Второй международный красноярский фестиваль «Вселенная - Орган»

Oct 30, 2010 11:33

Если вы покопаетесь на своих антрессолях и попробуете отыскать среди старых виниловых пластинок, которые рука не поднимается выбросить, записи органной музыки, то обнаружите, что почти все они - в исполнении Евгении Лисицыной. Именно с этого имени начиналось знакомство населения всех республик Советского Союза с органной музыкой.



C 5 по 27 ноября в Органном зале Красноярской филармонии пройдёт Второй международный красноярский фестиваль «Вселенная - Орган».

Слушателей ждут встречи с великолепными произведениями русской и зарубежной классики.
В программе фестиваля примут участие как российские, так и зарубежные исполнители, имена которых известны всему миру. А откроется фестиваль двумя концертами в исполнении именно
Евгении Лисицыной (Латвия).



Накануне её приезда в Красноярск корреспондент Вера Кириченко взяла у выдающейся органистки из Латвии интервью - по Скайпу.


Ирония судьбы

- Евгения Владимировна, вы одна из первых россиянок, получивших латышское гражданство после распада Союза, в 1995 году. Почему в 60-х вы уехали из России и как вам живётся в Прибалтике?

- Я училась в Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова у замечательнейшего педагога, профессора Владимира Владимировича Нильсена. Позже по личным мотивам я уехала из Ленинграда и поступила в Латвийскую государственную консерваторию им. Я. Витолса, где моим педагогом стал профессор Николай Карлович Ванадзиньш. В Большой советской энциклопедии в статье о Н.К Ванадзиньше можно прочитать, что я - его ученица.
Я закончила консерваторию по органу в Риге за три года, потому что занималась по 8-9 часов в день! Но педагог сказал: «Вам же в армии не служить - давайте пообщаемся у инструмента!» Я была счастлива... На пятом курсе консерватории записала свою первую пластинку. Меня сразу же пригласили в Латвийскую государственную филармонию на работу. Всё бы ничего, но в 1991 году всё рухнуло - в том числе и наша филармония, в которой раньше работало 400 человек, а сейчас осталась лишь концертная дирекция). Всех музыкантов уволили, и с тех пор мы - свободные художники...



Для меня светочем в жизни стал Домский собор - это моё рабочее место вот уже более полувека…
После смерти Николая Карловича я, по понятным причинам, не могла преподавать в консерватории, хотя учитель всегда называл меня своей наследницей… Более того, недавно в Риге праздновали 90-летие консерватории и, несмотря на то, что мне, отличнице, здесь когда-то вручали диплом под №1, и я была единственной студенткой, получавшей стипендию имени Чайковского, - меня даже не поздравили с юбилеем альма-матер и никуда не пригласили…
И по сей день никакой педагогической работой я не занимаюсь, хотя с удовольствием бы это делала, потому что мне есть что рассказать и передать. Недавно мне пришла в голову мысль: поскольку меня буквально распирает от знаний - я решила, что обязательно, когда будет побольше времени, всё изложу на бумаге. Кому-нибудь это наверняка пригодится…

Жемчужина Домского собора

- Вы играете во всемирно известном Домском соборе на старинном инструменте, которому более 120 лет... За ним как-то по-особому следят? Может быть благоприятные условия созданы в помещении? Но ведь 100 лет назад таких условий ещё не было… Тогда в чём секрет долгожительства инструмента?



- В начале 80-х годов, когда филармония стала эксплуатировать орган, механизм увозили в Голландию, там его подынтонировали, обновили. В помещении за ним ухаживало пять мастеров, которые постоянно находились в соборе, следили за температурой и влажностью. Сейчас орган никто так тщательно не обслуживает, такое у нас время... Когда дефекты обнаруживаются, делается запись в журнале, и по вызову приходит мастер. А секрет долгожительства, думаю, в том, что 100 лет назад если уж делали вещь, то на века, это касается и музыкальных инструментов… И орган мастерили из хороших материалов, на совесть, потому долго и живёт…

- Как вы относитесь к аутентичному исполнительству на старинных реконструированных инструментах?

