Вы когда нибудь встречали, чтобы керамику использовали в качестве материала для флорентийской мозаики? Я первый раз такое вижу:
Оригинал взят у
golema в
Чапаевск. Церковь Преподобного Сергия Радонежского![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH3PtZnS9I/AAAAAAAAE-A/oAzGHKsit1k/s800/IMG_6817.JPG)
В очередной раз возвращаюсь к творчеству Дмитрия Александровича Вернера. Я уже писал немного о биогафии зодчего, поэтому не буду повторяться, начну с 1914 года. В 1914 году Д.А. Вернер покинул пост городского архитектора Самары. Думаю, не обошлось без антинемецких настроений, связанных с Первой мировой войной. После ухода призвали Вернера на военную службу или это явтлось причиной его ухода я не знаю, но уже с 1 марта 1915 года Дмитрий Александрович работает на станции Иващенково (ныне город Чапаевск), на строительстве Сергиевского Самарского завода взрывчатых веществ. Возможно Вернер начал работу на заводе еще в 1914, поскольку в этом году им была спроектирована церковь Преподобного Сергия Радонежского. Вопреки утверждению В.Г. Каркарьяна, утверждающего, что это первый опыт зодсего в проектировании культового сооружения, нужно отметить, Вернер уже имел опыт строительства церкви. В частности, в 1902 году им была спроектирована и построена церковь приюта О.В. Кутайсовой в Нижнем Новгороде. К сожалению, эта постройка не сохранилась.
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH0oQ2106I/AAAAAAAAEzs/-jOGxvRO964/s800/IMG_6710.JPG)
Исследователи сравнивают церковь в Чапаевске с
храмом Марии Магдалины в Дармштадте (Германия), построенному в 1897-1903 гг. по проекту Л.Н. Бенуа. Церковь отдаленно напоминает и
храм Спаса-на-крови в Санкт-Петербурге (1883-1907 годы). Вернер, вне сомнений, был хорошо знаком с архитектурой этих двух построек и их декором.
![](http://lh6.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SwMRd85roVI/AAAAAAAAFUQ/E6JY7yYWgN4/s800/%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B51.jpg)
Храм с юго-восточной стороны до реставрации.
![](http://lh5.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH00JWvcJI/AAAAAAAAEz8/UUBk7z4k_yQ/s800/IMG_6714.JPG)
В.Г. Каркарьян в книге "Модерн в архитектуре Самары" называет эту постройку "лебединой песней модерна". Строительство храма завершено в 1918(!) году, несмотря на Декрет об отделении церкви от государства, принятый правительством большевиков. Это одна из немногих культовых построек, завершенных после революции.
Весной 1918 года Вернер покидает Иващенково и уходит с отступающими белогвардейцами в Омск, где продолжает свою профессиональную деятельность.
Дмитрий Александрович заведовал строительством в Омской управе при Колчаке, а затем дорожно строительным подотделом отдела коммунального хозяйства Омска. В начале 20-х исполнял обязанности Омского губернского архитектора. К сожалению, дальнейшая судьба зодчего неизвестна.
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH03ZH5rFI/AAAAAAAAE0A/PiVDyzOqxM8/s800/IMG_6715.JPG)
Как ни странно, службы в церкви шли вплоть до 1926 года, когда храм был закрыт. Вскоре начался процесс разрушения. Через несколько лет была разрушена колокольня, а здание занял Дом обороны. Внутри церкви был организован тир. В годы ВОВ на месте колокольни установили зенитные пушки, а здание храма служило хранилищем снарядов для пушек и овощехранилищем.
![](http://lh6.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH1eDyQ5hI/AAAAAAAAE0s/OFA26eSz_SE/s800/IMG_6734.JPG)
В 1952 году здание было передано городскому Дому пионеров, который занимал его до начала 1990-х.
В 1930-1940-х годах дважды были замазаны цементом лики святых на фасаде храма, сбиты изразцовые орнаменты в нишах по всему периметру здания.
В 1988 году комиссия общественного контроля при президиуме совета областного отделения ВООПИК вынесла следующее заключение:
«Здание построено по проекту и при непосредственном руководстве архитектора Д.А. Вернера. Церковь была открыта в 1918 году при незаконченном строительстве.
