае может быть реализовано опосредованно - через Фанар, - поясняет Смирнов. - К слову, основанием для такой "сделки" может служить 28-е правило Четвертого Вселенского собора, на которое часто ссылается Фанар и которое гласит о том, что Константинопольский патриархат получил "равные преимущества" с Римом в силу своего столичного статуса".
"Вести" изучили ресурсы, близкие к Константинополю, и обнаружили там немало высказываний о патриархе Варфоломее как о "первом без равных", то есть речь идет о явной попытке выпятить его статус. Такая тенденция появилась еще в 2020 году, и о ней в интервью "Вестям" уже говорил митрополит Антоний.
"Утверждение формата "первого без равных" может быть направлено и на максимальное углубление экуменических процессов. Поскольку у Фанара появится возможность вывести вопрос поиска новых форм унии за рамки необходимости всеправославного решения, - утверждал он. - Также это, наверное, дань духу времени, наполненного идеями продвижения и торжества глобализма".
Три последствия для Украины
Но что эти глобальные процессы будут означать на практике для украинских верующих? Во-первых, совершенно очевидно, что ситуация чревата углублением церковного конфликта внутри Украины. Патриарх Варфоломей уже называл УПЦ "епархиями РПЦ в Украине". И раз такая риторика будет продолжена, это неминуемо отразится на жизни конкретных общин.
"А учитывая, что власть в лице Минкульта прямо привлекает предстоятеля ПЦУ Епифания к подготовке визита Варфоломея в Киев на празднование 30-летия независимости в августе, нет сомнений в том, чью сторону в конфликте займет официальный Киев", - говорит наш собеседник в церковных кругах.
Во-вторых, можно ожидать слияния УГКЦ и ПЦУ. "О таком объединении давно говорят и сами грекокатолики и руководство ПЦУ, ссылаясь на потенциальные результаты диалога между Фанаром и Ватиканом. В каком-то смысле союз этих структур станет эталонной моделью, которую будут использовать в качестве катализатора для дальнейшего продвижения новой унии во всем православном мире. Это не обязательно будет сразу административное слияние. Это может быть просто совместное участие в богослужениях и таинствах. Но с прицелом на более тесную интеграцию", - говорит "Вестям" религиовед Алексей Смирнов.
В-третьих, "украинский след" будет еще долго ощущаться и в этом, казалось бы, далеком от Киева процессе - под контролем Фанара находится т. н. "смешанная комиссия по православно-католическому диалогу", руководит которой украинец по происхождению, архиепископ Иов (Геча). Он также открыто заявлял в своих статьях о том, что православные готовы к восстановлению евхаристического общения с католиками.
"Таким образом, понятно, какой вектор работы имеет данная комиссия. По сути, в ее рамках идет работа по оправданию примата Папы Римского и подготовка формулы признания первенства римского престола", - предполагает Смирнов.
Кроме того, всегда остается практический, прикладной аспект. В котором православным верующим прямо завтра могут и не предложить креститься слева направо, как это делают в католических храмах - слишком уж сильна дань традициям. Но идея отмечать Рождество 25 декабря уже поступила - от украинских властей, которые, и вполне осознанно, стремятся оторвать Украину от православных обычаев. Кроме того, к католическим традициям, которые гипотетически могут быть приняты в нашей стране, относятся использование исповедален (православные исповедуются на виду у всех прихожан) и начало Великого поста в Пепельную среду вместо Чистого понедельника.
http://pravoslavye.com.ua/ru/novosti-khristianskogo-mira/obedinenie-katolikov-i-pravoslavnykh-kakovy-posledstviya-dlya-ukrainy