30 станций Петербургского метро. 7. Технологический институт-1

May 03, 2013 18:45

Оригинал взят у vadim_bv в 30 станций Петербургского метро. 7. Технологический институт-1
Когда я впервые был в Ленинграде, каким-то ветром нас занесло на станцию "Технологический институт". Помню, как я удивился, что для пересадки достаточно всего лишь перейти на другую сторону платформы! Поэтому два текущих моих сообщения будут посвящены этому первому в Советском Союзе кросс-платформенному пересадочному узлу.



Открыта 15.11.1955
Колонная трёхсводчатая глубокого заложения. Самая большая по размеру станция на первой очереди метрополитена.


"Знание и прогресс символизируют факелы, установленные по своду, - писала "Ленинградская правда" от 11 ноября 1955. - Сияние их прекрасно гармонирует с архитектурой. Оформление станции посвящено расцвету отечественной науки". В "Смене" от 16 октября того же года опубликовали следующее: "Нарочитая строгость подчеркивает простор подземного зала. Светлый уральский мрамор, которым выложены стены, хорошо сочетается с плитами черного гранита на полу". Автор статьи сознательно не заметил другого покрытия пола - мелкого асфальта на перронах, довольно часто применяемого в метро и в последнее время заменяемого другим покрытием. Светильники вмонтированы в стеклянные узорчатые сосуды, вставленные в специальные желоба на своде. Имеются также подобные светильники в виде факелов, установленные на колоннах перронных залов. На путевых стенах установлены декоративные решётки.




В центре станции, в круглом зале стены были украшены медальонами «корифеев науки» - К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и И. В. Сталина. При строительстве перехода в пилонный зал здесь оставили лишь Ленина и Маркса. В центре свода круглого зала - небольшой разноцветный витраж, имитирующий окно на поверхность.
На колоннах подземного зала помещены 24 барельефа выдающихся русских и советских учёных, в том числе М. В. Ломоносова, Н. И. Лобачевского, Н. И. Пирогова, Н. М. Пржевальского, Д. И. Менделеева, К. А. Тимирязева, С. В. Лебедева, И. В. Мичурина, И. П. Павлова.
Сейчас на колоннах можно насчитать лишь 22 медальона. Всё дело в том, что вместе с «корифеями» сняли портреты А. Е. Фаворского (химик-органик) и А. Н. Крылова (кораблестроитель). Теперь они стали экспонатами музея метрополитена.


В центре колонного зала, так называемом «круглом зале», начинается переход в пилонный зал, заканчивающийся лестницей в его южном торце. Под лестницей имеется проход с одной посадочной платформы пилонного зала на другую. Переход был открыт одновременно с пилонным залом. Так был образован первый на территории СССР кроссплатформенный пересадочный узел, т.е. пересадка с одного направления движения на другое, осуществляемая переходом на другую сторону той же платформы (а не переходом на другую станцию или платформу). Как правило, при такой организации движения в пересадочный узел входят две платформы, на каждую из которых прибывают поезда разных линий, движущихся приблизительно в одном направлении.


Вестибюль станции встроен в здание управления Петербургского метрополитена, расположенное на углу Московского и Загородного проспектов. Это полукруглое монументальное трёхэтажное здание мягкого бежевого цвета, фасад которого украшает длинная колоннада высоких полуколонн с каннелюрами. Цоколь здания выполнен из рустованных гранитных блоков. Здание было построено на месте снесённого для нужд будущего метрополитена дома Н. М. Рулёва.
При входе пассажир попадает в кассовый зал, спроектированный так, слово предназначенный для бальных танцев. Высокий купол покрыт анодированными металлическими пластинами. В одной из арок на стене планировалось сделать панно с изображением Сталина, стоящего на лестнице. На карнизе купола в проекте имелась надпись «Слава Сталину - великому зодчему коммунизма, корифею науки!»


Санкт-Петербург, метро

Previous post Next post
Up