Внешний облик здания и его архитектурные формы свидетельствуют о большом творческом поиске и находке автора, проявившихся в удачном сочетании стиля модерн с элементами византийской архитектуры.
В оформлении фасадов применен мотив завершения окон двойными арками со свисающей «гирькой», богато применены майоликовые вставки, фризы из изразцов и цветной глазурованной керамической плитки, резные полуколонки, балясины, кокошники и т.п.
По характеру стилевого решения фасадов, трактовке архитектурного облика здание церкви можно отнести к числу таких широко известных сооружений, как здание Третьяковской государственной галереи, Казанского и Ярославского вокзалов в Москве.
Очень удачно выбрано место расположения здания бывшей церкви, что делает ее значение еще более весомым.
В пятидесятые годы внутри здания была произведена большая перестройка, и в нем разместился Дом пионеров. Разобрана верхняя часть колокольни. Все остальное сохранено в первоначальном виде. Здание бывшей церкви в Чапаевске имеет художественную и архитектурную ценность. Министерство культуры РСФСР включило его в проект списка памятников истории и культуры республиканского значения, который представлен на утверждение в Совет Министров СССР».
Вскоре список был утвержден, а в 1995 году храм Сергия Радонежского вошел в список памятников культуры федерального значения.
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH2RI-StqI/AAAAAAAAE6w/9qHU5Dqz7I0/s800/IMG_6775.JPG)
По данным статьи, ссылку на которую я привожу в конце поста, отделочные материалы(граниты, самоцветы) выписывались с Урала.
В отделке так же использовна разнообразная плитка, изразцы, майолика.
В тексте поста я буду называть панно керамическими, чтобы не перечислять материалы, использованные для декорирования каждого элемента.
Известно, что Вернер очень тщательно подбирал материалы для декорирования церкви. Сохранилась переписка зодчего с поставщиками, а так же отчеты о процессе строительства.
С целью выяснения проихождения декоративных элементов, я умудрился-таки попасть в архив, несмотря на мой пятидневный рабочий график. Но, по иронии судьбы, нужная опись не нашлась. Вероятно, она составлена в одном экземпляре и находится у главного хранителя, который оказался на больничном.
Надеюсь, мне еще представится возможность выяснить эти подробности, а пока можно лишь строить предположения по этому поводу.
![](http://lh6.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH3VcOHezI/AAAAAAAAE-I/mwqpHC2L0x0/s800/IMG_6818.JPG)
Богатый декор храма включает в себя как изображения на библейские темы, так и символы, о значении которых я могу лишь предполагать. К примеру, над порталом главного входа изразцовое панно, изображающее павлинов.
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH1SuW0G5I/AAAAAAAAE0c/3iDGRlI2XFc/s800/IMG_6729.JPG)
На нижнем ярусе под окнами, по всему периметру церкви расположены квадратные ниши с разнообразными керамическими плитками. Я сфотографировал лишь малую, наиболее сохранившуюся часть этих ниш, о чем сожалею. Большинство из них полностью утрачены. В советские годы они были сбиты. Надо будет по весне совершить еще одну поездку в Чапаевск.
По имеющейся информации, за период советской власти было уничтожено около половины керамического декора церкви.
![](http://lh6.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH1amiyt7I/AAAAAAAAE0k/Ypju0zCt51I/s800/IMG_6732.JPG)
![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH1zveTRKI/AAAAAAAAE1I/TZySut8tiCA/s800/IMG_6754.JPG)
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH3BYk5yMI/AAAAAAAAE9g/b42o_ODNTGU/s800/IMG_6808.JPG)
![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH1tne3G9I/AAAAAAAAE1A/i-CcbNvFxOM/s800/IMG_6751.JPG)
![](http://lh6.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH0rP9cXAI/AAAAAAAAEzw/hgq2zPxY3Z4/s800/IMG_6711.JPG)
Портал южного входа. Практически вся керамика утрачена.
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH0vUjxFrI/AAAAAAAAEz4/jhOUrepoh00/s800/IMG_6712.JPG)
Первый ярус здания можно разделить на несколько частей, в основном, состоящих из двух пар окон. Я не стал фотографировать общие планы всех частей. Все "пары" выполнены аналогично этой на южной стороне.
