Мой дом - моя крепость: роллета, как это работает

Sep 24, 2016 20:02

Оригинал взят у pavelprokh в Мой дом - моя крепость: роллета, как это работает

Не смотря на то, что роллеты у нас давно не редкость, многие не знают что это такое, хотя видели эти штуки практически все. На самом деле у роллеты пока нет устоявшегося русского названия, кто как хочет, так и называет - рольставни, ролставни, роллставни, роллеты, ролеты, защитные жалюзи. Я их называю роллетами, потому что пришли они к нам из Германии, где называются Rollläden. Дело в том, что первые роллеты были завезены к нам именно из Германии в начале-середине девяностых. И экспансия этой диковинки в СНГ началась через Белоруссию, где на тот момент возникли две конкурирующие крупные роллетные фирмы, сейчас не существующая фирма "АФА", и фирма "Алютех", в те времена называвшаяся "Белпартнерз", а ныне самый большой на постсоветском пространстве производитель комплектующих для роллет. Так уж получилось, что я с моим партнером стояли у истоков роллетной тематики в наших странах, а бизнес нашей фирмы вырос на автоматике для роллет. И поэтому сейчас я попробую рассказать подробно, что такое роллета. Готовьтесь, пост будет длинным ;)



Мой партнер Игорь (слева) и я на фоне рекламного передвижного домика с роллетами фирмы "АФА", 1995 год.


Википедия утверждает, что роллеты возникли еще в Древней Греции. Может быть. Я же своими газами видел в Германии деревянные роллеты, которым более ста лет. Технологий экструдирования и катания алюминия тогда не было и эта непростая конструкция изготавливалась из дерева. В наши дни фанатам "зеленой" истерии все еще продают деревянные роллеты, но это скорее экзотика.



Основная масса роллет сейчас изготавливается из аллюминия. Итак, что это такое. Роллета - это такая штука, похожая слегка на закрытые горизонтальные жалюзи, состоящая из шарнирно соединенных между собой ламелей, которые сворачивается в рулон в специальный короб и разворачивается сплошным полотном по направляющим, закрывая оконный, дверной или воротный проем.



В отличие от обычных ставень или решеток, в открытом состоянии роллеты практически не заметны и не портят внешний вид фасада.



В частично закрытом состоянии, заметны, но не портят экстерьер.



Роллетами закрывают и окна, и двери, и ворота.



Бывают даже наклонные роллеты, которые закрывают окна непрямоугольной формы.



Зачем нужны роллеты? В первую очередь, для комфорта. В открытом состоянии их как будто нет вовсе.



Приопустив полотно роллеты, можно защититься от яркого солнца.



А опустив полностью, можно сымитировать ночь посреди белого дня. Очень полезная функция для маленьких детей, которые не хотят спать днем, и для взрослых, догадайтесь, зачем ;)



Еще бывают роллеты, в которых ламели имеют перфорацию по краю в виде продольных отверстий.



Закрытые почти до конца, они позволяют создать комфортное затемнение под прямыми солнечными лучами.



Вторая функция, которая в 90-х рекламировалась как первая, защита от взлома. Полотно роллеты надежно закрывает проем окна или двери и создает дополнительные трудности взломщикам. Наибольшую защиту обеспечивают роллеты из мощного экструдированного профиля с коробом, встроенном в стену здания.





В Германии, например, ниши для встраивания коробов роллет имеют все новые здания. У нас, к сожалению, такого нет.



В случае такой установки у взломщика нет доступа к направляющим и механизму сворачивания, а взлом роллеты "в лоб" абсолютно бесперспективное занятие - алюминий вязкий материал, его сложно резать болгаркой, долго сверлить, и нудно пилить. В общем, иногда проще стену сломать, чем такую роллету.



Как сейчас помню, фирма "АФА" в свое время получала на роллеты из толстого профиля сертификат о степени защиты от взлома 3 и 4, а это почти как сейф. Но на самом деле, даже простая легкая роллета добавляет проблем взломщикам и воздействует как психологический фактор. Была у меня такая история. После вселения в новую квартиру на первом этаже, старшая дочь стала жаловаться, что какой-то мутный мужик постоянно крутится под окнами. Моя жена его неоднократно гоняла, но он рано или поздно появлялся опять. Именно тогда я решил - надо ставить роллеты. Поставил. И того мужика как ветром сдуло, хотя сами роллеты мы опускаем очень редко. Просто сам факт наличия роллет его отпугнул.

А сегодня у нас, как и в Европе, основным свойством роллеты считается комфорт. А еще роллеты ставят немодный первый этаж (в Европе, кстати, первый этаж - самая дорогая недвижимость) в один ряд со средними этажами.

Как бонус, роллеты в закрытом состоянии улучшают шумо- и теплоизоляцию.

Рассматривать я буду автоматизированную роллету с мотором, как самую интересную.

