После кладбища мы поехали в сторону своего дома, который уже четыре года, после смерти бабушки, стоял пустой.
Мы как будто пересекли какой-то невидимый рубикон. Цивилизация закончилась и началась "мерзость запустения". Деревни, которые я помнила большими и полными жизни, стояли пустые и мертвые. Ни одного жителя. В некоторых не осталось и ни одного дома. Завалились или разобрали их на бревна.
Там где была широкая грунтовая дорога сейчас густо растет бурьян.
Некому ездить. Радовали только засеянные повсюду поля и работающие комбайны. Земля обрабатывается, не простаивает, а людей нет.
Наша деревня всегда была одной длинной улицей вытянутой вдоль реки. Сейчас на нашем конце улицы живут только двое (!) людей и еще пару дворов сохранились с другого конца. Жизнь этих людей в таком отшельничестве даже сложно себе представить. Раз в неделю они на лошади ездят в село за хлебом и продуктами.
Смотришь направо и там где стояла длинная вереница домов только травы и деревья:
Смотришь налево лишь крапива и бурьян непроходимый:
Река заросла ракитой и ивами, на лугу чертополох густой, не пройти. На реке завелись бобры и ондатры, настроили плотин. Птицы взлетают прямо из под ног, из густой травы. Ощущение как в том фильме, когда люди исчезли с лица земли и природа начала брать свое.
Дом наш, как и все сохранившиеся дома, облазили охотники за антиквариатом. Стоит он грустный и слегка покосившийся. Огород зарос бурьяном, а в яблоневый сад не войдешь из за крапивы выше моего роста. На крапиву я пооблизывалась, но собирать не стала. Родственники с удивлением пережили мое хлебопечение и настойки, прядение из крапивы было бы уже чересчур ))
Но на горькой полыни, зверобое и злаковых я таки оторвалась )
Потом мне на руку села бабочка и категорически не хотела улетать
Цел наш колодец и вода в нем по прежнему вкусна. Доставала ведра воды, такое теплое чувство захватило, не смотря на разруху вокруг. Сильная там земля, много и щедро дает.
Под крышей дома раньше всегда жили ласточки:
Открыли окна проветривать. Приготовили обед. Покушали. Родственники легли отдохнуть, а я пошла в гости к единственным соседям. У них трое детей было чуть старше и младше меня, все детство мы проводили вместе веселой бандой. Сейчас они все разъехались по разным городам, живут своими семьями. Тетя Галя с мужем остались одни, но к детям уезжать не хотят. В своем доме сама-себе хозяйка, а в новом придется подчиняться другой хозяйке. А двум хозяйкам в доме редко бывает весело. Так и живут. Держат лошадь, корову, теленка, кур и индюшек. Покосившиеся сараи.
Неожиданно среди всего этого запустения смотрится новенький красный телефонный аппарат на дороге. Каково было мое изумление, когда он зазвонил. Какая-то сцена из американского фильма ужасов. Анрил.
Потом тетя Галя пришла к нам, все дружно уселись на завалинке и стали вспоминать по очереди всех, кто умер в деревне. Перед моими глазами прошла длинная вереница мертвецов. Когда разговор перешел на яростное обсуждение местной власти, я решила сходить к реке. Это было довольно безрассудно, но я полезла сквозь густую траву, репейники, крапиву, наступая на огромное количество муравьиных кочек. Идти было сложно, но и красиво, а уж про ароматы я вообще молчу, так и ела бы этот воздух ложками.
Возвращалась уже на закате:
В результате набрела на три могильных креста в чужом саду. Потом узнала, что во время войны эти люди были полицаями у немцев, их расстреляли наши и не разрешили хоронить на кладбище. Родственники похоронили их под яблоней в саду. Вечное напоминание.
Вернулась в дом вся мокрая и исцарапанная. Вымыла ноги. Пожарила картошки на ужин. Дядя привез белый домашний квас, сделали настоящую деревенскую окрошку. Тетя Галя принесла домашние яйца и творог.
Спать легли по деревенскому рано с заходом солнца. Ночью выходила "до ветру", тишина невероятная и миллионы звезд в темном небе. Встали в шесть утра. Солнце восходит с того берега реки.
Видны наши сарайчики, бывшие свинарник, телятник, курятник, подвал. Попили чаю и собрались в дорогу, чтобы успеть вернуться в город до жары. Успели.
Потом было еще полдня прогулок по Курску, множество разговоров и поезд на Москву поздно вечером.