![](http://lh6.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH08RKn8VI/AAAAAAAAE0E/uihhdo6W0ag/s800/IMG_6717.JPG)
Между окнами, как правило, располагаются разнообразные цветы. Над цветами - изображение святого.
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH1PXz1KoI/AAAAAAAAE0Y/FOoPDBI5Fn0/s800/IMG_6728.JPG)
Евангелист Иоанн.
![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH0_t5T_jI/AAAAAAAAE0I/3XLpPvA_L3M/s800/IMG_6719.JPG)
Над левым окном - крест.
![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH1IfN0BII/AAAAAAAAE0Q/gjHfYSXxiek/s800/IMG_6724.JPG)
Над правым окном - летящий голубь, символизирующий Святой Дух.
![](http://lh6.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH1L2HpMMI/AAAAAAAAE0U/-yw1fmG29fE/s800/IMG_6726.JPG)
Святой Дух.
Вкратце посмотрим остальные оконные группы (центр, слева, справа)
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH1FUlxA8I/AAAAAAAAE0M/hG21qnC4d8U/s800/IMG_6721.JPG)
![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH3JMwNoHI/AAAAAAAAE9w/tfrA0RzO7f4/s800/IMG_6810.JPG)
Слева от южного портала.
![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH3MEPpUzI/AAAAAAAAE94/rcEPs9L_joo/s800/IMG_6813.JPG)
Евангелист Матвей.
![](http://lh6.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH29BgYcRI/AAAAAAAAE9Y/U1F9dZ-gD1w/s800/IMG_6806.JPG)
Слева от Апостола
![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH3PtZnS9I/AAAAAAAAE-A/oAzGHKsit1k/s800/IMG_6817.JPG)
Панно над правой оконной группой. "Всевидящее око" в треугольнике, символизирующем Святую Троицу.
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH1WBJq0sI/AAAAAAAAE0g/8JMP_tpOjGU/s800/IMG_6730.JPG)
Левый крест восточной части храма. Полоса цветочного декора над крестом, украшающая храм по периметру, здесь обрывается. Была ли она на восточной стене я сказать затрудняюсь, поскольку ее декор практически не сохранился.
В нижнем поясе изразцов присутствовал так же герб семьи Романовых. Покровителем завода и церкви являлся генерал артилерии, член царской семьи, Сергей Михайлович Романов. В советский период герб был сбит.
Возможно, герб располагался на восточном фасаде.
![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH1oPwp_AI/AAAAAAAAE04/7JJ3wIuJydM/s800/IMG_6740.JPG)
Были ли керамические панно на восточной стене? Судя по фотографиям, синий "кабанчик" появился на церкви в 2000-х.
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH1k_AfYMI/AAAAAAAAE00/msNCJ-GspEY/s800/IMG_6739.JPG)
Пора вспомнить о судьбе храма в 1990-х. Первый настоятель церкви, о. Сергий (Куликов), будучи строителем по профессии, решил укрепить фундамент здания.
В 2001 году на здание возвели звонницу с куполом. Ее мы рассмотрим вместе с центральным входом.
![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH1hUtECCI/AAAAAAAAE0w/AXRiIhTFJKg/s800/IMG_6738.JPG)
В том же 2001 году сызранские иконописцы во главе с Сергеем Саксоновым расписывали храм изнутри. Сам Саксонов создал роспись на восточной стене храма, изображающую Сергия Радонежского.
Интересно, сколько должна была просуществовать роспись по нению мастера. Прошло всего 8 лет, а она оставляет желать лучшего. Лишний повод потратить деньги на ее восстановление.
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH1qzWnDZI/AAAAAAAAE08/CJhMT1ErUQ4/s800/IMG_6746.JPG)
Правый крест восточной части храма.
![](http://lh5.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH1wQbWwsI/AAAAAAAAE1E/TQpFqEYyhaw/s800/IMG_6752.JPG)
![](http://lh6.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH13AJUVfI/AAAAAAAAE1M/7Y11T9sFGv4/s800/IMG_6759.JPG)
Северная стена. Слева от портала. Евангелист Лука.
