Оригинал взят у
gradpetra_info в
Фонарь Максимова в Царском СелеОригинал взят у
basilius3 в
Фонарь Максимова в Царском СелеОхваченный металлическим обручем, призматический, с белыми стёклами, на четырёх цепочках. Помимо главной перекладины видны два вспомогательных фиксатора по бокам фонаря (чтобы не качался на ветру). Внутри горела уличная свеча с толстым фитилём. Её ставили внутрь, снизу.
Фонарь не предназначался для освещения пустынной части парка, но должен был быть виден из окон Александровского дворца, указывая обитателям, где в ночной темноте скрыта церковь...
Судя по всему, странное сооружение - это фонарь, выполненный в новорусском стиле, как и весь Фёдоровский ансамбль (собор, городок, казармы, Ратная палата, царский вокзал и др.). Ансамбль проектировался и строился в северной части Александровского парка и за его северо-западной границей, начиная с зимы 1908 года. Над его сооружениями работало несколько архитекторов. Глубоко верующий Николай II вкладывал в Фёдоровский собор и окружающие постройки политический и религиозный смысл, частично финансировал проекты из личных средств, а потому вдохновлял все архитектурные решения. Следовательно, фонарь задумывался при его участии, был важен для Фёдоровского ансамбля и имел своё предназначение - он указывал русскому царю путь к храму.
В книге историка архитектуры Аркадия Крашенинникова "В.Н. Максимов. Зодчий русского национального стиля" некий фонарь в виде церковной звонницы (фотография отсутствовала) был заказан герою книги - Владимиру Николаевичу Максимову. С 12 по 17 годы Максимов служил церкви как зодчий и в это время участвовал в сооружении зданий Фёдоровского ансамбля.
Если соединить царское крыльцо с фонарём Максимова воображаемой прямой, а затем продолжить её до Александровского дворца, то становится ясно, что зодчий позаботился о неслучайном месте для царской путеводной звезды. Линия приводит точно в центр эллиптической большой клумбы - к месту, которое, очевидно, было выбрано как общая точка "золотых сечений" всех панорам, видимых из окон северной стороны дворца.
С середины 1900 годов царская семья почти всё время находилась в Александровском дворце, так что народ оставался снаружи, проходя в Фёдоровский собор по пригласительным билетам. Горящий в ночи огонёк из-за ограды парка должен был казаться взбудораженным обывателям особым знаком, горестным поминанием императрицы "царёва друга". Да, он светился и раньше, но теперь-то, в этой тёмной истории, он приобрёл понятный публике смысл. И оказался на десятилетия связанным со смертью - не могилой - Григория Распутина...