Полотно роллеты составляется из отдельных ламелей. Ламели отформованны так, что у них с обеих сторон, сверху и снизу, образованы крючки, которые обеспечивают шарнирное соединение.



От сдвигов в стороны друг относительно друга ламели защищаются специальными пластиковыми заглушками, черная на фотке ниже.



Полотно вставляется в направляющие.



А сверху к направляющим крепится короб.





А что у роллеты внутри короба? А внутри у нее неонка вал, на который полотно роллеты наматывается. Вот как это выглядит в разрезе.



На боковинах короба есть специальные крепления.



Для подшипника вала с одной стороны.



И для мотора с другой.





На эти крепления устанавливается собственно вал с внутривальным мотором внутри.



Один из самых популярных валов - октогональный.



В больших и тяжелых роллетах вал может крепиться на специальных рельсах, чтобы отъезжать и подъезжать к направляющим по мере наматывания и разматывания полотна.



Такие вот бывают роллетные полотна, до полуметра диаметр рулона.



Полотно крепится к валу гибкими петлями. Белые полоски на фотке ниже (отсоединены от вала).



Или жесткими переламывающимися держателями, которые в опущенном состоянии прижимают роллету к отливу, подоконнику или нижней планке направляющей, для исключения взлома роллеты простым поднятием.







Сердце автоматизированной роллеты - внутривальный мотор. Уникальность этих моторов в том, что они очень тонкие. Самые популярные имеют диаметр 45 мм.



И 35 мм.



Моторы эти не просты. С одной стороны у них выход редуктора с адаптером вала.



А с другой голова крепления с системой концевых выключателей и винтами их настройки.



Концевые выключатели обеспечивают остановку двигателя в крайнем верхнем и нижнем положениях.



Для настройки концевиков к мотору прилагается специальная гибкая шестигранная отвертка, которой можно крутить настроечные винты из-зв угла. Кажется, у Гарри Поттера в руках я видел такую :)







Разберем мотор. Концевые выключатели связаны с валом через систему шестеренок, червяков и специальный кольцевой зубчатый адаптер.





Сами концевики - это обычные микропереключатели.



Дальше в трубе лежит фазосдвигающий конденсатор двигателя переменного тока.



А в глубине запрессован асинхронный мотор и редуктор.





Вот так они выглядят без трубы.





Редуктор планетарный с тремя ступенями.





В обмотку статора впрессован биметаллический термовыключатель с температурой срабатывания 140 градусов.





Он нужен для выключения мотора при перегреве. Причем перегрев, это абсолютно штатный режим. Из-за того, что мотор имеет очень маленький диаметр, его конструкция неоптимальна и имеет очень низкий КПД от 10 до 35 %. У малых диаметров он ниже, у больших выше. Поэтому работать эти моторы могут не более 4...5 минут, после чего перегреваются и выключаются. И этого времени абсолютно достаточно, т.к. типичная оконная роллета поднимается или опускается в среднем за 30 секунд. Ниже на тепловизоре видна температура корпуса двигателя, при которой он остановился от перегрева - 133 градуса, обжигающая такая торпеда. Проработал у меня этот мотор до остановки на холостом ходу 6 минут. А включился снова через 15 минут.



Включается в сеть мотор двумя проводами - нейтралью и одним из двух направлений, которые выключателем могут поочередно подключаться к фазе. Напряжение на соответствующем проводе вызывает вращение мотора в одну или в другую сторону, т.е. сворачивает или разворачивает полотно роллеты. Кстати, выключатели, как и автоматика для роллетных моторов, особенные, в них специальным образом электрически и/или механически исключено включение одновременно обоих контактов, т.к. такое одновременное включение обоих направлений выводит из строя двигатель.



Вот все детали мотора кучкой.



А на разъем внутри мотора иногда устанавливается блок радиоуправления - приемник с реле.



Такая вот миниатюрная штучка. Кстати, это самый маленький в мире серийный внутривальный приемник, производится он у нас на фирме.





Такой приемник позволяет управлять мотором дистанционно с пульта и/или подключать роллету к системе Умного Дома, о которой я тоже когда-нибудь напишу подробно.

В общем, роллета, несмотря на свою сложность, является отличной альтернативой традиционным ставням и уж тем более ужасным решеткам, которым место на окнах тюрьмы, а не на жилом доме. Массовому распространению роллетам мешает слегка высокая цена, особенно на варианты роллет с моторами. Начинается она от 200 долларов за небольшое окно с простым тонким полотном и может возрастать кратно с применением мощного профиля на больших окнах. Но доступных альтернатив у автоматизированных роллет, в общем, нет, поэтому их становится все больше как на загородных домах, так и на окнах городских квартир.

На этом, пожалуй, все. В следующий раз я расскажу как производится алюминиевый профиль для роллет на крупнейшем заводе в СНГ.

как это устроенно

Previous post Next post
Up