«Новое время - условно называемое эпохой нулевых и точно соответствующее термину - началось с двух явлений, которые на разных уровнях российской популярной музыки обозначили полную уже безъязыкость, вымывание смыслов, дошедшее до апогея. Мы действительно живем во времена слов-сигналов, за которыми давно нет никакого конкретного содержания. Что они значат - никто толком не помнит, но тот, кто эти слова употребляет, определенным образом себя позиционирует. Одновременно мы наблюдаем небывалый еще кризис авторской песни (которой почти нет) и полное отсутствие рока: тут должен наличествовать хотя бы призрачный смысл, а его негде взять. О чем петь в мире гипнотического транса, в который мы все погружены с головой, в мире скомпрометированных утопий, упраздненных ценностей и уравнявшихся крайностей? Этот вакуум господствует и в песне, где преобладают теперь существительные. Они давно не вступают друг с другом ни в какие связи: это именно сигналы, туманно намекающие на суть…
По этому рецепту изготовляется сегодня все - стихи, песни, патриотические слоганы, политические программы и выпуски новостей. От реальности берется один сигнал - дальше можно накручивать что угодно. Столь же вероятен был бы вариант: «Вне зоны доступа мы стали толстыми, все рожи постные, но не упорствуем» - ассонансных рифм на «доступ» в русском языке хватает. Спеть и сказать можно что угодно, лишь бы посреди вербального хаоса мелькали узнаваемые слова вроде «временно недоступен», «мотивация персонала» или «суверенитет»….
Современная попса звучит так трагично еще и потому, что отражает последнюю степень распада сознания - и в этом смысле мало чем отличается, скажем, от коллажной прозы Михаила Шишкина, составленной из отрывков чужих текстов, или от политических заявлений Дмитрия Рогозина, изготовленных по той же рецептуре в лучших постмодернистских традициях. Тексты попсы набиты хаотично слепленными обломками чужих цитат, трупами слов, которые когда-то и для кого-то значили многое, если не все, - но сегодня их сгребают в кучу, как мертвые листья».
Дмитрий Быков, «Огонек»
Статья полностью А я вот думаю, прав Дмитрий Быков на все сто процентов. Формат музыкальных композиций закрывает ужасающую пустоту текста. Второй ширмой является мелодия. Третьей - дрр-р-р-ррайв. Вот тебе и выходит на сцену и вливается в наши уши дурилка картонно-фанерная - не важно, в каком стиле: роке, попе, барде. Я как-то, будучи изрядно увлечен творчеством
olegmedvedev, решил филологически проанализировать его творчество. Для этого достал распечатки песен и стал читать их, как стихи… Честно говоря, очень скоро я ужаснулся: такой глупости, нелепого сцепления образов я от любимого автора-исполнителя просто не ожидал. Потом стал «копаться», откуда впечатление взялось, и понял: меня цепляли аналогичные «сигналы», образы из когда-то прочитанных книжек, цитаты, близкие по духу лирические герои и всё это под гениальный маршевый ритм: «смысла не было, не было, туды-растуды»! Надо ли говорить, как скоро я разочаровался в «кумире». )) Стал проверять другие тексты любимых исполнителей - там, слава Богам, все в порядке: Макаревич, Шевчук, Башаков, Горохов («Адо»), Леонидов, «Воскресенье», Дмитрий Ревякин… А вот с БГ - облом. Чем дальше, тем хуже тексты, зато лучше музыка: так что предпочитаю теперь уже не вслушиваться, что там он поёт… %-)))
А вы что думаете по этому поводу?