В Дмитрове я еще не побывал, поэтому перррепост.

Mar 12, 2011 23:27

Изразцовая икона «Чудо Георгия о змие» XVI в. в Дмитрове



Я мечтал сфотографировать это чудо 5 лет. Среди незаслуженно не прославленных шедевров русского искусства этот - один из самых потрясающих. Ничего подобного нет ни в Италии, гордящейся художественной керамикой, ни, насколько я знаю, вообще где-либо ещё. Красочный изразцовый рельеф «Чудо Георгия о змие» 270 см в диаметре находится на стене в южной галерее Успенского собора в Дмитрове.



Раньше галерея была открытой, и рельеф был доступен для обозрения извне собора. Однако впоследствии галерею «закрыли», фактически превратив ее в придел и установив в нем отдельный иконостас. Рельеф, таким образом, оказался внутри придела (слева от иконостаса).



Согласно наиболее правдоподобной гипотезе, изготовили рельеф (собственно, это не даже не рельеф, а изразцовая икона) старицкие мастера в середине XVI в. После того, как злостчастный Владимир Андреевич, князь Старицкий, в 1566 г. был переведен Иваном Грозным на княжение в Дмитров, скорее всего, и состоялось перенесение рельефа в Дмитров. Аналогичная судьба постигла и два рельефа «Распятие Христа», которые ныне находятся в закомарах собора. Для их качественной съемки на такой высоте нужен телеобъектив, которым я, увы, пока не разжился.





Рассмотрение рельефа вблизи позволяет сделать любопытные наблюдения. При значительной величине изразцов (размер некоторых из них доходит до 50 на 33,5 см) швы подогнаны
идеально. С учетом того, что при обжиге изразцы «садятся» (причём тем сильнее и непредсказуемее, чем крупнее изразец), уровень мастерства изготовителей следует признать феноменальным.



Во-вторых, несмотря на странный покойницки-мясной цвет морды, замечателен поражаемый св.Георгием дракон. Во-первых, у него человеческие ноги (точнее, ступни). Во-вторых, с геральдической точки зрения это, собственно, не дракон, а вайверн. Ибо ног у него две, а не четыре, как положено дракону.



Цвет морды змея - скорее всего, результат позднейшей окраски. Аналогичный цвет имеет правая кисть святого - на ней четко видна граница между краской и оригинальным (зеленовато-желтым) цветом руки, а равно и потёки самой краски.



Ну а сам св.Георгий, которого ангел осеняет мученическим венцом, просто шедеврален. Идеальный защитник Отечества - как раз к сегодняшнему празднику!



(с) Sergius Caesar

Я (в смысле Юра ) от себя тоже пару фоток добавлю. С зумом, так сказать.











Да простят меня авторы фоток за то, что не сохранил их имена. Где-то на яндекс фотках нарыл, точнее сказать уже трудно.




XVI век, Керамика, икона, фасадная керамика, не современная керамика

Previous post Next post
Up