Нитка
маршрута:
Аэропорт Тиват - Тиват - Будва - Петровац-на-Мору - Сутомре - Бар - Поездом в Мойковац - Долина реки Тара - мост через Тару - Жабляк - хребет Боботова Кука - Трса - Плужине - Никшич - Чево - Негуши - Котор - Доброта - Рисан - Каменари - Герциг-Нови - Каменари - паром через пролив - Котор - Тиват.
Участники:
1. Егупов Юрий - 24 года. Велосипед Bergamont dark dust 26’
2. Гриценко Алексей - 26 лет. Велосипед Bergamont 28’
День 1
Тиват - Будва - Петровац-На-Мору - Сутомре - Бар
70 км
К старому зданию аэропорта Харьков приехали в 6 утра к началу регистрации на чартерный рейс Харьков - Тиват. Разобрали велосипеды, сняв переднее, а Лёха оба колеса и уложили всё в чехлы. Взвесили багаж, у меня оказалось 25, а у Лёхи 27 кг при норме в 20 кг для этого рейса. Заплатили 100 грн на регистрации и 30 грн грузчикам по их «ненавязчивой» просьбе «за аккуратность».
Всё прошло быстро и до вылета оставалось ещё около часа, который мы посвятили изучению
черногорского языка по моим распечаткам. Автобусная экскурсия по стройке аэропорта, посадка, улыбчивые стюардессы, самолёт берёт разгон и вот мы уже в воздухе. На завтрак была булка, масло, «дружба», немного свежих овощей, много нарезанной ветчины и вафля в шоколаде.
Строго по расписанию через 2 часа 15 минут мы приземлились в Тивате, очень быстро прошли регистрацию, забрали велики с рюкзаками, и через мгновение мы в тени кустов и деревьев уже занимались их
сборкой.
Сразу отмечаем качество
дорог, приятно ехать. Велокомпьютеры уже насчитали первый десяток пройденных километров, и мы решили, что самое время подкрепиться. И тут мы получили первый урок. Обнаружив симпатичное кафе с живой
крышей из листьев и плодов киви, мы удобно расположились в нём. Но оказалось, что есть только выпивка, поэтому в дальнейшем мы искали ключевое слово «ресторан» и для подстраховки спрашивали про суп, мясо, гарнир и прочее.
Через несколько километров с высоты птичьего полёта мы увидели, что такое
пляжи на Адриатическом море. Популярный среди русских город Будва встретил нас аккуратными цветущими улицами, уютным рестораном, в котором мы сытно поели. Обед из супа, мяса с фри и конечно же с холодном пивом Никшичко нам обошёлся в 70 грн с человека. На каждом столе по стандартному набору из перца, уксуса и растительного масла, которое очень хорошо подошло для моей скрипящей педали.
Сытые и довольные мы покупались на городском
пляже, вода в Адриатическом была гораздо солонее, чем в Черном море. Благо на всех пляжах есть бесплатные холодные пресные души. Не говоря уже про бесплатность самих пляжей.
Шли километры прекрасной
дороги вдоль моря. Позади остались города
Петровац-на-Мору, Сутомре, и уже к закату мы достигли сегодняшней цели: города Бар. Бар - крупнейший порт и транспортный узел Черногории. На
ЖД вокзале, купив на завтра билеты в Мойковац по 62 грн, мы познакомились с
Фабианом - велопутешественником из Франции. Врач по профессии, на своём «лежачем» голландском велосипеде он объездил много стран Европы и средней Азии, о чём говорила пара десятков флагов на двух флагштоках. Прощальное «Оревуар» и поезд повёз его в Подгорицу.
А мы с Лёхой нашли недалеко от моря собу (комнату) на
улице Анта Дедовича, приняли душ, оделись в парадное и уже почти в темноте пошли в свет. Свет в этот вечер означал для нас пройтись по набережной, попялиться вслед симпатичным черногоркам, зайти в пиццерию и послушать там живой концерт «местных» Сергея и Татьяны
Никитиных.
День 2
Бар - Поезд до Мойковаца - Долина реки Тара - Великий Мост.
