Традиционный дом Боруджерди построен архитектором Али-Марьям Кашани. Здание украшено богатой лепниной, барельефами, росписями и фресками, выполненными художником
Сани-оль-Мольком и его учениками. Необычный по форме бадгир (ветроуловитель) над крышей дворца стал одним из символов города.
Вход в жилой дом организован через глубокую нишу, имеющую полуциркульную
форму в плане. Стены ниши сильно изрезаны маленькими нишами, богаты
светотенью. Акцентирование архитектуры входов, резко контрастирующих с
глухим, часто необработанными глиняными или кирпичными наружными стенами
домов, составляет существенную черту жилищ Ирана. Это согласуется с
пышным украшением порталов в мечетях Ирана, которые используются начиная
с XIV века. Вход украшала как ниша, так и дверь, часто покрытая резьбой
и орнаментом. На композиции портала часто цитировался Коран или
писались имена пророков. Дверь иногда обивалась медью, делались чеканные
ручки, накладки. Два звонка в мужскую и женскую половину извещали
хозяев о приходе гостя. На скамьях у двери можно было подождать.
За входом находится хашти - это весьма типичная для иранского жилища
входная группа небольших по размерам помещений. Хашти представляет собой
центрально-купольное помещение. Именно здесь хозяин встречает гостя.
Стены и купол здесь украшались художественной резьбой по алебастру,
глине, или поливными плитками с монохромными и цветными геометрическими и
растительными мотивами. Сейчас в этом месте находится касса.
Далее следует вестибюль и очень узкий, темный, искривленный в плане коридор,
значение которого - подготовить гостя к восприятию главного зрительного
эффекта - выхода в парадный двор.
Перед гостем, входящим из темноты коридора, вдруг распахивается небосвод,
обрамленный архитектурой двора и зеленью, и все это отражается в зеркале
бассейна, который является и хранилищем драгоценной влаги, и средством
смягчения жары, и приемом привнесения в дом божественного света неба,
отраженного в воде.
Гость, если он только не близкий родственник, обычно не следовал вглубь
жилища, а приглашался через галерею в рядом расположенный зал. Наличие
при входе в дом специальных парадных помещений для приемов имело большой
смысл. Сюда приглашались и соседи. Соседствующие жители нуждались друг в
друге, так как традиционная культура, религиозное воспитание и чувство
безопасности формировали идею единения, общности. Одинаковые для всех
ценностные ориентации способствовали взаимопониманию. Размеренный ритм
жизни помогал осознать важность и ценность долговременных соседских
отношений. Планировка помещений для гостей и их дизайн, весьма парадный,
предполагали корректность соседских отношений, способствовали развитию
их теплоты, не отягощали возможностями возникновения конфликта,
поскольку интимно-семейная зона размещалась в значительном отдалении от
входной группы помещений. Архитектура двора сохраняет традиционное
решение. Композиция симметричная, слегка нарушенная в трактовке боковых
сторон, что вполне естественно, поскольку освещенная солнцем стена и
затененная стена решены по-разному - одна анфиладой лоджий, другая
остекленными окнами.
Бассейн сильно удлиненной формы, но в перспективном сокращении приобретающий
гармоничные пропорции, подводит взгляд к главному фасаду - веранде.
Архитектура фасада проста и выразительна. Трехчастная композиция общих крупных
объемов сочетается с трехчастной структурой разработки каждого из
объемов. Арки имеют разные пропорции и размеры, но одинаково изящны.
Рельефные украшения распределены согласно логике построения всего
ансамбля: на боковых стенах помещены лишь неширокие резные фризы и
накладки, над малыми арками боковых объемов главного фасада размещены
более рельефно проработанные декоративные вставки, на главном фронтоне
веранды показано много рельефов.
За верандой следует парадный зал, больший по размерам, чем зал при входной
группе и имеющий трехчастное деление. Зал перекрыт куполом, прорезанным
световыми проемами и увенчан фонарем. Этот купол вместе с бадгирами,
украшенными богатой резьбой, придает всему зданию выразительный силуэт.
Архитектуре Ирана характерно соответствие масштаба человека и окружающей среды, под
которой в данном случае понимается все, от города, улицы и переулка, до
двора, дома, комнаты, мебели. Высота 1-2 этажных зданий находилась в
определенном гармоничном соотношении с двором, узкими улочками и
переулками. Величина площади внутренних дворов - большая в богатых домах
и меньшая в домах семей со скромным достатком. Это тоже своеобразный
показатель сомасштабности человека и среды, но во всех случаях
архитектурный масштаб построек не подавлял человека, несколько его
возвышал.
За большим парадным залом следовал интимный двор «наренджестан», в который
обращены две комнаты и альков. Осевое построение всего дома от
гостевого зала при входе до алькова подчеркивает парадность ансамбля.
В традиционном жилище ценилось анфиладное расположение ряда комнат, в
частности тех, которые выходили своим фронтом во двор. Принцип
анфиладности позволял использовать комнаты гибко, согласно традициям, в
зависимости от потребности, и в то же время отражал идею коллективного
общения живущих в доме. Из окон этих комнат открывался вид во двор, на
природу, что очень ценилось всегда и ценится теперь. Традиции изоляции
частной жизни хозяев от посторонних глаз, а также учет климата,
проявлялись в устройстве окон. Они имели специальную конструкцию,
поднимались вверх
Часть этого жилища имеет помещения на втором этаже. На этом же уровне имеются
два дополнительных входа. Один ведет через переднюю в семейно-интимную
часть дома и связывает ее с хозяйственной частью дома, другой, в боковой
стене двора, ведет в соседний дом, где проживает родственная семья.
Таким образом, большой дом не был абсолютно изолирован от внешнего мира,
имел с ним необходимые связи.
Почти в каждом доме был большой, удобный, глубоко вырытый подвал, в который вела широкая открытая лестница прямо со двора под парадную веранду.
Здесь были большие помещения для отдыха в летнюю жару. Под сводами жили,
а в боковых кладовых хранили провиант, посуду, мебель, необходимые для
приема больших гостей. Таким образом, подвал совмещал значения и жилища,
и хранилищ, отвечал традициям гостеприимства и комфорта проживания.
Характерной особенностью традиционных домов, тем более жилищ состоятельных семей, было расположение кухонь, санитарных узлов, бань вне собственно дома, что способствовало необходимой гигиеничности парадных помещений. Но в доме обязательным было наличие специальных помещений для хранения вещей, одежды, обуви, постельного белья (гардеробных). Предусматривались и помещения для прислуги.
Другие записи по западному Ирану. Продолжение следует.