- Такое движение существует, я знаю, но что значит аутентичное? Музыка всё равно звучит совсем не так, как раньше исполняли. Однако, когда кто-то играет, я очень рада послушать, потому что уважаю желание коллег приблизиться к высокому исполнительству.
Я считаю, что наш орган, которому 120 лет, не старинный, а современный инструмент. Конечно, можно сказать, он романтический и хотелось бы играть на нём музыку того времени, когда жили композиторы, её написавшие. В нашем соборе прекрасно звучит, например, Макс Регер. Но имея один инструмент, мы не можем играть только романтическую музыку, а исполняем всё, в том числе и Баха, которого, кстати, можно играть на одном регистре, и музыка будет великолепно звучать.

Бах - это космос…

- Какое место в вашем творчестве занимает Бах? И почему люди сегодня так любят его музыку?



- «Не ручей! - Море должно быть ему имя», - сказал о Бахе великий Бетховен. Я считаю, даже не море, а космос, потому что, с одной стороны, это совершенно изумительно всё звучит, а с другой - это загадочная какая-то система, в которой он абсолютно точно находится. Постоянно, когда эту музыку играешь, - находишь что-то новое. Почему любят его и сегодня? Я вам расскажу один случай. Однажды, в 2001 году, я играла в Волгограде довольно сложный цикл «Музыкальное приношение» (это сгустки всего, что у автора по творчеству рассеяно, а здесь - концентрированно выражено). Помню, начала играть токкату до мажор, а она очень красиво звучит, и берёшь очень низкий регистр - язычковый, у которого очень трещащий звук. Последняя нота трещала так, что даже слышно было, как язычок шевелится. Когда я начала играть этот момент, в зале почему-то засмеялись. А я играю и думаю: «Ничего себе, привезла, называется, приношение! Публика, как дети…». Но дальше в зале установилась гробовая тишина. Впервые слышали волгоградцы эту очень сложную музыку, которая и звучит великолепно, и найти в ней можно много интересных интонаций. Берёшь аккорд - пауза - а тишина звенит! Меня это потрясло… Вот и любят Баха за стройность, чудо, космос…

- Насколько популярны сегодня концерты органной музыки в Латвии?

- В советское время концерты проходили каждый день, и всегда зал был заполнен. Сейчас меньше посещают. Зимой, когда концерты проходят один - два раза в неделю, бывает 200 человек на 1500 мест, и мы считаем, что это уже хорошо. А летом Рига - популярный туристический центр, и зал не пустует.

- Нравится ли вам исполнять современную органную музыку?

- Очень часто современные композиторы пишут музыку для органа, не зная свойств этого инструмента, - в этом беда. Меня отпугивают некоторые современные выкрутасы, механические поиски новизны. Мало вижу такого, что было бы интересно, может быть, я ретроград?
…Хотя есть и хорошая музыка, как, например, у Барбера, Мессиана, Дюпре - это нравится! Французы перехватили пальму первенства, возможно, потому, что у них был девиз - уподобить орган симфоническому оркестру. Конечно, орган у них не такой полифонический инструмент, как у Баха, но они предложили современникам абсолютно новый взгляд на музыку. У чехов тоже есть крупицы интересного, к чему можно обратиться.

Секреты звукоизвлечения

- С обывательской точки зрения любой пианист может сыграть на органе. Так ли это на самом деле?

- Это большая ошибка, потому что средства выразительности у этих двух инструментов абсолютно разные. Основа фортепианной игры - это удар. На органе ты можешь ударять сколько угодно - звук только один, и он будет длиться ровно столько, сколько ты нажимаешь на клавишу. А на фортепиано звук затихает, и пианисту надо основательно переучиваться, чтобы освоить игру на органе.



- Мы видим, что органисты - преимущественно мужчины. Но вы как-то обмолвились, что физиологически женщина больше приспособлена к игре на органе. Что имели в виду?

