Оригинал взят у
aksik в
восприятие текста детьми - 1 частьначинаем разговор про восприятие текста детьми.
для того, чтобы двигаться дальше и понимать, как читать, как объяснять, как работать с текстом, нужно понять одну очень простую базовую вещь - дети дошкольного возраста невербальны. речь не является их основным средством обмена информацией, как у взрослых. они лучше впитывают всякие разные невербальные вещи (им можно говорить хорошие слова, но если нет телесного контакта - ребенок страдает) и мыслят образами, а не словами. то есть - прочитанное он представляет (визуальный канал восприятия) и проживает (эмоциональная сфера). и то, и другое в детстве затруднено для словесного выражения: ребенок с трудом описывает зримый образ и с еще большим трудом понимает свои эмоциональные переживания, тем более - не может сформулировать их. что происходит - мама читает книжку, и ей надо "ответить на вопросы". она или в ходе чтения или сразу по прочтении задает их ребенку. что ты понял? - ничего. что ты запомнил? - ничего. впечатление, что читали сейчас в глухой вакуум.
все просто: существует так называемое "первичное восприятие", это такое поверхностное знакомство с текстом. это не только для маленьких, это еще всю начальную школу верно! впрочем, и с подростками лучше анализировать текст не после первого прочтения. так вот - первичное восприятие не предполагает никакого анализа и разбора. прочитали - "в одно ухо влетело...". а вот если вы хотите уже поработать с текстом - нужно прочитать еще и еще раз, и уже тогда предлагать всякие вопросы-задания.