По
первой части повествования могло сложиться неверное представление о том, как на самом деле проходит работа по созданию новой единицы ассортимента мастерской. Так там все складно, да ладно, что сам диву дался, когда перечитал. На самом деле в том месте, где кончается первая часть, начинается полный трэш, нервный тик и седые волосы.
Вам сейчас хорошо, вы уже в курсе, что все закончилось благополучно и камин уже стоит, а вот я ничегошеньки не знал, тогда как время, отведенное мне на работу договором, стремительно заканчивалось.
Представьте: проведена кропотливая работа по разработке глазури. Пойман за хвост нужный цвет и фактура. Отмят, высушен и подогнан полный комплект изразцов. И тут мне начинает казаться, что глазурь как-то уж слишком топорщится. Цек (трещины в глазури называются именно так) какой-то странный. Ну а раз странный, нужно срочно его испытать, и я начал проверку циклами замораживания-оттаивания. Уже на второй разморозке я получил удручающий результат. Отслоение глазури:
Стало ясно, что КТР глазури слишком сильно отличается от КТР черепка. Настолько сильно, что его нужно довольно сильно скорректировать, повысив тугоплавкость глазури.
А времени-то в обрез! И начинается новая гонка экспериментов. Параллельно с работой над глазурью я делаю пробы с ангобными подкладками. Результат еще хуже:
Повышение тугоплавкости либо не дает результата (цек все равно критично силен), либо меняет цвет и фактуру.
Параллельно с работой над КТР делаю выкраски на всех имеющихся в наличии массах.
А так же пробую подложить под бирюзу тугоплавкую фритту.
С фриттой эксперимент можно считать удавшимся, но стабильности у этой парочки маловато. На высоких температурах фритта начинает всплывать наверх.
А в тонком слое дает темные пятна.
При такой капризности надеяться на успешное покрытие фриттой всех изразцов нельзя. Достаточно загубить один, чтобы весь комплект стал негоден.
Но вот выходят пробники из той массы, которую мы использовали когда-то для работы над изразцами в
школу семьи Шостаковичей.
Хорошая масса, проверенная. И цвет на ней почти попадает в нужный диапазон. Зелень чуток усилить - и все.
Пробую:
Заодно измываюсь над пробниками с подкладкой из тугоплавкой фритты. Пробую откалывать, замораживать и нагревать. Фритта все выдерживает:
Но как же она нестабильна в связке с этой глазурью!
Отминаем, сушим и подгоняем новый комплект изразцов из другой массы:
Начинаем обжигать, и вдруг новая неожиданность:
Масса лопается в обжиге! Ааааааааааааааааа!
Что случилось? Ведь работали с ней уже, и все нормально было. Здоровенные изразцы тогда без проблем отмяли.
Эту глину делают в Славянске, на Украине. И партия, из которой мы купили именно эту глину пришла после преребоев по случаю прошлогодних военных действий в Славянске. Что-то изменилось в составе, видимо, и вот - сюрприз.
В этом месте рукой махнули все. Никакой валерьянки уже не хватало и некоторые коллеги полностью отчаялись справиться с этой работой в срок. Сделать все изразцы, высушить, обжечь и вдруг оказаться снова на нулевой отметке - тут есть отчего расстроиться.
Но керамисты тем и отличаются от остальных людей, что даже в этих условиях не сдаются.
Мы скорректировали массу. Ввели отощающие добавки, отмяли заново весь комплект так тщательно, как это только возможно. Ни в одном изразце не было мест со слишком тонким или избыточно толстым черепком. Никаких резких перепадов толщины.
Макисмальная точность.
И вот - утельный обжиг прошел успешно. Ничего не треснуло.
Но, как любой здравомыслящий человек, я не был в этом уверен, и поэтому параллельно довел до ума вариант со старой массой и тугоплавкой фриттой. Очень даже неплохо вышло:
В тот день, когда вышел этот пробник мне позвонил печник, с которым мы строили сам камин в первой части "процесса" и сообщил, что он сходит с дистанции. Обследования выявили у него онкологию в легких и он ложится в больницу. При всей моей закаленности к превратностям судьбы такого поворота событий даже я не ожидал. С кем я теперь закончу проект? Где взять хорошего печника за неделю? У них все на полгода вперед расписано и все, кого я знаю сейчас заняты!
Это был самый тяжелый день за всю работу над этим камином. Казалось выхода уже нет. Но выход нашелся благодаря все тому же Сергею Николаевичу, печнику, построившему камин. Он сам нашел себе замену, правда с этим человеком я еще ни разу не работал, но такой рекомендации можно доверять.
Итак, вопрос печника решен, а к тем пробникам, которые вы видели в первой части, добавилось еще столько же:
После того, как проблемы с массой решены, пришло время приготовить глазурь на основе результатов всех вышеприведенных пробников. По сути это сырая глазурь, но ее не нужно молоть. Достаточно пропустить через сито.
А оставшуюся нерастворимую и грубую фракцию
смолоть в маленькой меленке:
В результате имеем новую глазурь на новой массе, прошедшую все испытания, но вполне удовлетворяющую и по цвету, и по фактуре, и по свойствам. Вот она рядышком с тем старым пробником, с которого начался весь сыр-бор со сменой массы:
В толстом слое цвет чуть более открытый, но мне так даже больше нравится.
Глазуруем, обжигаем, раскладываем, проверяем, упаковываем и везем на объект:
Раскладываем, промеряем:
Теперь можно закончить ту часть пода, ширина которой ограничивается изразцами. Конечно, я мог бы и сам все это сделать в крайнем случае, но лучше все-таки, чтобы своим делом занимался профессионал. А я керамист, а не печник.
К вопросу о "гипсокартоне" и причине его использования.
Дело все в том, что нам пришлось максимально облегчать конструкцию этого камина. В нем только топка и дымоход из кирпича, а сам ризалит - это металлический каркас, обшитый огнеупорной гипсоволокнистой плитой. Изразцы фиксируются к каркасу. Старый камин, построенный в эпоху малиновых пиджаков и барсеток, был цельнокирпичным и весил три с половиной тонны. Как он не провалился к соседям - уму не постижимо. Когда печники его разобрали оказалось, что под ним нет никакой распределительной плиты или какого-то иного фундамента. Дом 1914 года постройки и полы представляют из себя поперечные двутавры, с настилом. На нем он и стоял! Все-таки в 90х люди вообще не думали, что творят.
Ну, а у нас нет желания так рисковать, поэтому, рассчитав максимальные нагрузки на этот участок, мы сделали самый легкий вариант конструкции камина, который точно уже никогда никуда не провалится.
Керамика - лучший способ закалить нервную систему. Не верьте тем, кто говорит, будто работа с керамикой имеет терапевтически-успокаивающий эффект. На самом деле керамика, это стресс, который всегда с тобой. Но от этого я не люблю ее меньше ))