ПРОГУЛКА ПО ПЯТОЙ ЛИНИИ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

Oct 10, 2015 22:14

Оригинал взят у alfa_delta в ПРОГУЛКА ПО ПЯТОЙ ЛИНИИ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

По дворам проходным прорываюсь на свет -
На Васильевском кратки пути…
И дворовой собакой, теряющей след,
Запах детства пытаюсь найти.

Людмила Гарни

Первый дом по Пятой линии - дом №2. Построен во второй половине ХVIII века. Участок занимает все пространство до Академического переулка и помимо дома на нем было еще несколько флигелей. В 1892 году архитектор А.А.Бруни для статского советника А.Г.Елисеева изменил фасады по набережной и по линии. Еще до войны дом был надстроен 4-ым этажом. Примыкающий к нему флигель остался двухэтажным.


Фотография 1950-1955 годов. Дом почти не изменился.

Флигель дома №2. Сейчас, после ремонта выглядит замечательно.


Между этим флигелем и домом №4 проходит маленький Академический переулок. На следующей фотографии -  дом №4. Участок начал застраиваться в 1730 году. С 1742 года и до конца столетия принадлежал купцам Велениным. Здесь стоял тогда деревянный дом. В 1830 - 1840 годах  построили каменное здание.  В меблированных комнатах дворовых флигелей в 1860-1870 г.г. жили студенты Академии Художеств. Сред них были - В.М.Васнецов, В.М.Максимов, М.М.Антокольский, И.Е.Репин, В.И.Суриков и другие. В доме был магазин принадлежностей для художников. После капитального ремонта  в 1951 году лицевую отделку фасада немного изменили, дворовые флигели разобрали.

.
Дом в 1955-1965 годах.


Дальше - сквер. На этом месте в 1730 году появилось деревянное строение. В конце XVIII века его владелец построил каменный дом. Потом, с 1800 года дом принадлежал купцу Шпанскому и его наследникам. В 1830-х годах у него снимал квартиру студент Академии художеств П.К.Клодт, автор знаменитых конных скульптур  Аничкового моста и не только. По воспоминаниям его двоюродного брата Н.И.Греча, скульптор учился рисовать их с натуры, приводя коней  в свою комнату. Дом не  сохранился.


Дом №8. Участок начал застраиваться в 1730 году. Первое строение было деревянным. Вообще, надо сказать, что эта улица с самого начала застраивалась практически только деревянными домами, а каменные, те, что мы видим сегодня, появились, в основном, в конце XIX  и начале ХХ веков.  Как пишет Виктор Бузинов в своей интереснейшей книге "Десять прогулок по Васильевскому острову" - четвертая и пятая линии очень долго сохраняли деревенский вид - деревянные дома, сады и огороды, девицы с коромыслами..."   Конечно, и на других линиях такое было, но здесь - особенно много. Но, продолжим. Деревянный дом сгорел в 1763 году, когда горел Андреевский рынок и ближайшие к нему постройки. В 1800 году по заказу владелицы М.И.Костюриной был построен трехэтажный каменный дом. В доме, как и во многих, расположенных около Академии художеств жили  студенты академии - В.Г.Венецианов, в 1840-1844 годы - Т.Г.Шевченко. С 1875 по 1879 годы в этом доме жил М.П.Мусоргский. В 1905 году архитектор В.А.Липский надстроил  четвертый и пятый этажи.


Таким он был в 1952 году.


Дом №10 был построен по проекту архитектора И.М.Маевского  для купца Т.А.Соловьева в 1861-1862 годах в стиле эклектики. Раньше здесь тоже во время пожара на Андреевском рынке сгорел деревянный дом. В 1975 году здесь снимал квартиру композитор М.П.Мусоргский, именем которого назывался с 1933 по 1944 годы нынешний Средний проспект. В 1880-1984 годах в доме жил живописец И.И.Шишкин, в 1902-1904 годах - архитектор В.В.Шауб. Летом 1914 года в квартире поэта и переводчика В.С.Шилейко жил поэт Н.С.Гумилев. Из этого дома он ушел добровольцем в армию, когда началась первая мировая война.





Дом в 1975-1979 годах.


Участок до угла Большого проспекта  первой половине XVIII века был застроен деревянными домами, которые сгорели при пожаре 1763 года. Потом там построили каменный дом, который не сохранился. В 1959 году по проекту архитектора М.Я. Климентова было построено здание Василеостровского рынка. Ну, о нем сказать нечего - рынок есть рынок. Но я  не стала заходить в него. Я очень хорошо помню, каким он был внутри раньше, как он менялся. Уверена, что сейчас он совсем другой, и мне хотелось, чтоб в памяти он остался тем, старым.


