Мой киномарафон, часть вторая: I've Loved You So Long и A Christmas Tale

Dec 07, 2008 12:31

Все французские семьи несчастны одинаково?

Давненько уже обещала выложить свои впечатления об I've Loved You So Long и A Christmas Tale, да все никак не могла собраться с мыслями.
Оба фильма непростые, одной из главных тем в обоих является тяжелая болезнь и смерть первенца, приведшая ко всем последующим претурбациям. A Christmas Tale вовсе не комедия, как можно было подумать по трейлеру: рядом со мной на первом просмотре фильма сидела пара "людей среднего возраста", которые периодически обменивались фразами типа "Ну что за фигня?" и "Куда мы попали?", а с середины фильма вообще ушли. Очень удивительно мне такое непонимание происходящего на экране взрослыми, вроде бы, людьми, ну да ладно. А I've Loved You So Long и того тяжелее - но там и трейлер нам ничего хорошего не обещал.

I've Loved You So Long

Отсидевшую 15 лет за убийство Джулиет (стабильно высококлассная, а в этом фильме, кажется, превосходящая саму себя, британская актриса Christin Scott Thomas) приглашает пожить в своем доме младшая сестра Теа. Джулиет  и Теа практически чужие друг другу люди: 15 лет назад Теа была еще подростком, и родители запретили ей общаться с находящейся в тюрьме Джулиет, да и сами фактически отреклись от старшей дочери. Ибо тому, что она сделала, прощения нет... Или есть?

В отзывах на фильм, как правило, пишут, что это история искупления. Да, действительно, у, казалось бы, совершенно непрощаемого преступления Джулиет находится вполне логичное обоснование, и она находит свое искупление. Процесс этот непростой, и почти на всем протяжении, за исключением пары некомических, но разрядок, фильм держит зрителей в тягостном напряжении.
Однако, по-моему, I've Loved You So Long не только о преступлени-наказании-искуплении, но и о глубоком, отчаянном одиночестве, выходе из этого самого одиночества и воссоединении с людьми. Кристин Скотт Томас просто великолепно изображает это "отогревание", этот переход от совершенно закрытой, холодной, отчужденной женщины к живой и начинающей испытывать новые чувства Джулиет.

В заключение позволю себе процитировать: кино тяжело, но достойно (c) bocharoff. Рекоммендую любителям actor-driven драм вообще и поклонникам Кристин Скотт Томас в частности.

A Christmas Tale

В семье Вияр тоже все непросто. У Жунон (матриарх всея современного французского кино Катрин Денев) рак, и ей нужна пересадка костного мозга. Совместимыми с ней донорами оказываются ее нелюбимый и фактически изгнанный из семьи 6 лет назад сын Анри (Матье Амальрик) и внук Поль, недавно побывавший в психиатрическом заведении после попытки самоубийства. Добавьте к картине умершего в детстве первенца Жунон, который оказывает гораздо больше влияния на динамику в семье, чем следовало ожидать от ребенка, который, по словам его же собственной матери, за свою жизнь только и сделал, что умер. И даже это еще не все, но я не буду раскрывать перед вами все сюжетные течения и подводные камни - смотрите сами, фильм того стоит.

Во-первых, это не стандартная мелодрама из серии "погибающей героине срочно нужна пересадка костного мозга". Это вообще не мелодрама. Впрочем, как я сказала выше, это и не комедия ни разу, хотя в фильме множество моментов, где можно если не рассмеяться, то хотя бы усмехнуться, - возможно, вы увидели некоторые из них в трейлере. Даже не знаю, к какому жанру отнести фильм (да и надо ли?), что лично для меня является хорошим признаком: люблю фильмы неопределенных и смешанных жанров.

Во-вторых, режиссер Arnaud Desplechin использует в фильме несколько интересных и совершенно удивительным образом сочетающихся между собой техник. Часть из них он опробовал ранее в своем более слабом фильме Kings and Queen (там же можно заметить зарождение некоторых из тем A Christmas Tale, не говоря уже о том, что фильмы объединяет добрая половина актерского состава), но в A Christmas Tale они вписываются гораздо органичнее.

В-третьих, множество сюжетных линий для кого-то может показаться избыточным. Но, по-моему, они являются одним из главных достоинсв фильма: он очень реалистичен в этом множестве происходящих одновременно событий и неоднозначности поступков героев. Более того, такое сюжетное разнообразие позволяет заинтересовать зрителя на все 2 с половиной часа, которые пролетают совершенно незаметно, - я это говорю как человек, посмотревший фильм дважды. Да, он меня настолько заинтриговал, что захотелось еще раз рассмотреть и расслушать во всех деталях все сделанное и сказанное на экране. Я еще и DVD куплю.

В-четвертых, замечательне актерские работы. Большинство актеров вряд ли известны людям, не следящим за современным французским кино, но поверьте мне на слов, а еще лучше проверьте: они все молодцы.
Из довольно известных актеров в фильме упомянутая выше Катрин Денев, которая настолько стабильна в качестве производимых ею работ, что мне даже сказать нечего, и Матье Альмарик, которого вы могли видеть в роли главгада в Quantum of Solace, а еще лучше, если видели в The Diving Bell and The Butterfly. Последний фильм, как и A Christmas Tale, один из моих самых любимых фильмов этого года. Альмарику с его внешностью, конечно, только таких придурков и играть, героя-любовника из него не получится, да и главгады какие-то неубедительные, но "характерные" роли в малобюджетном французском кино ему в самый раз, он там как рыба в воде.

Мораль сей басни: A Christmas Tale обязательно стоит смотреть любителям европейского кино вообще и французского кино в частности. Остальным - по желанию.

кино вино и домино

Previous post Next post
Up