44 км
Второй день подряд мы должны были вставать в 4:45, чтобы успеть к 6:00 на
поезд в Мойковац. Добравшись по пустынным улицам Бара до ЖД вокзала, мы встретили стоявших кучкой проводников нашего поезда. Один из них говорил много всякого, среди чего слышалось «Ne mozna…», но вскоре он сходил за книгой правил и показал параграф, говоривший, что надо снять переднее колесо. Мы зашли в последний вагон, аккуратно
установили велосипеды в тамбур и отправились в самую яркую в жизни поездку на поезде.
Хотелось спать, но как можно
спать, когда за окном Скадарское озеро, а ущелья -
одно красивее
другого? Поэтому я провёл все 2 часа 48 минут пути на ногах, вылупившись в
окно. Лёха потом проснулся начал менять камеру с застрявшей металлической
колючкой.
Но всё когда-то заканчивается, закончилась и наша поездка быстрой высадкой в
Мойковаце, где нас ждал вкусный завтрак в ресторане небольшого отеля. Сытное
меню из первого и мясного второго, конечно по бутылочке холодного
Никшича и в путь-дорогу!
Самый глубокий в Европе и второй в мире
каньон реки Тара начинался тем, что
долина становилась всё уже, а горы по бокам - всё
круче. Но встречались и постоялые дворы, один из которых многообещающе назывался
Oaza. Там мы не отказали себе в бокале вина под хлебушек, заодно оставив запись в местной «
книге жалоб и предложений». Дальше ехать было в удовольствие, т.к. дорога шла всё время под горку. Педали крутились изредка, поэтому можно было даже взять в руки фотоаппарат и запечатлеть это на видео:
You can watch this video on www.livejournal.com
День подходил к концу и вскоре многочисленные
туннели привели нас к нашей цели -
мост через Тару.
За 30 грн с человека мы поселились в кемпинге, где предоставлялся туалет, душ, дрова, а также баскетбол и футбол. Мы поставили
палатку, достали котелок и
приготовили макароны с ужасной черногорской тушёнкой. Но купленный тут же холодный Никшич очень кстати украсил наш ужин. А тем временем в кемпинг приехал бусик и выгрузил огромную с человеческий рост кучу рюкзаков. Не дожидаясь, пока нагрянут их владельцы, мы с Лёхой вразвалочку двинулись прогуляться по мосту, прикупить сувенирчиков и попить кофейку на другой стороне каньона. На мосту группа израильских школьников швыряла камни в реку вопреки просьбам работающей тут же команды банджо. Прыжок на Банджо здесь, кстати, стоил 790 грн.
Как вы думаете, чьи это оказались рюкзаки в кемпинге? Школьники были выпускным классом, которым устроили тур де Европа. Мы с Лёхой уже спали, когда в их культурной программе пришёл черед песен под гитару. Были песни на английском, например Let it be, и на иврите. Как они пели, просто не передать словами, я лежал в оцепенении, слушал и даже не злился на них за то, что разбудили. Избранный народ…
День 3
Великий Мост - Жабляк - мимо Боботова Кука - Трса - Плужине.
70 км
Наутро Избранные поспешили дальше нести Благую Весть по всея Европе и уже в 8 утра их след простыл. После этого оказалось, что в кемпинге стояла компания тихих цивилизованных чехов на микроавтобусе «о двух палатках».
Ну а для двух граждан Украины день начался с приготовления кофе, баскетбола и моральной подготовки к тяжёлому подъёму. За 10 км пути нам предстояло подняться на 600 м.
Долго ли, коротко ли, но мы всё-таки преодолели этот тяжёлый серпантинный подъём и наверху нас ждали прохладные ветра, а также пара пацанят, собравших с обочины землянику и продающих её за рубль ведро (шутка: евро стакан). Подкрепившись ею, мы двинулись вглубь
плато, где на горизонте виднелась горная цепь Боботова Кука - самой высокой точки Черногории.