Теперь мы переходим Большой проспект.


Напротив здания рынка - дом №16а. Это интересное здание. В  XVIII веке на этом месте стоял деревянный одноэтажный дом. В нем жил исследователь, современник М. Ломоносова - Георг Вильгельм Рихман. В этом доме он и погиб в июле 1753 года во время своих опытов - от разряда молнии. Тот дом не сохранился. На его месте в 1780-1790 годах построили каменный трехэтажный дом. Он сохранил черты жилого здания конца XVIII -  начала XIX веков - трехэтажный, классическая обработка фасадов, балконы на гранитных кронштейнах. В 1860-х годах первый этаж занимала  кухмистерская Т.Н.Мазановой и её же дешевые меблированные комнаты для студентов. Здесь жил А.Куинджи, здесь частнько бывали И.Репин, В.Васнецов. В этом доме до сих пор существует детский сад, который работал в нем и в блокаду.
В 1858-66 годах в доме арендовала квартиру домашняя учительница Э.П.Шаффе для частного пансиона.  Она была немкой.
Тут  не могу не сделать небольшое отступление.
На этих линиях в то время было очень много немцев, в середине XIX века их было ~ 22 процента от всего населения. Они сделали для острова и в общем, для города очень много. Вот как о них пишет Виктор Бузинов - "Обычный рядовой немец добросовестно вел свое дело, поселившись в василеостровских линиях. Был он слесарем, медником, оловянником, сапожником, портным, пуговщиком, парикмахером, аптекарем, булочником или колбасником - не имеет значения. Его предки попали на Васильевский, перенесенные через Неву с Адмиралтейской стороны, как семена цветов, подхваченные ветром петровского замысла сотворить на острове центр Петербурга. Они держались друг друга.
Они раньше других открывали мастерские, свои вылизанные до блеска кухмистерские; до зари выпекали хлеб; их овощи, собранные здесь, на Васильевском, с немецких огородов, были безупречно притягательны для покупателей. Они жили так, как диктовало им генетическое начало. Они были добры и внимательны с теми, кто заглядывал в их мастерские и лавочки, аптеки и парикмахерские. Сюда всегда хотелось зайти и в другой раз. И это самая большая потеря для Васильевского - утрата немецкой аккуратности и обходительности в обслуживании".
После начала войны уже в 1915 году в Петербурге произошли первые немецкие погромы. Немцы тысячами уезжали из города. Но малочисленные немецкие семьи, оставшиеся в Петербурге окончательно исчезли во время Второй войны. Их арестовывали и увозили туда, откуда они уже не возвращались. На острове остались два немецких храма, множество предприятий созданные ими, потомками тех, кого приглашал с Россию Петр I, (некоторые из них остались до сих пор), множество домов, построенных ими. И лютеранская часть Смоленского кладбища.


Дом 16а в 1955 году. Интересно, что продавали в этом ларьке? Похож на пивной.


Так вот, я хочу рассказать об Эмилии Павловне Шаффе. Сначала, как я уже сказала, она открыла частный пансион, сама вела уроки. Учила она своим методом, почти без учебников.Она первая ввела в женское образование изучение алгебры и геометрии. В 1866 году при школе открылся подготовительный класс, детский сад. А в 1869 году школа получила статус перворазрядного учебного заведения. В 1882 году   она была преобразована в гимназию. Школу заканчивали  дочери Менделеева - Любовь и Мария, педагога математики А.П. Киселева (который написал учебник по алгебре), Бенуа, Тизенгаузена. Э.Шаффе почти пятьдесят лет работала директором  и умерла незадолго до того, как состоялось открытие нового здания гимназии - в 1907 году, которое архитектор К.К.Шмидт построил по заказу приемного сына Эмилии.  Вот оно - следующее за угловым, в доме № 16. Здание построено в стиле позднего модерна, немного мрачноватое, строгое.
В этой школе всю свою жизнь проработала учительницей физики подруга моей мамы. Они дружили еще со школы. Она приехала из Бобруйска в Ленинград худенькой девочкой и поступила в институт. Началась война и ей пришлось прожить здесь всю блокаду. Она выжила, но после войны у нее изменился обмен веществ и она стала неимоверно толстая.  И очень больная. Я смутно помню, что она  едва ходила. Рассказывала, что дети, конечно, смеялись над ней.


