В Суккот подняться в Иерусалим, к Храму...

Oct 07, 2014 10:27

Оригинал взят у dona_anna в В Суккот подняться в Иерусалим, к Храму...


«Три раза в год пусть предстанут пред Всевышним все мужчины в месте, которое Он изберет (в Храме): в праздник Песах, праздник Шавуот и праздник Суккот…» (Дварим, 16:16)
Так написано в ТаНаХе и поэтому я решила немного сказать о Храме именно в этот праздник.



Об Иерусалимском Храме написано очень много и я, конечно же, не расскажу ничего принципиально нового. Просто я решила собрать все имеющиеся у меня материалы на эту тему в один пост. В сети очень много подробностей и каждый может почитать о Храме.

О Первом Храме мы знаем только из Священных источников, он был построен царем Соломоном и просуществовал 950 - 586 до н. э. Из-за невозможности проведения археологических раскопок на Храмовой горе, нет археологических свидетельств того, как он выглядел. Есть только реконструкции, ни одну из которых мне, пока, не удалось встретить.

Изображений и реконструкций Второго Храма (516 до н. э. (по еврейской традиции - 348 год до н. э.) - 70 н. э.) гораздо больше и мы можем видеть его камни.

Начнем, пожалуй, с самого древнего (в моей коллекции) изображения этого Храма.



Медальон сделан на основе монеты времен Восстания Бар Кохбы (132-136гг н.э.). На монете изображен Храм (слева) и справа, как раз к Суккоту, четыре вида растений (лулав-нераскрывшаяся пальмовая ветвь, мирт,ива,этрог), которые используются для молитвы в Суккот. По некоторым источникам изображены только три вида, этрог отсутствует:).
Этот медальон находится на фасаде здания, в котором когда-то располагалось отделение Англо-Палестинского банка в Хайфе. Постройка нач. 20 годов прошлого века. Архитектор Александр Бервальд.
Это изображение было использовано и современных на монетах: старой израильской лире и 10 агорот. В Израиле, вообще, принято, выпускать монеты с изображениями с древних монет.



Со всей страны евреи поднимались в Иерусалим, к Храму. И до сих пор на иврите при разговоре даже о самой обычной поездке в Иерусалим могут сказать "поднимемся". Но в самом Иерусалиме Храмовая гора - это не самая высокая гора.
Художник изобразил как это могло быть во времена Второго Храма.
Легко себе представить простых людей, идущих издалека и спрашивающих: "Где тут у вас дорога к Храму?"



Реконструкция Храма, ее можно увидеть в Музее Израиля в Иерусалиме. И так часто этот Храм изображают. Пишут, кстати, что монета, изображение которой выше, помогла уточнить отдельные детали Храма.



Художник изобразил Второй Храм в соответствии с данной реконструкцией.



Во время одной из экскурсий экскурсовод Ицик Фишелевич держит в руках изображение реконструкции Второго Храма и построек вокруг.

Для того, чтобы Храм был по-настоящему величественным и чтобы как можно больше людей могли его посетить одновременно, Ирод хотел расширить площадь Храмовой горы. Для этого он обнес гору высокой стеной (некоторые камни были до 30 тонн веса и до 12 метров в длину), между горой и стеной он построил систему арок и засыпал все сверху землей.
Арки под Храмом нужны были не столько для увеличения площади Храмовой горы (хотя этот побочный эффект безусловно с успехом использовался) сколько, для того что бы сохранить ритуальную чистоту.



Вот Макет Второго Храма, который можно увидеть в Тоннелях Храмовой горы. Белое здание - сам Храм. Видите солидные самые наружные стены вокруг него? кусочек той стены, которая повернута к нам, при чем не от земли, а гораздо выше, и есть тот самый Котель, который мы знаем. Традиционное русское название Стена Плача не слишком выражает суть этого места.



На основе этого макета сделана и мультимедиа с рассказом о Храме, которую показывают в Тоннелях Храмовой горы.



Рассказ о разрушении Храма в той же мультимедии.

После разрушения Храма, и до наших дней его часто изображали. Как каждый художник себе его представлял, не видя реконструкций.



Изображение Храма на биме, шедевр культуры евреев Италии XVII века. Музей Четыре сефардские синагоги.



Изображение Храма на Арон Акодеш (Синагогальный ковчег)
Итальянская синагога 18 века, Музей Эрец-Исраэль.



"Общий взгляд на Иерусалим, исторический и современный", Адольф Эльтцнер около 1862г. Здесь автор вписал Храм в Иерусалим конца 19 века.
Выставка "Еврейское искусство: было? есть? будет?"



Современное изображение Храма на стене лестницы Главной синагоги Нацрат-Элита.