Приближался голод, а вместе с ним и город Жабляк, где нас ожидал простенький, но очень вкусный и недорогой дорожный ресторан. Пожалуй, здесь был самый обильный
обед за весь поход, ибо юшка первого блюда была похожа на растопленный жир из нашей солдатской тушёнки, а свиные ноги с фри были такие сытные, что многое мы забрали с собой. И только греческий салат с большим количеством овощного сока и сыворотки от сыра, а также холодное пиво могли разбавить этот праздник гастрономического разврата.
Привыкшие к жить красиво и, едва отошедшие от головокружения после такого обеда, мы не отказали себе в удовольствии купить несколько персиков и шоколадок в дорогу. И всё это не просто так, ибо между тем, чтобы проехать несколько километров и заночевать на озере Чмо и тем, чтобы проехать несколько десятков километров через ту самую горную цепь мы всё-таки выбрали второе. И, надо сказать, не пожалели.
Быстро проехали весь Жабляк, который остался в нашей памяти маленьким уютным цветочным городком. Далее главная дорога пошла на Никшич - столицу черногорского пивоварения, - а нам досталась очень узкая без разметки, выцветшая, но всё-таки асфальтированная приличная дорожка, идущая сначала
вдоль гор, как бы знакомя нас с предстоящими испытаниями, а потом и вовсе
уводящая нас в так называемое горное «Sedlo».
Седло, как можно представить, состоит из двух перевалов. Но мы не знали, что нас ждёт именно седло, поэтому взбирались на первый перевал в надежде, что он единственный. По
пути нам встретился Izvor Studenac или по-русски родник, вытекающий из камней и теряющийся в них же. Первый перевал был
покорён нами на велосипедах, а одной шведской парой с мега объективом - на машине. Мы поздоровались, пожелали good luck и со свистом ветра в ушах устремились вниз в
основание седла, где на живописном изгибе дороги нам впору пришлись персики и шоколадки в рамках пикника на травянистой обочине. А изредка проезжающие мимо машины, в том числе и шведы, радушно приветствовали нас фарами и клаксоном.
Закалённые в битвах с подъёмами, мы одолели второй перевал очень легко, за что были вознаграждены последующими сплошными головокружительными спусками. Заканчивался
горный массив, и впереди в голубой дымке заката нам открылось
ущелье, на дне которого должно голубеть Пивское водохранилище.
Шёл второй час огромного спуска, на котором скорость редко когда падала ниже 30 км/ч, когда на очередном вираже нам встретились кровные братья -
велотуристы из Польши. Ребёнок ехал в велоприцепе. Они рассказали нам, что приехали на машине из Варшавы, выгрузили велосипеды и в путь! Мы им - про наш маршрут, про Фабиана, обсудили Евро-2012. Рабочий язык - английский.
Обещанное водохранилище и вправду скоро стало
голубеть под нами, после чего Великий спуск закончился знаменитой
развилкой в туннеле. Через пару километров нас встретил городок Плужине, где нам предстояло найти собу, желательно с телевизором, ибо сегодня финал чемпионата мира по футболу. Отель за 188 грн с человека мы отвергли, отдав предпочтение вот такому
дому, где на нулевом этаже нас ждала хорошая
соба, а на первом - уютное кафе с плазменной панелью, настроенной как раз на футбольный канал. И это за 125 грн с человека.
Хозяин дома - бородатый дядька очень интеллигентного вида, похожего на знатока «Что? Где? Когда?» старшего поколения, - был наверно первым черногорцем, хорошо знающим английский язык. Поэтому, пока готовилась наша комната, мы с его помощью сбросили фотки с фотоаппарата на флешку, а также немного утолили жажду общения.
Комната была готова, Лёха пошёл в душ, а я - в супермаркет, чтобы купить что-нибудь съестное. По дороге я имел удовольствие наблюдать множество загорелых ножек праздно шатающихся в этот воскресный вечер местных черногорок, одетых в яркие разноцветные шортики. В супермаркете не оказалось хлеба, но кто-то из персонала всё-таки отдал мне буханку, припасённую очевидно для себя. Европа. Всё для людей.