Дома  №18 и №20. Дом №18 в 1861 году был перестроен из существовавшего одноэтажного  а трехэтажный был построен для почетного гражданина Штейнера архитектором В.Ф.Эстеррейхом.  В советское время  были надстроены еще два этажа. В 1904 году здесь жил студент Технологического института будущий писатель А.Н.Толстой.
Следующий дом №20 гораздо  красивее. Построен в 1890-1891 годах по заказу коммерсанта Ф.А.Гутхейля  по проекту архитектора В.В.Шауба. Во дворе во флигелях была расположена пуговичная фабрика фирмы "Братья Бух", в то время  принадлежащая тому же Гутхейлю.


На участке №22 до второй половины XIX века стоял деревянный дом. В 1868-1869 годах архитектор А.К.Бруни построил для себя трехэтажный каменный дом. В 1895 году дом принадлежал княгине В.И.Мещерской. По её заказу архитектор Н.Ф.Беккер надстроил дом четвертым этажом.


Следующие два дома №24 и №26  не сохранились. В 1950 году пустырь отделили вот такой  кирпичной оградой.  Недавно она была заменена новой - предыдущая была в полуразрушенном состоянии.


Каменный дом №28 был построен на месте деревянного архитектором И.А.Цимом в 1863 году для иностранного купца Ф.Пеца. Затем в 1870-1890-ых годах дом принадлежал архитектору А.А.Сиверсу. В 1890 году дом купил общественный деятель и историк М.М.Стасюлевич.  До 1908 года он был издателем и редактором журнала "Вестник Европы". Кроме того в его типографии впервые печатались письма И.Тургенева, сборник рассказов В.Гаршина. После революции в 1920 году здесь уже была типография Леногиза, а в 1930 году открылся издательско-полиграфический техникум. Существует до сих пор.


Я раньше видела его несколько раз, а сейчас смотрела с особенным интересом. Мама сначала работала участковым терапевтом, а потом после курсов в ГИДУВе стала подростковым врачом.  Вот этот техникум  относился к ее участку. Мама часто туда ходила - медосмотры, прививки и, особенно - прием в техникум.Тогда техникум выглядел вот так.


Дом №30 - доходный дом И.Н.Шмидта, построенный по проекту Н.В.Трусова в 1960-1861 годах. В 1862-63 годах здесь жил М.Е.Салтыков-Щедрин, в 1870 году снимал квартиру И.Е.Репин. С 1882 года в этом доме жил профессор Академии художеств И.И.Шишкин. Здесь у него была мастерская. В этом доме он и скончался в 1898 году.


Дом №30 - одна из ранних каменных построек на линии. Еще в 1772 году на участке было построено каменное одноэтажное здание. Оно с некоторыми изменениями просуществовало до конца XIX века. Его очередной владелец, М.Э.Бонштедт, который был директором акционерного общества мануфактур "Воронин, Лютш и Чешер"  и одновременно директором Сампсониевской бумагопрядильной и ткацкой мануфактуры, решил перестроить его для себя. В 1898 году архитектор В.В.Шауб возвел над центральной частью дома второй этаж с эркером и  изменил фасад, придав ему облик старинного французского особняка.


Сейчас дом выглядит не очень... Конечно, видно, что он очень красив, но хороший ремонт ему бы не повредил.


После революции дом национализировали и здесь размещались - клуб им.Леонова, клуб им.Желябова, потом Северное речное пароходство волучило это здание для  размещения детской больницы.  Я никогда не была внутри,но, судя по фотографиям, интерьеры там были роскошные, изысканные, совершенно не подходящие для больницы. Правда, и для клубов тоже.






В этой детской больнице когда-то лежала моя сестра, еще школьницей.  Это было давно, но она помнит, что там были обычные палаты, никакой роскоши уже не было.
Вот таким был этот дом в 1955-1962 годах. Хоть фотография и плохая, но видно, что дом какой-то потертый...


Не то, что на этой фотографии царских времен:)  Дворники в белых передниках после революции не существовали.


Так выглядят ворота и вход во двор сейчас. И флигелек с окнами сохранился.


А вот так выглядел двор до революции. Сейчас - совершенно по-другому, даже не хочется показывать. Больницы там уже давно нет. Там что-то типа бизнес-центра.




Окончание прогулки до конца Пятой линии в следующей записи.



Васильевский остров, Санкт-Петербург, Питер-гид

Previous post Next post
Up