![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH16tojwhI/AAAAAAAAE1Q/MTrSNWfOs4s/s800/IMG_6762.JPG)
Слева от Св. Луки. Скрижали Завета.
![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH1959W2EI/AAAAAAAAE1U/l_r4V3_ho80/s800/IMG_6764.JPG)
Орудия пыток Христа.
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH2Jsi0PrI/AAAAAAAAE6g/ZnDkppNCV4A/s800/IMG_6772.JPG)
Северный портал.
![](http://lh5.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH2A038p7I/AAAAAAAAE1Y/r8iAmNPu7so/s800/IMG_6765.JPG)
На фронтоне портала сине-фиолетовая плитка, в отличие от терракотовой на южном портале. Панно в центре тимпана утеряно.
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH2NzbPhOI/AAAAAAAAE6o/X1oDGwQAoPM/s800/IMG_6774.JPG)
Все три массивных портала храма выстроены из известняка.
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH2EF2uTTI/AAAAAAAAE1c/ghPkAPQx3wY/s800/IMG_6766.JPG)
Гирька.
![](http://lh6.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH2GgNOX9I/AAAAAAAAE1g/6Xu82aYeYmU/s800/IMG_6768.JPG)
![](http://lh5.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH2TzOsp3I/AAAAAAAAE64/OfmVhzOBGPA/s800/IMG_6779.JPG)
Справа от северного портала.
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH2WsNsHwI/AAAAAAAAE7A/A6EvOTf13rw/s800/IMG_6781.JPG)
Евангелист Марк.
![](http://lh6.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH2ZRmLJ2I/AAAAAAAAE7I/AbSGkdUcbKE/s800/IMG_6783.JPG)
И.Н.Ц.И. (Иисус Назарянин Царь Иудейский)
![](http://lh6.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH2cH54eYI/AAAAAAAAE7Q/siR9vbyx_TU/s800/IMG_6785.JPG)
Священный грааль.
Теперь перейдем к главному, западному фасаду. Начнем с левой части:
![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH2fh874CI/AAAAAAAAE7Y/t4kyiyJxEeE/s800/IMG_6789.JPG)
Св. Николай.
![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH2icmA97I/AAAAAAAAE7g/VgduLbSUaCE/s800/IMG_6790.JPG)
Библия.
![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH2nqYrVrI/AAAAAAAAE7w/WvQfIr7A_tM/s800/IMG_6793.JPG)
Серафим.
![](http://lh5.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH2lPuz7MI/AAAAAAAAE7o/TF4OvfOuTm4/s800/IMG_6792.JPG)
Справа от главного входа:
![](http://lh6.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH2wLAYbII/AAAAAAAAE8I/JqvebFsEWgs/s800/IMG_6797.JPG)
Св. Иоанн Креститель.
![](http://lh5.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH2z7hUN8I/AAAAAAAAE8o/DlxfpuSk3BI/s800/IMG_6798.JPG)
![](http://lh6.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH2qZtf_PI/AAAAAAAAE74/NRQjMSmvqgA/s800/IMG_6794.JPG)
Серафим.
![](http://lh5.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH2sxFgv2I/AAAAAAAAE8A/ba7ZF-GK0j4/s800/IMG_6795.JPG)
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH25iN8j-I/AAAAAAAAE9Q/_eKxykSrE9U/s800/IMG_6804.JPG)
Угол западного и южного фасадов. Аналогично оформлен угол с северным фасадом.
![](http://lh6.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH3YIxgb3I/AAAAAAAAE-Q/iM3KAU_Vmoo/s800/IMG_6819.JPG)
Портал центрального (западного) фасада. Как я уже отмечал, звонница над центральным входом возведена в 2001 году. Реставраторы планируют менять ее, поскольку она не соответствует оригиналу.
Звонница выглядет искуственно.
![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH39bsQHqI/AAAAAAAAE6I/79ZhbQVmNzg/s800/IMG_6860.JPG)
![](http://lh5.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH3ekvJuaI/AAAAAAAAE-g/W3cfRcp8FCQ/s800/IMG_6828.JPG)
На фронтоне расположено искуссное керамическое панно, изображающее сцену благословения Дмитрия Донского Преподобным Сергием Радонежским.