По сложившейся традиции чистые и нарядные мы выползли из собы, чтобы променять шортики на этот чёртов футбол. Кафе немного наполнилось, болельщиками, мы сели за стол с двумя иностранцами, но всё было так тихо, что мы начали кивать носом. Лёха доблестно выдержал «сухое» основное время и пошёл спать. А я допил пиво, заказал 30 грамм Ракии (виноградной водки) и решил спросить мнение иностранцев о финале. Terrible… - было ответом англичанина Майлса. И завязавшаяся беседа длилась весь экстра тайм. Оказалось, что он с итальянцем Роберто работает в здесь в Плужине в итальянской компании по развитию туризма уже больше года.
Ну а потом испанцы выиграли чемпионат мира, а мы попрощались и разошлись спать, так как завтра у них был полноценный рабочий, а у нас спортивный день.
День 4
Плужине - Никшич - Озеро Сланско
57 км
Следующий день начинался так, будто бы и нет никакого похода, а мы отдыхаем на курорте, ведём измученный нарзаном расслабленный образ жизни. На мягких как вата кроватях мы спали до половины десятого. Затем, выпив кефира с хлебом, намазывая его «намазняком» и укладывая сверху копчёными колбасками и вчерашним мясом из Жабляка, мы отправились погулять по
городу Плужине в это утро понедельника. Ещё раз посмотрели на
водохранилище, сдвинули
трактор, вернулись в наш приют и взяли по пивку на дорожку.
Мы тепло попрощались с хозяевами, я подарил официантке/жене/дочке монетку в 10 украинских копеек и мы двинулись в «
Крещёный путь» на Никшич вдоль реки Пива. Шли километры, подъёмы и спуски, и вскоре солнце стали закрывать тучи. Накрапывал дождик.
Очень кстати по пути оказался дорожный шинок. На каждом столе кроме стандартных соли-перца-зубочисток была тарелка с варёными яйцами. Несколько столов были заняты местными водителями, которые, впрочем, не отказывали себе в бутылочке пива. Наиболее весёлый из них поинтересовался у нас, православные ли мы и за кого мы болели во время чемпионата. Я на всякий случай перечислил все участвовавшие славянские страны, что и было правдой. А сербов они явно недолюбливают.
В это время пошёл ливень, а мы сидели и пили кофе и ели варёные яйки за 3 грн/штука, посыпая их солью. Так здесь принято.
Дождь стих, путь продолжился. С последнего
дождливого перевала открылась долина, в которой располагался Никшич. Через десяток километров мы въехали в него. Крупный город на равнине в окружении гор с промышленной периферией и «европейским» бомондным центром с памятником кралю Николе, пешеходными дорожками и множеством кафешек.
Мы ужинали в
ресторане, узнавали, что варёная картошка будет kovani krompir, мороженое - sladoled или palacenke, а за окном тем временем лило как из ведра. Сытым и напоенным нам хотелось остаться здесь на подольше, но до озера Сланско нам ещё оставалось несколько километров.
Тротуары и парки опустели - жители Никшича спрятались в своих домах. И только мы рассекали глубокие дорожные потоки воды под холодный ливень. Я был в непромокаемом костюме, Лёха - в легкой ветровке. Поэтому вскоре через пару кварталов мы были вынуждены спрятаться под навесом.
Мы стояли и пережидали дождь, и, несмотря на то, что начинало темнеть, настроение было хорошее. Во-первых, мы хорошо поели, во вторых изредка мимо нас пробегали мокрые красивые черногорки с прилипшими к телу тоненькими футболочками, а в-третьих, небо на закате очищалось.
День закончился по плану: хорошее место на берегу Сланского озера, палатка, вечернее купание, фрукты с соса-солой, мерные философские беседы перед сном и последующее погружение в него.
День 5
Озеро Сланско - Чево - Котор - Доброта
90 км
Утро выдалось
солнечным, а вода в озере ещё более чистой, чем это показалось вчера вечером. С берега можно было увидеть множество
рыб, гревшихся на солнце. Позавтракав мивиной с копчёными на костре колбасками, а также много раз приняв водные процедуры, мы двинулись в путь. Сегодня нашей целью было Адриатическое море, а именно Боко-Которская бухта и город Котор на ней.
