3 февраля Гугл почтил память стахановца капиталистического реализма и труженика американской идейной нивы Нормана Роквелла, поместив на страницу поиска одну из самых известных работ этого художника.
"Мальчик и девочка глядят на луну"
Впрочем, некоторые британские ученые полагают, что Нормана было бы корректней называть не художником, а иллюстратором. Дескать, слишком много газетных обложек за свою жизнь разрисовал, да еще и рисовал с фотографий постоянно, что приличному художнику некомильфо. Действительно, Роквелл на протяжении 40 лет иллюстрировал популярное издание The Saturday Evening Post, нарисовав в общей сложности 321 обложку, что на взгляд Википедии (и меня) служит достаточным доказательством наличия качеств, необходимых каждому художнику - фантазии и изобретательности.
"Тройной автопортрет"
Работы Роквелла отличаются яркостью, живостью, простотой и ироничностью. Советские искусствоведы подвергали художника остракизму, утверждая, что картины риджионалиста являются полной противоположностью здоровому и честному соцреализму, воспевают буржуазию и капитализм.
Вот эта работа, я считаю, очень даже воспевает капитализм
"Дом, милый дом"
Или вот этот портрет, например
"Портрет шахтера"
Герои работ Нормана Роквелла - самые обычные люди, в которых так легко узнать и себя.
"Перед свиданием"
"Няня и вопящий младенец"
"Надписи на заборе"
Есть у Роквелла замечательная аллюзия на тему Тома Сойера
"Дождемся следующей недели"
И логичное продолжение
"Возмездие"
Любопытная история произошла с литографией "Русские школьники"
В 1973 году предприимчивые поклонники творчества Роквелла украли его работу из картинной галереи в Миссури. На протяжении 15 лет местонахождение литографии установить не удавалось, пока в в 1988 она не всплыла на аукционе, где ее приобрел не озабоченный вопросами морали арт-дилер. В следующем году этот арт-дилер совершил удачную сделку, продав краденую литографию режиссеру Стивену Спилбергу. В 2007 году Спилберг от скуки рассматривал реестр похищенных предметов искусства и был весьма обескуражен, обнаружив там ту самую литографию. Конец этой истории оказался по-американски счастливым - в ходе судебного разбирательства выяснилось, что первый владелец литографии узнал о проведении аукциона и заблаговременно получил компенсацию, а из списка похищенных предметов искусства "Русские школьники" не были исключены по небрежности. В итоге и волки сыты, и Спилберг с литографией.
В 1970 году президент Никсон вручил Норману Роквеллу почетную награду - президентскую медаль свободы.
На данный момент работы художника находятся в музее Нормана Роквелла в Массачусетсе и частных коллекциях по всему миру. Его простой и честный "капиталистический реализм" обрел не меньшее количество поклонников, чем старый добрый соцреализм.
Ну и в завершение - моя любимая работа Роквелла
"Символ дома - свет"