Недавно студия Артемия Лебедева показала проект новых канализационных люков для Москвы. Видели? Как вам? Мне большая часть, к сожалению, не понравилась. Давно ждал появления красивого чугунного литья у нас на улицах, но, при всем уважении к Артемию, вышло очень невнятно. Дизайнерские, графичные варианты получились убедительно, к ним вопросов нет. И "Спираль", и "Авангард", и "Примитив" мне понравились. Особенно "Спираль".
Но как только в качестве изобразительного языка начинает использоваться рельеф, тут-то и получается шляпа вместо люка. Рельеф не прощает легкомысленного обращения. Даже на современных отечественных монетах, которые очень далеки от совершенства, рельеф худо-бедно присутствует и читается.
Конечно, если сравнить с прошлым, то современные монеты совсем не впечатляют:
Но это тенденция давняя. Рельеф стал умирать еще на советских монетах. Сравните Ленина с Александром III. Фанерка фанеркой.
Видите, насколько он примитивнее выполнен? А теперь совсем недавнее:
Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая.
Тоже самое происходит и с рельефными люками. Мало просто ввести второй план и изрезать изображение линиями. Нужна пластика рельефа, иначе он не работает. Когда этот люк затопчут грязью и отшлифуют первый план подошвами, от Георгия ничего не останется.
Листики будут, пятно с копытами тоже, но любоваться, как и на том Гагарине с червонца, будет не чем, потому что это просто пятно с линиями. Читаемого силуэта у этого пятна тоже нет. Вполне можно обходиться без рельефа, силуэтом и пятном, но тогда композиция должна быть графична, чтобы не превращаться в нечитаемую кашу. Вот отличный пример. Тоже все плоское, но читается. И чем сильнее его затаптывают, тем лучше он работает. Чтобы руки не пропали, под ними листья уходят до фона, что позволяет патине и грязи создать светлые пятна, работающие на силуэт.
Без рельефа обойтись легко, но силуэт должен при этом работать безупречно:
Тут таже история, работает пятно и линия:
И тут:
Даже здесь разобрано вполне внятно:
Тут тоже обошлись без рельефа:
Но как только появляется рельеф, смотрите, что происходит:
Изображение становится осязаемо выпуклым и невероятно богатым. Причем рельеф этот совсем неактивен, все построено на нюансах, как в монетном случае. Отдельно нужно отметить работу силуэта и ритм пятен. Чем больше этот люк будут утюжить пыльными подошвами, тем красивее он будет.
А этот картуш и корону хочется потрогать. Простенький рельеф, но присутствует три полноценных плана:
И здесь три:
Здесь, при желании, можно и четыре насчитать:
А теперь вернемся к московским люкам:
Это, ведь, не просто малюсенькая копейка. Эта штука больше полуметра в диаметре и вдруг такой примитив. Ни силуэта, ни анатомии, ни рельефа, ни деталей. На Таганке человек с такой ногой между машин ходит, милостыню просит. Она у него тоже откуда-то из пояса растет и короче в два раза, чем другая. Плановость, как бы присутствует, но в виде фанерок, наложенных одна на другую. Связи между планами нет. Автор разбил для нас силуэт разными тонами, чтобы фигура читалась, но такой рельеф зашлифуется равномерно, и будет пятно одинаковое по тону, только разбивка на слои фанерок усилится.
Тут тоже. "К" красивая, вопросов нет, но что с силуэтами паттерна? Равноценные пятнышки, крючочки, палочки. Как будто одна сухая спагетина лежит на кучке вареных макарон.
Интересно по силуэту, но скучно и однообразно по рельефу:
Люки, они же надолго! Лет пятьдесят пролежат точно. Так зачем же рельефные модели к ним в максе рисовать и на тридэ принтере печатать? Как мне кажется, вся проблема тут в том, что среди авторов нет ни одного скульптора. Архитектор есть, дизайнер и иллюстратор есть, шрифтовик, каллиграф, арт-директор, менеджеры и худрук - все есть и их работа видна, а вот скульптора нет и это, к сожалению, тоже видно.
P.S.: У швейцарцев, св. Георгий тоже на люке есть, кстати. [Смотреть]