Походно-полевая Переносная реконструкция Храма. Я ее увидела на выставке Средиземноморского туризма.

До нас дошли и некоторые изображения того, что было внутри Храма. В Ципори на мозаиках 5-6вв н.э. мы можем увидеть:



Изображение котла, стоявшего во дворе Храма. Это сюжет о посвящение Аарона и его сыновей в должность главных служителей Храма, очищение, принесение в жертву быка.



Изображение жертвоприношения быков и овец (Исход 29:10-15). Быков, находящихся над овцами, мне снять не удалось, к сожалению. Здесь изображены "хацоцрот" - трубы, в которые трубили при некоторых жертвоприношениях.
На второй и четвертой фотографии вы видите дым, поднимающийся из Храма? Это происходит жертвоприношение.



Совочек, аналогичный тому, которым собирали золу на жертвеннике. Я его сфотографировала во время экскурсии по мастерским Управления древностей.



Слева, стол хлебов предложения, справа, корзина с первыми плодами семи видов, которые было принято приносить в Храм.



Это первосвященник - священнослужитель, возглавлявший службу в Первом и Втором Иерусалимском храме. Так его представил нам художник, я думаю, 19 века. К сожалению не знаю имени автора и времени создания изображения.
Как были одеты и чем занимались в Храме первосвященники описано в ТаНаХе.
Выставка Выставка "Еврейское искусство: было? есть? будет?"



Еще одно изображение первосвященника того же автора с той же выставки.



А так нам представили первосвященника на выставке Средиземноморского туризма.

После захвата Иерусалима арабами, на месте разрушенного Храма в 687-691 был построен Купол Скалы, исламское святилище над камнем основания. Это не мечеть.



Вот как выглядит Купол Скалы в мультимедии Тоннелей Храмовой горы.



Так Купол выглядит потолоке синагоги Абуав в Цфате.
И под изображением просто написано "Место Храма".



Графический лист из Музея Эрец-Исраэль, я думаю, начало 20 века.
Наверху изображение Купола Скалы с подписью "Место Храма", а снизу изображение Котеля Маарави (Западная стена - Стена плача).
Музей Эрец-Исраэль

Кстати, о Котеле. Это то, что евреи имеют для молитвы на сегодняшний день. Это лишь фрагмент западной стены ограждения Второго Храма, протяженностью полкилометра.
Прежде всего хочу напомнить, что же такое Котель Маарави (Стена Плача). В дословном переводе с иврита Котель Маарави - просто Западная Стена. И это точно отражает суть, того, что мы видим.

Обратите внимание, что нет огромной площади перед Котелем, которую мы привыкли видеть. Эта площадь появилась только после освобождения Иерусалима в 1967г. До этого евреи терпели всяческие унижения, им не давали места для молитвы, к Котелю вплотную подходил жилой квартал, место перед Котелем и сам Котель использовали в качестве свалки...



Котель (Западная стена) 1897г.
Музей Эрец-Исраэль



"Западная Стена", Эфраим Моше Лилиен, начало 20 века.
Мне эта работа очень понравилась - посмотрите, в какой эйфории находится этот человек, пришедший молиться... и сейчас в этом месте можно увидеть такие лица...
Выставка Выставка "Еврейское искусство: было? есть? будет?"

    Вот история начала времени правления Британского Мандата (1917-1948гг), рассказанная на экскурсии. На сколько это история реальна - не знаю, не нашла подтверждения, но аллегория понятна.

    Должна была состоятся встреча раввина Зонненфельда и Верховного комиссара Британского мандата Герберта Самуэля.
    Верховный комиссар должен был посетить раввина, который жил в маленьком убогом домике в Еврейском квартале Иерусалима.
    Богатые евреи предлагали раввину принять Верховного комиссара в их больших и богатых домах, чтобы не стыдится. Но раввин стоял на своем. Если встречаться, то обязательно в его маленьком и разваливающемся домике с немощеным полом.
    В назначенный день прибыл Верховный комиссар со своей большой свитой в крошечный дом раввина. Комиссар был человек воспитанный и не сказал раввину напрямую, что он думает о его доме, а только с сожалел о том, что был вынужден спускаться по ступенькам, чтобы войти во внутрь дома. Раввин понял намек и пригласил Комиссара к одному из окон дома, которое выходило прямо на Котель. За окном был Котель тех времен, во всей его скудности.
    В те времена было принято выбрасывать мусор прямо на Котель и камней было не видно из-за мусора.
    И тогда сказал раввин: "Если Всевышний живет так, то мне и подавно не стыдно".



"Котель, Западная стена", Марк Шагал 1932г..
Тель-Авивский художественный музей.