Мы поднялись на плато, и большую часть пути до села Чево ехать было
не особо интересно. Туда мы добрались во второй половине дня. Уже хотелось есть, а в единственном на всё село шинке была sama piča, то есть только напитки. Но потом хозяин предложил нам подождать, пока он сходит домой и сделает гамбургеры. Он взял пару местных лавашей, натолкал туда сыра и шинки, разогрел в микроволновке и красиво завернул в салфетки. Под пиво пошло хорошо. У него же мы спросили, почему Черногория отделилась от Сербии. «Сербский национализм» - было его коротким ответом.
И снова в путь. Мечта увидеть море становилась всё сильнее после каждого перевала, когда за ним ты видишь новую долину и следующий перевал. В конце этой карусели природа преподнесла нам очередной сюрприз в виде крутого подъёма по серпантину. Я уже порядочно отстал от Лёхи. И вот нашим мучениям пришёл конец. Дорога наконец-то пошла
вниз. Можно с удовольствием
посмотреть на предстоящие спуски.
Первый спуск привёл нас в дорожное кафе и сувенирную лавку, где выпили пива и убедились, что местные знают Тимошенко и ЯнУшковича.
Второй спуск по рассказам лавочника и фотографиям представлял собой 25 витков серпантина. В самом его начале мы наконец-то увидели море. А точнее глубокую Боко-Которскую бухту, можно даже сказать, маленький
фьорд. Теперь наша цель - город Котор - была у нас
на ладони. Нам оставалось каких-то 20 км постоянного спуска. Пообщавшись на панорамном пятачке с австрийцами, мы тронулись в путь.
На этом серпантине я снова отставал от Лёхи, потому что предпочитал не крутить педали, дабы растянуть удовольствие от спуска. А через десяток витков мы увидели место, откуда началось наше путешествие -
аэропорт Тиват. Взлетающие и садящиеся самолёты были такими маленькими, будто игрушечными.
Очень хотелось просто остаться на этой дороге, посмотреть на бухты в голубой дымке, на самолёты, а потом дождаться темноты и увидеть это всё в ковре огоньков. Но нас ждал морской берег…
Солнце пряталось в горах, мы спускались всё ниже, становилось всё темнее, а Котор - всё
ближе. И вот спокойная дорога сменилась шумными улицами этого городка. Светофоры, пристань, яхты мотоциклы, прохожие, крепость, фонари.
Из последних сил мы катились по уютной вечерней набережной, ища глазами заветное «Sobe», но что-то таких табличек не наблюдалось. Слева - залив, справа мелькают домики, кафешки, церковь, и вот оно! Табло «Restaurant, Apartmani, Sobe». Не зная цен, я спросил у Лёхи, согласны ли мы на сумму в 150 грн/чел, он кивнул. Так и оказалось. И надо сказать, что комната того стоила: мягкая кровать, телек, кондишн, красивая мебель, куча полотенец, балкон с видом на море. Что ещё надо после 90(!) километров пути?
Несмотря на усталость, мы привели себя в кондицию, немного передохнули и пошли в свет. Честно говоря, в Которе тяжело найти недорогое «съедобное» место, поэтому наш ужин состоял из концоне с пивом в маленькой пиццерии на берегу
канала.
Канал окружал местную крепость, за стенами которой тоже кипела жизнь: множество кафе, бутиков, ювелирных среди узеньких мощёных улочек. Нам даже повезло попасть на открытый концерт симфонического оркестра, расположившегося у входа в местный собор. Концерт закончился, мы вместе с толпой разбрелись по улочкам, полазили по бастионам и вышли из крепости.
Сил оставалось только дотащить себя до номера. В этот момент Лёха учуял знакомые латиноамериканские ритмы. Сальсатека. А мы думали, что силы кончились.
Домой добрались к полуночи, жарко. Включили кондишн на слабый режим и спать.