![](http://lh6.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH3l2Tp6vI/AAAAAAAAE4w/SgMToFgSbrg/s800/IMG_6836.JPG)
Отец, Сын и Святой Дух.
![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH3buHvH7I/AAAAAAAAE-Y/mmosn-pfEmQ/s800/IMG_6827.JPG)
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH3i6T7IrI/AAAAAAAAE4o/u5Cd9UWnsRo/s800/IMG_6834.JPG)
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH3ohM4sII/AAAAAAAAE44/Gv8G-KO0rQY/s800/IMG_6837.JPG)
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH3tq7QjRI/AAAAAAAAE5I/2mPlASaX3rM/s800/IMG_6847.JPG)
Интерьеры храма полностью утеряны. Сохранился лишь рельеф некоторых стен.
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH3rn8UsaI/AAAAAAAAE5A/whmFmTfPB6U/s800/IMG_6843.JPG)
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH322Qvp0I/AAAAAAAAE5g/42yqEoU039U/s800/IMG_6855.JPG)
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH3w6TrdLI/AAAAAAAAE5Q/Mjp2TlGN6Fg/s800/IMG_6849.JPG)
Как я уже говорил, росписи в храме принадлежат сызранской мастерской.
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH3zzCDkWI/AAAAAAAAE5Y/wtca1hi2ukk/s800/IMG_6850.JPG)
Интересно, чем же занимаются реставраторы, если росписи, выполненные 8 лет назад в таком состоянии.
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH4BwyvOGI/AAAAAAAAE6Q/j2_rdAxtbIo/s800/IMG_6862.JPG)
Одна из двух сторожек рядом с храмом.
Стоит сказать пару слов по поводу реставрации этого памятника. Начну с того, что процес реставрации, если доверять газете "Волжская коммуна", ведется с 2003 года, "в час по чайной ложке".
Зато первое, с чего началось обновление храма - это установка золотых куполов. Правильно, декор столетней давности подождет, а купола нет:
![](http://lh4.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/Sw2R8ln4JzI/AAAAAAAAFWo/aka7si0kooM/s800/000008.jpg)
Фотография взята с сайта производителя чапаевских куполов компании
"Вертикаль"Цитата из "Волжской коммуны":
"Как рассказывает руководитель предприятия "Самарареставрация" Владимир Афанасьевич Фетисов, первая трудность, с которой они столкнулись, - это полное отсутствие чертежей здания. Без них невозможно восстановить облик церкви, каким он был в момент ее открытия.
Старые фотографии, сохранившиеся в архивах и альбомах горожан, также дают лишь смутное представление об облике церкви - здание почти всегда оставалось на заднем плане, и на черно-белых снимках невозможно разглядеть элементов декора, составляющих главную особенность и уникальность храма.
И все-таки есть один снимок, из архива В.Т. Стрельникова, журналиста и фотолетописца города. Виктор Тимофеевич переснял фотографию 30-х годов из семейного архива жителя Чапаевска А. Лобкова. Опираясь на этот снимок, где облик «летящего» храма просматривается более или менее четко, а также на результаты своих исследовательских работ, реставраторы разработали комплексный план по восстановлению здания, памятника истории и культуры федерального значения. Это дело не одного года."
Автором проекта реставрации храма является Наталья Басс. К сожалению, я уже слышал негативные отзывы специалистов по поводу этой ее работы.
чтож, посмотрим, что из этого всего получится. Лишь бы работы не затянулись на десятилетия.
![](http://lh3.ggpht.com/_N3LUlsERq_k/SvH4FOap7gI/AAAAAAAAE6Y/T2gtAMs7M-o/s800/IMG_6871.JPG)
По материалам:
Каркарьян В.Г. Модерн в архитектуре Самары - Самара: Издательский дом "Агни", 2006
Басс Н.И. Архитектор Дмитрий Александрович Вернер // Материалы научно-практических конференций Самарского художественного музея. - 1997. - стр. 54
Статья из "Волжской коммуны на сайте администрации Чапаевска: "Три жизни храма Сергия РадонежскогоФотография храма до реставрации взята из книги:
Каркарьян В.Г. Модерн в архитектуре Самары - Самара: Издательский дом "Агни", 2006
br /