Бюджет Украины март 2016 года, перспективы на апрель

May 10, 2016 12:21



Пару дней назад, бывший министр финансов Украины в Кабмине Юлии Тимошенко Виктор Пинзеник «обнаружил», что с украинскими финансами все не так хорошо, как кажется. Собственно он привел ровно те же аргументы, что и я, когда описываю бюджетные процессы на Украине, а также поделился с читателями своими опасениями. Но обо всем по порядку.

Для начала кратко о том, что было в марте с украинскими финансами и затем о перспективах.

Сбор денег вообще

Фискальная служба, бывший глава Кабмина Яценюк, все наперебой отчитались о том, что в марте 2016 года сборы налогов превысили все до селе существующие рекорды (71,8 млрд. гривен). Странно было бы, если бы было иначе. Во-первых, имея инфляцию несколько десятков процентов и девальвацию валюты несложно даже в условиях падения экономики ставить рекорды сборов в гривне. Особенно в марте, когда бизнесом платятся годовые налоги. Именно поэтому из года в год именно март и был рекордсменом.
Тем не менее, каждый месяц наблюдается одна и та же картина. Прирост доходов бюджета по сравнению с аналогичным периодом прошлого года становился все меньше и меньше. Если в январе 2016 году было собрано почти на 33% больше денег, то по итогу двух месяцев только на 22,5%, а за первый квартал рост доходов бюджета составил «всего» 17,2%.

При этом Виктор Пинзеник, оперируя данными за апрель, предупреждает, что именно в этом месяце будет обвал. По его данным (а в его данных я даже не сомневаюсь) за четвертый месяц 2016 года в общий фонд Госбюджета было собрано на 14% денег МЕНЬШЕ (меньше, Карл), чем за апрель 2015 года. За счет местных бюджетов, картина будет не столь удручающей. Тем не менее, на приведенной им графике наполнения общего фонда госбюджета видна очень нехорошая тенденция, которая очень сильно контрастирует с победными реляциями Яценюка-Гройсмана:



В общем, теперь совершенно понятно, почему Гройсман бросил все ради получения денег МВФ. Если в 2015 году Яценюка спасла девальвация гривны, то к апрелю 2016 года ее эффект перестал работать и надо думать откуда брать деньги (Кролик ушел вовремя).
Выбора, как и в прошлом, только два: либо включать денежный станок, но население этого просто может уже и не выдержать (запас прочности населения подходит к концу, как и кредит доверия нынешней власти), либо просить денег у МВФ.

Частности бюджета

Налог на прибыль предприятий, который многие платят именно в марте, в 2016 году дал аж 13,7 млрд. гривен. Это много, но ожидаемо, так как это стало следствием девальвации и инфляции. Но даже такой рекордный сбор не смог вывести данную статью доходов в плюс. Все равно по итогу трех месяцев налог на прибыль предприятий показал минус 2,8% в гривне по отношению к прошлому году. И очень похоже, что таких показателей далее удержать не удастся. Статистика сбора налога именно за 2016 год (а не предприятий отчитывающихся раз в году) удручающая.

Рента за газ. Пока здорово выручает правительство рента за газ. В первом квартале ее собрано на 8,5 млрд. гривен больше, чем в прошлом году, но далее вслед за снижением процента отчислений, которые прописаны с апреля и переплатами наперед (а злые языки говорят, что предприятия отрасли за первый квартал переплатили 5 млрд. гривен авансом) сборы будут падать и они перестанут выручать правительство Украины.

Стоит отметить еще пару статей, которые в нынешнем году уже точно не будет палочкой выручалочкой бюджета Украины.
Первая это «ввозная пошлина». Киеву пришлось обнулить их при импорте товаров из ЕС, что сразу же сказалось на бюджете. В марте по данной статье собрано денег в два раза меньше, чем годом ранее и далее такая картина станет привычной. Данная дыра была предсказана во время составления бюджета и тут уже ничего не поделаешь. Ассоциация, она такая, взаимовыгодная.

Как ничего не поделаешь и с дырой, образовавшейся от выполнения требований МВФ. НБУ в первом квартале не будет перечислять денег в бюджет, а далее, только после независимого международного аудита его деятельности, а не по разнарядке сверху. Уже на сегодня «отставание» от прошлогодних показателей составляет около 5,5 млрд. гривен и далее разрыв будет только расти.

Меньше стало поступать денег и в государственные внебюджетные фонды. Например, отчисления с фонда заработной платы резко упали. Снижение ставок налога так и не привело к детенизации (кто бы сомневался) заработных плат, но привело к уменьшению доходов. Это пока не ударило по бюджету напрямую, но очень скоро Пенсионный фонд потребует денег и отказать ему будет невозможно.

Есть ли положительные факторы у бюджета? Честно говоря, фундаментальных я пока не вижу. Есть плановый прирост по НДС и акцизам, но он объясняется увеличением ставок последних и нивелируется увеличением возврата первого (как следствие девальвации гривны).

Пока вижу только обычное шулерство правительства, которое пытается при помощи перекладывания денег из кармана в карман показать увеличение вала поступлений.

Хорошим примером здесь является схема сбора денег с нефтегазовой отрасли. Киев увеличил ренту на добычу газа и девальвировал гривну. В следствие этого выросли и поступления в бюджет, но в то же время выросли и расходы на субсидии населению и содержание государственного аппарата, которые практически полностью нивелировали рост поступлений. По статистике все растет (и доходы и расходы), но лучше ли стало жить при этом государство, в котором процент перераспределенного дохода через бюджеты всех уровней уже почти вдвое выше чем в России? Думаю нет, потому, что как мы помним коррупция на Украине возникает именно при перераспределении бюджетный средств. Государству было бы легче, если бы все было с точностью до наоборот. Но в этом случае обвал финансов страны неизбежен. Получаем замкнутый круг...

Итак, ждем выхода официальной статистики по наполнению бюджета за апрель. Кстати, она уже запаздывает. Ранее уже 3-4 числа следующего месяца чиновники хвастались «об успехах», а в мае как-то забыли это сделать.

Экономика Украины

Previous post Next post
Up