День 6
Доброта - Ореховац - Ризан - Каменары - Герциг Нови - Каменары - Паром-Котор - Доброта
65 км
Оказалось, что когда вчера в поисках жилья мы ехали по набережной, город Котор плавно сменился посёлком Доброта. Так что, проснувшись в полной Доброте, я вышел на
балкончик, вдохнул морской воздух и отправился в одних плавках прямо в море.
Утро в Которе было наполнено спокойствием и размеренностью. Величественные
яхты, жители на утренней пробежке, пустынные
пляжи, редкие
купающиеся.
Сегодня мы решили оставить вещи в номере и налегке объехать по берегу Боко-Которскую бухту и заехать в город Герциг-Нови почти на границе с Хорватией. Затем переночевать здесь же и на следующий день переехать в Тиват.
Традиционно позавтракав кефиром с булками и повалявшись у телевизора, мы тронулись в путь. Лёхин багажник сегодня отдыхал, а мой вёз только флаг. Заметив его, со мной поравнялся чёрный джип с российскими номерами, и мы обменялись парой приветственных фраз. Приятно.
Дорога практически не поднималась и не удалялась от моря. Слева и справа мелькали аккуратные домики, машин было немного, все легковые. Одним словом, ехать было очень здорово, но разгар июльской жары давал о себе знать.
Мы заехали в одно из многочисленных кафешек, которое стояло на бетонной платформе прямо на берегу моря, чтобы покупаться и охладиться пивом. Нас увидела очень активная сербка, знавшая английский язык, очень много расспрашивала нас и вызвалась быть переводчиком. Но познаний в черногорском языке нам в принципе хватало, чтобы узнать у барменши, что пива в поллитровой таре нет. Но всё равно это согрело душу, а пиво из 0,33 и морская вода охладили тело.
Я решил спросить насчёт парома через пролив бухты. Все были счастливы: она - от словестного поноса и возможности нам помочь, её толстый муж с застрявшими в ягодицах штанами - от разглядывания моей карты, я - от всего происходящего, а Лёха нашёл это все забавным и решил
сфотографировать.
Едем, видим паромы, узнаём, что для пешеходов и велосипедистов он бесплатный, да ещё и круглосуточный. Едем дальше в Герциг-Нови, в дорожном ресторане наконец-то
обедаем с первыми блюдами и снова в путь.
Начинает сказываться многодневный режим физических нагрузок. И, несмотря на то, что дорога красивая, мы уже не получаем от неё удовольствия. Поэтому в Герциг-Нови мы доезжаем чисто для галочки, хотя там красивый
замок и оттуда можно увидеть
открытое море.
И вот, уже повернув домой, мы получаем сюрприз в виде проколотого у Лёхи колеса. Всему виной злейший враг велосипедистов - колючки акации. Проверка других трех целых колёс показала, что за всё время пути мы успели насобирать на покрышки хороший десяток колючек, вонзившихся в покрышку, но не доставших до камеры. Лехина тонкая 28-е камера наотрез отказывалась приклеивать к себе широкую латку, то и дело норовив поднять её края, пока мы не придумали следующее
изобретение.
После ремонта мы наградили себя мороженым и разговором с симпатичной молодой хозяйкой лавки. Говорили о том, что по-черногорски «Чао!» означает одновременно и «привет» и «пока».
Паромы причаливают к берегу каждые 2 минуты, забирая пассажиров весь возможный транспорт: от легковых автомобилей за 40 грн до фур с прицепом за 160 грн. Переезд на другую сторону узкого
пролива занял от силы 7 минут. До дома оставался десяток километров пути, сперва незаселённой дороги с деревьями
граната по пути, а потом заселённой с бесконечной чередой домиков, кафе,
церквушек, пляжей, пирсов и т.д. На подъезде к Котору обогнали двух поляков с флагами на багажниках велосипедов.
По пути домой Лёха к своему сожалению или облегчению узнал, что сегодня сальсы не будет, поэтому мы, приехав домой и по традиции приведя себя в порядок и одевшись в парадное, ограничились походом по вечерней набережной в уже знакомую нам пиццерию.
На большее сегодня нас не хватило.