Изображение Котеля в синагоге Ари Ашкенази в Цфате.



Это современный вид площади перед Котелем. Народу всегда очень много.



Это мужская часть Котеля.



Это - женская часть. Тесно также как на фотографии 1897г., выше. Одна разница, стулья стоят и мешают подойти, а еще совсем недавно, в 20е годы прошлого века британская полиция выдергивала стулья из под молящихся сидя...

Отношение евреев к Котелю очень нежное, как к живому... Я читала в сети трогательную историю о пожилом еврее, который стоял прижавшись губами к камню в течении получаса. Когда его спросили, почему? От ответил, что Котель возвращал ему поцелуи...



Если вверх посмотреть, то можно увидеть каперсы, которые растут на Котеле. Я читала, что всего на этих камнях растет 7 видов растений.



Тем, кто хочет действительно составить представление об истинных масштабах древнего иудейского Храма, нужно обязательно посетить Археологический парк, расположенный на углу Западной и Южной стен, около Мусорных ворот.
Стена, которую вы видите здесь - "продолжение" Котеля. Хорошо видна высота ограждения, я бы сказала нижней "платформы" (кусок горы), которая находилась под Храмом. При Ироде все было облицовано камнем. Верхний край, на уровне которого и стоял Храм, в кадр не влез, а до нижнего еще спускаться и спускаться...
Здесь тоже можно молится, что и делает пара в углу на фотографии.

Самые впечатляющие камни этого парка - это камни времен Второго Храма, постройки царя Ирода.

Во время разрушения Храма, в 70 году н.э, эти камни летели вниз с высоты несколько десятков метров. Римляне хотели полностью разрушить все сооружения Храмовой горы, в том числе и стены.


Камни были так тяжелы, что проломили мощение древней улицы...

Недалеко от Котеля есть вход в Туннели Храмовой горы. Что такое эти туннели, которые называют по-разному, кто раскопки Западной Стены, кто туннели Храмовой горы, кто туннели Хасмонеев... По сути, это находящиеся глубоко под землей остатки стен, арок, улиц начиная с периода I-го и II-го Храмов, а также иродианское строительство, арабское, мамелюкское, крестоносное и фатимидское, не говоря уже о более поздних перестройках. Туннель представляет собой закрытую, а порой и подземную анфиладу, состоящую из различных помещений и комнат, идущих на север вдоль Храмовой горы.



Вот из таких гигантских плит был построен Храм. Работа фантастическая. Размеры поражают. Все-таки царь Ирод, который перестроил Второй Храм, был великим строителем. Хотя строил он не один:), но он же был главным организатором - за что мы его и помним:)

Одна из реконструкций, как двигали камни тут



Вот люди на фоне этой плиты, чтобы лучше ощущать размеры:) Обратите внимание на пазы в стене - это технологические отверстия, кот. строители использовали для того чтобы ее передвигать.



Теперь их используют, чтобы класть записочки, которые принято оставлять среди камней Котеля. Так же в тоннеле есть вход на женский балкон синагоги и многие женщины молятся в тоннеле. У Котеля женская часть меньше и нет возможности приблизится к Котелю. А тут тихо, спокойно, и еще ближе к Храму, ну, пройдет туристская группа, но это же не толпы с другой стороны:) И те, кто знают, как туда попасть, имеют прекрасные возможности по сравнению с теми, кто снаружи:)

Существуют организации, представленные в сети, которые за плату напишут и положат вашу записочку в камни Котеля, независимо от того, где вы находитесь географически.

С появлением мобильных телефонов появилась новая форма передачи своих просьб наверх. Один человек с мобиильником стоит у Котеля , по очереди обзванивает своих друзей\родственников и предоставляет им возможность лично пообщаться, прикладывая телефон к камням...



Котель Маарави (Стена плача).
Такую картину знают очень многие - кто-то видел своими глазами, кто-то на фотографиях. Варьируется только количество людей. Я однажды снимала в Холь Амоэд Суккот (в праздничные дни Суккота), и народу было очень много. Многие поднялись к Храму...

Инфа:
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%9B%D7%99%D7%9F_%D7%95%D7%91%D7%95%D7%A2%D7%96
http://www.daat.ac.il/encyclopedia/value.asp?id1=3278
http://www.xnet.co.il/architecture/articles/0,14710,L-3102605,00.html
http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%94%D7%9B%D7%95%D7%AA%D7%9C_%D7%94%D7%9E%D7%A2%D7%A8%D7%91%D7%99
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%87%D0%B0

This entry was originally posted at http://dona-anna.dreamwidth.org/

Израиль

Previous post Next post
Up