Почитал я его размышления о
текущих рисках. Что-то совершенно невнятное.
“По итогам первого квартала 2014 года мы впервые за всю историю существования ОАО «РЖД» зафиксировали убыток в размере 16 млрд. руб., и это никак не связано с тем, что железнодорожники стали хуже работать. Отрицательный финансовый результат был вполне предсказуем. Причина - заморозка тарифов на грузовые перевозки. При этом нефтяные компании по итогам 2013 года продемонстрировали рост прибыли на 50%. «Роснефть», например, получила 550 млрд. руб. чистой прибыли, а дополнительные расходы, которые она могла бы понести на транспортировку своей продукции, составляют всего 3,5 млрд. руб. Цифры выглядят несопоставимо. То же касается «ЛУКойла» и «Новатэка». Мы проинформировали об этом Минэкономразвития, которое поддержало нашу позицию. Буквально на днях Правительство согласилось пересмотреть «нефтяной» тариф для железной дороги со II квартала. Из минусового баланса это нас вряд ли выведет, но ситуацию значительно облегчит.
Что касается падения грузовых перевозок, их объем объективно сократился, но не столь значительно по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года - только на 0,4%. Это связано с общими признаками стагнации экономики, что аналитики ОАО «РЖД» тоже уже определяли. По 2014 году первоначальный прогноз роста ВВП озвучивался Минэкономразвития на уровне 2,5%, что, на наш взгляд, выглядело излишне оптимистичным. Сейчас те же чиновники говорят о том, что рост ВВП будет около 1%. Соответственно все расчеты, которые легли в основу принятия решения по тарифам, были завышены в 2,5 раза. В результате в прошлом году ОАО «РЖД» уже срезало 98 млрд. руб. из своей расходной части, а в этом году мы уменьшимся еще на 84 млрд. О том, что такие потери можно компенсировать за счет роста внутренней эффективности компании, сегодня никто уже не говорит. Благодаря своей системе аналитики и использованию межотраслевого баланса, мы в своих расчетах практически не ошиблись и к пессимистичному сценарию тоже подготовились.”
Кроме общей сумятицы не понял, как снижение цифр по ВВП с 102.5% до 101% могло повлечь то, что “все расчеты, которые легли в основу принятия решения по тарифам, были завышены в 2,5 раза.” Но при этом оказалось, что “мы в своих расчетах практически не ошиблись”. Кстати о падении объемов грузовых перевозок, как говаривал Рейган “доверяй, но проверяй”.
1 квартал 2013 1 квартал 2014 Судя по данным на сайте РЖД, никакого снижения за первый квартал не зафиксировано. Цифры по объему (т.е. по массе) совпадают. А по товарообороту (т.-км.) выросли на 6.7%.
Сдается мне, серьезным неучтенным риском является принятие решений на основе подобной аналитики.