Хорватия - пособие для путешественников. Транспорт.

Aug 29, 2013 22:55

Ну вот, прошло 10 дней с момента возвращения из Хорватии, мысли и впечатления более-менее улеглись по полочкам, пора писать отзыв )))
На этот раз мы решили не кормить экскурсоводов, а путешествовать по Хорватии самостоятельно - с помощью автобусов и прокатной машины. И не прогадали.

(подходящих по тематике фотографий для этого поста не нашлось, поэтому прикреплю несколько произвольных)
В Хорватии прекрасно организовано междугороднее автобусное сообщение. Автобусы ходят очень регулярно и весьма недорого. Например, добраться из Ровиня в Пулу обойдется в 32 куны (160 рублей). Добраться автобусом можно практически куда угодно, за редким исключением - скажем, в такие интересные для туристов городки, как Грожнян и Мотовун регулярных автобусных рейсов нет вообще.

Куда бы вы ни поехали, повезет вас комфортабельный двухэтажный «турист» именитой европейской марки (никакого китайского автопрома). Как водители ухитряются рулить на этих монстрах по старинным узким улицам маленьких курортных городков для меня по-прежнему непостижимо - это какая-то уличная магия ))) Билет можно купить заранее в кассе автовокзала (по-хорватски - kolodvor), либо у водителя при входе в автобус. В последнем случае желательно расплачиваться купюрами поменьше, сдачи с «пятисотки» может и не найтись.



Автобусным извозом в Хорватии занимаются несколько фирм, причем автобусы конкурирующих контор могут ходить в одних и тех же направлениях, хоть и в разное время. С этим связано два момента, которые могут доставить некоторые неудобства. Во-первых, в расписании движения автобусов на стене автовокзала все рейсы представлены гуртом, без какой-либо возможности понять, автобус какой именно конторы идет в определенное время. Вроде бы ерунда, если бы не второй момент - каждый «извозчик» имеет в «колодворе» свою кассу, продает билеты только на свои автобусы и не в курсе того, какой график движения у конкурентов. Поэтому, прежде чем покупать билет «на ближайший» рейс, уточните время отправления - разница в «ближайших» рейсах для разных контор может составлять час и более.



Теперь о дорогах. Дороги в Хорватии бывают нескольких видов. Есть платные автомагистрали, есть федеральные трассы и второстепенные дороги. Последние ведут в совсем уж отдаленные уголки страны либо ко всяким частным владениям, малоинтересным основной массе туристов и в силу этого зачастую являются обычными грунтовками. Поэтому поговорим о первых двух типах. Их объединяет прекрасное качество дорожного покрытия, а вот дальше сплошные отличия.

Платная автомагистраль - это, как правило, 2-3 полосы в каждую сторону, разделенные ограждением. Обочина как таковая отсутствует, а посадки на всем протяжении магистрали огорожены сеткой-рабицей. Через каждые 2-3 километра предусмотрены парковочные карманы с мусорным контейнером и телефоном для вызова службы спасения. Через каждые 50-70 км - заправки с обширными парковками, закусочными, мини-маркетами и туалетом. Предупреждать о съездах и развилках вас начинают заранее крупными указателями, так что проскочить нужный поворот очень сложно. Но уж если проскочили - пеняйте на себя, возможность развернуться может представиться нескоро.

Максимальная скорость на автомагистрали ограничена 110-130 км/ч, на отдельных сложных участках до 90, но ненадолго. Как минимум треть потока фигачит на 10-20 км/ч быстрее, отдельные шихаэли мумахеры топят 160-180, причем среди нарушителей в равной пропорции присутствуют как местные, так и туристы. За три дня я видел полицейских на дороге лишь однажды (и то в черте города), камер контроля скорости на магистралях походу нет вообще. Водители поголовно аккуратны, резких и опасных маневров и перестроений я не видел ни разу.



Все эти удобства компенсируются платой за проезд. Путешествие из Ровиня в Загреб длиной в 300 с лишним километров обошлось примерно в 500 рублей, на обратный путь - еще столько же. И это при том, что где-то 50 километров пришлось на бесплатные дороги. Плюс топливо. Бензин в Хорватии дорогой, литр 95-го стоит 10,60 кун (50 с лишним рублей). Все это желательно учесть, рассчитывая затраты на поездку.

Альтернативой платным магистралям является разветвленная сеть федеральных дорог. От российских федеральных трасс они отличаются в лучшую сторону прекрасным покрытием и в худшую - извилистостью. При том, что Хорватия является равнинной страной чуть более, чем наполовину, значительная часть интересных туристу мест расположена вдоль моря, а береговая линия Хорватии обладает весьма прихотливым рельефом. Таким образом, прокладывая маршрут вдоль моря, будьте готовы к тому, что ехать вам придется по серпантину шириной в две полосы. Эти дороги относительно мало загружены, но скорость передвижения по ним невелика и пройденный путь тоже будет больше. К примеру, дорога из Ровиня в Риеку по автобану была примерно на 50 км длиннее и на 40 минут дольше, чем обратный путь по бесплатной дороге, одна треть которой пришлась на прибрежный серпантин и еще одна - на трассу с чуть меньшим количеством поворотов и подъемов-спусков, но с населенными пунктами через каждые 5-10 километров. Но с другой стороны, что вы увидите, двигаясь по скоростной магистрали? Нет, взглянуть на настоящую Хорватию, с ее сонными уютными городками и деревнями, в каждой из которых обязательно есть старинная церковь или остатки древней крепости, купить настоящий деревенский пршут или домашний сыр можно только тут, на узких и извилистых дорогах.



К слову, прокатный VW Polo (1170 кун за три дня, т.е. примерно 5800 рублей)подошел для этих дорог просто прекрасно. Машинка отлично держит дорогу, не кренится, усилие на руле прозрачно и понятно. Моя Лада Калина, попытайся я на ней ехать в том же стиле, вымотала бы меня до предела. Poloпри той же мощности и размерах позволял проходить повороты на 10-15 км/ч быстрее, и это не выглядело неоправданным лихачеством. Расход топлива также приятно удивил, двигаясь по трассе со скоростью 120-130 км/ч, временами до 140 я уложился в 5 литров на сотню.



Пару слов об указателях. В светлое время суток они хорошо видны и прекрасно читаются. Но с заходом солнца движение по трассе без навигатора превращается в серьезное испытание - уж не знаю в чем дело, но ближний свет легкового автомобиля освещает в лучшем случае нижнюю четверть указателя. Мой новенький VolkswagenPolo был явно не при чем - дорогу он освещал прекрасно, да и было видно, что у впереди идущих машин дела со светом были не лучше. К слову, та же Лада Калина, на которой я езжу дома, отрегулированным по регламенту ближним светом выхватывает любой придорожный указатель метров за 60. То ли световозвращающий состав у хорватов как-то отличается от нашего, то ли щиты стоят под неправильным углом - не знаю. Иногда приходилось сбрасывать скорость до 40-60 км/ч, чтобы успеть рассмотреть надписи, а в ряде случаев - включать дальний свет, доставляя неудобства водителям попутных машин.

Хорватия, путешествия

Previous post Next post
Up