День 7
Доброта - Котор - Тиват
10 км
Под нашим номером располагался продуктовый магазинчик, куда я направился утром вместе с традиционным купанием. Кроме кефира были куплены штрудели с надписью «Штрудла-Штрудла».
Сегодня был последний день перед завтрашним вылетом из аэропорта Тиват, поэтому нам нужно было только лишь переехать в город и где-нибудь заночевать.
Проезжая по набережной Котора на месте уже знакомых нам яхт стояло
нечто огромное. Сразу нельзя было понять, что это корабль, только отъехав на
расстояние.
Через час мы уже были в Тивате и искали жильё. Здесь найти жильё было наверно тяжелее всего: почти везде занято, несмотря на то, что сам город как курорт на не понравился.
Кучу Шчепановича (
Дом Степановича) и собу в ней нам помогла найти добрая тётенька. Но там меньше, чем за те же 150 грн, на одну нас ночь не принимали. Что ж, выбирать не приходилось…
Вскоре усталость и напряжение от долгих поисков жилья сменились теплом и радушием принимающей нас семьи. Пока готовили комнату нас завели в большую кухню на всех отдыхающих в доме, я сбегал в маркет за арбузом, который мы быстренько уговорили, угостив в ответ жену хозяина. Ещё были 2 замечательные дочки. Старшую мы почти не видели (видно, она умело скрывалась), а маленькая
Сара была более расположена к гостям. Хоть и не любила фотографироваться.
Комната в прохладном доме была готова и мы позволили себе небывалое - дневной сон. После чего пошли гулять по городу, на строющуюся набережную и смотреть на крутые
катера. Там же мы узнали,
где делают из Майкла Джексона человека.
Вечером Щепа (сокращённо от Степанович), говоривший по-русски рассказывал о своей жизни. Он проработал 5 лет в полиции в криминалистике, но потом решил открыть свой бизнес «зелёного туризма», построил дом себе, где мы собственно и жили, а также коттедж для одной богатой украинки из Днепропетровска. Я рассказывал про нас, про Украину. Сара ничего не понимала, но слушала с воодушевлением. Наши имена записали в гостевую книгу, и мы тепло попрощались.
В эту ночь после дневного сна и из-за жары мы с Лёхой долго не могли заснуть. Посмотрев по русскому каналу Братьев Карамазовых, мы перемещались с кроватей на веранду и обратно, но потом всё-таки погрузились в сон.
На следующий день в 8 утра мы благополучно доехали в аэропорт, сдали велики, ничего не платили, сели в самолёт и через 2,5 часа уже были в Харькове.
Немного статистики:
Пройденное на велосипеде расстояние:
490 км
Расходы:
• Билеты на самолёт: 340 Евро/чел
• Провоз багажа (включая велосипеды): 100-120 грн/чел
• Проживание, билеты на поезд, обеды в ресторанах, фрукты, овощи, вода, мороженое, пиво, вино и т.д.: 190 Евро/чел
Итого: 540 Евро/чел от Харькова до Харькова.
Ночёвки:
• 1 ночь в палатке в кемпинге
• 1 ночь в палатке «по дикому»
• 5 ночей в собах.
С кем удалось пообщаться:
• Черногорцы
• Сербы
• Немцы
• Французы
• Итальянцы
• Австрийцы
• Англичане
• Израильтяне
• Россияне
• Поляки
• Шведы
Интересные факты:
• Когда местные смотрели на наши велосипеды, то больше всего их привлекала карта на планшете, прикреплённая к рулю моего велосипеда;
• Население Черногории 672 тыс. человек, площадь 13 812 км². Население Харькова 1 млн 449 тыс. человек. Площадь области 31,415 тыс. км²;
• В качестве национальной валюты Черногория использует евро. Однако, не будучи членом еврозоны, страна не имеет права эмитировать евро и вынуждена довольствоваться денежными средствами, поступающими из-за границы (в частности, от иностранных туристов);
• По черногорски право означает прямо, а десно означает право;
• В Черногории номерные знаки на машинах точно такие же как у автомобилей евросоюза за исключением окружности из звёздочек