- Я не согласна с тем, что мужчин больше. В последнее время женщины активизировались. Тем более что, действительно, мужчинам физиологически менее удобно играть на органе - об этом мне сказал «по секрету» один знакомый венгерский органист. Вы же знаете, как устроена у мужчин нижняя часть тела, а при игре на органе надо активно работать ногами...

- Органисты часто делают переложения для органа. Ваше переложение цикла «Времена года» А. Вивальди, по оценке музыкальных критиков, получилось очень удачным. В чём секрет?

- Я очень люблю это занятие. Причём никогда не ставлю цель - переложить, это приходит по наитию. Я слышу какую-то музыку и понимаю, что она будет прекрасно звучать на органе. Над этим циклом я работала долго, много интересных идей приходило в голову, я много раз его переделывала, улучшала. Очень интересно, может, поэтому у меня это и получается.
Я будут у вас, в Красноярске, играть Вивальди - Концерт ми минор изумительной красоты, а партитура его свалилась на меня буквально с неба. Как-то подошёл ко мне один скрипач и попросил переложить это произведение для скрипки. Я взяла ноты и переложила от первой до последней части и вполне довольна тем, что получилось!

- А нет ли у вас мысли самой попробовать сочинять музыку?

- Однажды, когда мне было лет восемь, я села и начала писать. И каково же было моё удивление, когда произведение, которое я «сочинила», в скором времени прозвучало по радио! Это был вальс Шопена. Я его сыграла по памяти, но как своё, видимо, так оно меня захватило! Но должна признаться, что сочинять музыку - всё-таки не моё…

О разном…

- Кстати, какую музыку, фильмы, книги предпочитаете?...

- После Баха на втором месте у меня - музыка Чайковского. Она играет на струнах внутри меня. Бывает, и некоторые эстрадные вещи талантливо написаны. Музыка - это мой мир: плохое настроение можно исправить музыкой, а можно хорошее испортить и прийти в состояние уныния. А вот фильмы современные я не люблю, потому что мне кажется, я вижу канву сюжетную, приёмы какие-то, которые из фильма в фильм повторяются с небольшими вариациями, а по-настоящему хороших фильмов очень мало… Книги люблю исторические. Очень нравится Мережковский - я его с удовольствием перечитываю. Из классиков люблю Тургенева и Пушкина (это вообще за скобками, как Бах).

- И напоследок: у разных городов мира есть своё обаяние. Сразу ли чувствуется обаяние Риги и насколько это связано с большой историей города? Или у малых городов тоже могут быть свои флюиды?



- Флюиды в городе делают люди. Если что-то человек создаёт одухотворённо, с душой, это остаётся в его облике навсегда. Все, кто хоть раз побывал в Риге, - в восторге от этого города. Я тоже люблю его, как и Москву, и наслаждаюсь тем, что здесь живу. Кстати, самой первой церковью в Риге был вовсе не Домский собор, как думают многие, а церковь святого Николая, где сейчас расположен музей прикладного искусства. Есть у нас и свои легенды. На кованой ограде Домского собора, в неприметном месте, если хорошенько поискать, увидите маленькую мышку из металла. Рассказывают, как она там появилась. Дескать, люди, которые строили храм, были так бедны, как эта мышь, у которой ничего нет.
А знаете, что меня поразило в Красноярске, когда я впервые приезжала сюда с концертом 25 лет назад? У вас была улица с жутким названием - «Диктатуры пролетариата», я была в шоке. Диктатура - само по себе безобразное слово. Наверное, ужасно писать письма на такой адрес. Неужели не переименовали? Но всё равно я всех красноярцев очень люблю - меня хорошо принимали, и с удовольствием буду играть для вас вновь.
До встречи!

Вера КИРИЧЕНКО

Биография Евгении Лисицыной
Текст: СИБИРСКИЙ ФОРУМ
Автор снимков: Вадим Москалев

Исторические места Красноярска, Красноярск, Органный зал, music

Previous post Next post
Up