(Не прошло и года...)
На удивление (простите мне мой нуёрский культурный снобизм), и Далласу не чужды искусства. По крайней мере, кино здесь имеет место быть в виде Angelica Film Center. И, о радость, он находится на соседней с моей станции поезда всего в 3х минутах езды. То есть, буквально на станции: поднимаешься на верхнюю платформу - и ты у входа в кинотеатр:
Новое, опять же, здание, комфортные сиденья, кожаные подлокотники. Гадкий кофе.
В понедельник (у нас был выходной, День Труда) я преодолела свое предубеждение насчет западных фильмов о России и русских и сходила таки на Transsiberian. И, чтоб 2 раза не вставать, посмотрела также Man on Wire, на который не успела сходить в Нью-Йорке. (Скоро у меня будет возможность сходить на The Edge of Heaven и Roman Polanski: Wanted and Desired, которые я хотела, но не смогла посмотреть в Нью-Йорке все из-за того же полного цайтнота.)
Transsiberian
В фильме 5 героев: Рой (Вуди Харрельсон), good American, очень положительный, надежный, правильный, религиозный, несколько наивный, с восторгом и удивлением знакомящийся с миром вокруг него мужчина; его жена Джесси (Эмили Мортимер), фотограф с не самым светлым прошлым (вот как она рассказывает о том, как они познакомились с Роем: Roy likes to say we met by accident: I crushed into his truck at 40 mph when I was drunk.); Карлос, испаский мачо, привлекательный in a bad boy way и, судя по всему, опасный; спутница Карлоса Абби, замкнутая молодая американка, сбежавшая из дома; и русский следователь по делам наркотиков Илья Гринько (сэр Бен Кингсли), который, конечно, оказывается совсем не тем, за кого себя выдает. Актеры молодцы все без исключения, хотя несколько забавно видеть Бена Кингсли в роли связанного с наркомафией русского следователя. Эмили Мортимер вообще сыграла свою не самую простую роль как по нотам.
Рой и Джесси возвращаются на поезде по транссибирской магистрали домой из Китая, где они были на благотворительной миссии для детей Китая от церкви Роя. В начале фильма представитель церкви Роя говорит о том, что: Life is not grey, it's black and white: there is good and evil. And it's hard to make the right choice, but religion makes that choice easy. Я сама именно так и думала о релиигии: она облегчает жизнь людей, делая за них моральный выбор: не нужно думать и мучаться, как поступить, ведь за тебя все уже решено. Интересно, что хотя фильм далеко не религиозный и совсем не моралистический, сюжет складывается таким образом, что люди, запутавшиеся между добром и злом, попадают в очень серьезные переделки, в том время как Рой с его черно-белой no brainer моралью остается все тем же правильным, добрым и надежным Роем (только его действия для спасения жизней его и Джесси несколько выбиваются из его образа - впрочем, жизнь для большинства людей высшая ценность, и для ее спасения все средства хороши).
В поезде Рой и Джесси знакомятся с Карлосом и Абби, а позже со следователем Гринько. Все действие развивается именно там, на транссибирской магистрали. Сюжет этого триллера (фильм позиционируется именно как триллер, и он действительно приличную часть времени держит зрителей в напряжении, если не сказать оцепенении, от ужаса) во многом, хотя далеко не полностью (в частности, апплодисментов заслуживает не совсем ожидаемый циничный хэппи-энд), предсказуем, но дело даже не в нем. Главное - это развивающаяся драма человеческих поступков. Не сочтите за пафос, но это фильм о добре и зле, правде и лжи, относительности правосудия и границах доверия. Все эти понятия в нем насколько переплетены, что при просмотре фильма вы со всеми вашими моральными установками неожиданно для себя будете "болеть" за людей, совершивших преступления, и искренне желать им избежать правосудия.
В Transsiberian очень точная игра актеров и диалоги, которые можно растащить на цитаты. Навскидку:
"Kill all my demons, and my angels may die too." - Это по Tennessie Williams.
"Fear can lead you to irrational acts. As a Russian, I know it well: our history is a history of irrational acts." - это следователь Гринько.
И, конечно, классическое "Don't talk to strangers."
Небольшое лирическое отступление о западных фильмах о России. При просмотре Transsiberian до меня дошло: просто фильмы о России нужно снимать в России, и с русскими же людьми. Практически все изображено правдиво, за исключением пары переборов. (1. Хамская проводница: да, конечно, полно таких, но, кажется, с иностранцами как-то вроде получше обращаются. 2. Что, правда, что ли, что в вагонах-ресторанах играют на балалайках и поют???) Но это я занудствую: на самом деле, все было очень аутентично, вплоть до таких деталей, как пустая бутылка из-под водки, катающаяся в коридоре поезда, и затопленные унитазы.
Фильм особенно рекоммендую к просмотру людям, которые терпеть не могут пафос-сопли-слюни и притянутые за уши морализаторские хэппи энды. В Transsiberian такого нет.
Man on Wire
По поводу этого фильма скажу гораздо меньше, что вовсе не значит, что он мне не понравился: просто он проще и понятнее, и после его просмотра остается очень легкое и приятное ощущение, а никак не грузящие мысли о добре и зле.
Man on Wire - это и сказка об исполнении желания, и история хорошо спланированного преступления одновременно. Смотрится на одном дыхании. Фильм визуально захватывающий с яркими, интересными героями - в первую очередь, конечно, самим канатоходцем Philippe Petit. Он не только мастер своего дела (покорил Нотр Дам, мост над Сиднейским заливом, а потом и сам Центр Мировой Торговли), но и очень обаятельный человек и хороший рассказчик - как говорится, харизма из него так и прет. Неудивительно, что на него "запали" его partners in crime: его девушка и друг Жан-Луи. В самом конце фильма делается небольшое лирическое отступление на тему "как меняется человек, ставший знаменитым", точнее, как ему становится не по пути с любящими и верными ему людьми. Отношение друга Жан-Луи к Филипу зацепило меня даже больше, чем отношение его девушки. Особенно пронял тот момент, когда Жан-Луи описывает выход Филипа на трос между зданиями WTC: Филип доходит до середины троса, и его лицо расслабляется, и он начинает улыбаться - это значит, что все в порядке, он уверенно и комфортно себя чувствует на тросе - в этом месте Жан-Луи - 35 лет спустя! - начинает плакать. Он так переживал за друга - до сих пор переживает - но после покорения Филипом WTC, публикаций его фотографии на первых страницах газет по всему миру, тому уже было не до старых друзей. За исключением этого грустного момента фильм очень легкий, приятный и даже местами смешной.